Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 6

PDF-файл Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 6 Юриспруденция (59366): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв) - PDF, страница 6 (59366) - СтудИзба2020-05-16СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв". PDF-файл из архива "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Ислам образ жизни и стиль мышления, Москва, Политиздат, 1990, стр.1762533таких возрастных диапазонов позволяло разным народам сохранять ипридерживаться адатов, связанных с ранними браками, которые с однойстороны, не противоречили мусульманскому фикху, а с другой, позволялисохранять некоторый этический уклад и этнические традиции, связанные страдициями бракосочетания. В частности, в этом вопросе проявлялась ипроявляетсяфундаментальнаясвободаинекоторая«либеральность»мусульманского семейного права, которое с одной стороны, устанавливаетопределенные нормы, в то же время с другой стороны предоставляет свободув деле исполнения этих норм в зависимости от предпочтений, менталитетатого или иного человека.Многие исследователи советского периода, как в научных статьях, таки в агитационных материалах, относились критически к таким возрастнымустановлениям в отношении лиц женского пола.

Так, например М. Вагабовкритически оценивал возрастные установления мусульманского семейногоправа27. Однако, такую критику и данное мнение нельзя считать адекватнымиобъективно существовавшей историко-правовой действительности, как систорических реалий, так и с правовых позиций, поскольку мусульманскоесемейное право было далеко не первым в деле установления такихвозрастных границ. Следует сказать о том, что мусульманские правоведыАрабского халифата были не единственными в установлении такого родавозрастных норм в отношении лиц женского пола и, объективно говоря, ониво многом, продолжали правовые традиции предыдущих религиозныхтрадиций. Так, например, в иудейском религиозном праве того временивозраст совершеннолетия для мальчиков устанавливался в 13 лет, а длядевочек в 12 лет, что позволяло им заключить брак 28.Вагабов М.Б.

Как относится мусульманская религия к женщине, Дагестанское книжноеиздание, Махачкала, 1963, Стр.928Михайлова Л.Б. Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам; учебноепособие, «Прометей», Москва 2013, Стр.462734Что же касается католического канонического права, то в нем брачныйвозраст для лиц мужского пола установлен в 16 лет, а для лиц женского пола- в 14 лет 29.Православное же каноническое семейное право, основанное на КодексеЮстиниана, воспринявшее в свою очередь возрастные установленияклассическогоримскогоправа, устанавливаломальчиков в 14 лет, для девочек в 12 лет30брачныйвозраст для.

Аналогичное правило былозакреплено на Руси в Кормчих книгах, хотя практика знала и более ранниебраки 31.Таким образом, религиозно-правовая концепция Ислама, касающаясявозрастных границ, установленная арабскими правоведами в VIII-X вв.позволяла учитывать все нюансы в случае бракосочетания: климатические ивытекающие отсюда физиологические аспекты, психологические, а такженормы обычного права разных народов. Кроме того, арабские правоведы тоговремени выделяли в качестве приоритетного именно физиологическийпризнак совершеннолетия.Махр. Вторым условием для заключения брака был махр (предбрачныйдар). В Коране было обговорено об обязательности выплаты махра, однако впериод раннемазхабного (VIII-X в.) подавляющее большинство богослововправоведов (за исключением маликитов) считали, что не выплата махра неведет к недействительности заключенного брака.

Мусульманское семейноеправо было не единственным в деле установления предбрачного дара вкачестве одного из условий для бракосочетания. Арабскому обществу вдоисламский период также был известен предбрачный дар как семейноправовой институт, аналогичный институт был известен и тюркским исреднеазиатским народам, который был им знаком как калым, правоваяCODEX IURIS CANONICI (Кодекс канонического права), институт философии,теологии и истории, им.

св. Фомы, Москва, 2007, стр. 414-41530Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе. Москва.: Тон-Остожье,2000, стр. 6531Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву, учебное пособие, ЯрГУ, 2007,стр. 82935природа,которогоносилахарактерпокупногобрака.Аналогичноеустановление и семейно-правовой институт существовал как в римскомправе, так и в иудейском семейном праве, известное как мохар и основанноена библейской истории о Лие, Рахиле и Иакове.

Однако, правовая природапредбрачного дара в предыдущих правовых системах сильно отличалась отмусульманско-правового подхода к этому вопросу. Особенности правовойприроды предбрачного дара в предыдущих правовых системах заключались втом, что оно защищало интересы рода, племени, а во-вторых, носило элементбрачной «покупки» женщины мужчиной.М.И.Петрушевский считал, что махр - пережиток доисламскогосемейногоправа32.предбрачныйдарОднако,впредставлялдоисламскомсобойкрайнеаравийскомобществе,несистематизированныйсемейно-правовой институт, где опекун назначал и получал махр. Женщинане имела права определять сумму махра, так и быть его получателем.

В VII в.пришедший Ислам выделил и установил основополагающие принципымахра,амусульманскиебогословы-правоведывVIII-Xвекесистематизировали его в качестве одного из институтов мусульманскогоправа. Коран также содержал общие принципы о махре, зафиксированные всуре (главе) «Женщины». Махр был собственностью женщины. По мнениюАхмада ибн Ханбала опекун (вали) мог потребовать и дополнительную платудля себя при бракосочетании33. Махр следует отграничить от понятиянафака. Несмотря на их во многом схожий финансово-экономическийхарактер, они были разными по своей правовой природе. Махр, прежде всего,- это предбрачный дар, который вступающий в брак мужчина обязанпреподнестиженщине.Нужноотметить,чтомахркакинститутмусульманского семейного права являлся и рассматривался в качествегарантийного фактора для женщины, лишенной содержания вследствиеразвода или смерти мужа.

Нафака же - это материальные обязательства мужа3233Петрушевский И.П. указ.соч., стр. 174.99 ‫ الصفحة‬،3‫ المجلد‬،2007 – 1427 :‫ دار الفكر‬:‫ الناشر‬،‫ الوجيز في الفقه اإلسالمي‬،‫وهبة بن مصطفى الزحيلي‬36по обеспечению и содержанию жены в течение супружеской жизни, а так жепрочих лиц, определяемых различными мазхабами (богословско-правовымишколами) по-разному. В научной литературе существует определение,согласно которому махр – одноразовое содержание женщины34, однако, такоеопределение представляется не вполне точным. Содержанием женщины,которое подразумевает собой обеспечение текущих материально-бытовыхрасходов, была нафака. Махр был не столько содержанием, сколькогарантийно-компенсационным обязательством мужчины с механизмомединовременнойилипоэтапнойвыплаты.Такимобразом,махр(предбрачный дар) – семейно-правовой институт, компенсационногарантийного характера, выражающийся в имущественном или иномэквиваленте этому денежному предбрачному дару, передаваемомуженщине для ее материального обеспечения на случай развода илисмерти мужа.Что касается размеров махра, то он был установлен еще пророкомМухаммедом в высказывании: «Размер махра должен быть не ниже 10дирхамов»35.

Однако, в годы жизни пророка Мухаммеда (570-632) верхняяграница махра не была установлена. Во время правления халифа Омара ибналь Хаттаба (634-644) была предпринята попытка установления предельнойграницы махр, и за основу был взят махр, который был дан дочерям пророкаМухаммеда. Однако после того как ему были показаны аяты (стихи) изКорана, в которых не были установлены верхние границы махра, онотказался от мысли установления верхней предельной границы махра. К VIIIв.

имелись противоречия между богословами-правоведами относительноминимальногоразмерамахра.Помнениюправоведов-маликитовиправоведов-ханбалитов махр не имел ни верхних, ни нижних границ, а помнению Абу Ханифы, Малика ибн Анаса и Абу Юсуфа махр имел нижниеИванова Д.Р., Нуриев Б.Д.

указ.соч., стр. 42،‫هجری‬1432/2011 ،‫ مکتبة المعارف للنشر و التوزیع‬:‫ الریاض‬،‫ کتاب النکاح‬:‫ ابي عيسى؛ سنن الترمذي‬،‫الترمذي‬341‫الصفحة‬Дирхам – серебряная денежная монета, действовавшая в Арабском халифате с VII поначало XI века.343537границы. Чуть позднее, правоведы-ханафиты установили минимальныйразмер махра в виде 10 дирхамов, а правоведы-маликиты – 3 дирхамов36.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в периодраннемазхабного развития (в VIII-X вв.) существовала тенденция поснижению нижней границы махра, однако верхняя граница так и не былаустановлена,чтообъективносоздаваловозможностьдляженщинзлоупотреблять правом на установление величины махра.

Таким образом,вопрос максимального размера махра носит не только историко-правовойхарактер, но и актуален на сегодняшний день, учитывая большие махры,которые де-факто практикуются на сегодняшний день в странах ПерсидскогоЗалива,где не существуетнанегозаконодательныхограничений.Аналогичное положение дел было и до недавнего времени в Иране, где назаконодательном уровне были введены верхние границы махра в виде110 000 иранских риалов 37.Сам махр мог иметь разную форму и как видно из мусульманскихисточников, махр мог быть и нематериальным, символическим. Так,например, зять и двоюродный брак пророка Мухаммеда – Али ибн АбуТалиб - подарил в качестве махра своей жене, дочери пророка – Фатиме,щит38. Кроме того, мусульманские источники зафиксировали факты, где вкачестве махра, мужчина читал аяты (стихи) из Корана женщине39. Впериод завоеваний и расширения территории Арабского Халифата, ипринятие Ислама многими народами, в качестве махра стало преподноситьсяи право бесплатного изучения арабского языка.36Mehmet Akif Aydan Mehir// Islam Ansiklopedisi.

Istanbul, 2003, cilt 28, s. 389Исламский парламент Ирана [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.parliran.ir/majles/fa/Content/4_artmajles1/36239‫ندارد‬20%‫زندان‬20%‫محکوميت‬20%‫ازسکه‬20%‫باالتر‬20%‫( مهریههای‬последнее посещение – 13 января2018 г.)38‫ القاهرة – مصر‬:‫ الدار المصریة اللبنانية‬:‫ سنن أبي داود‬،‫ أبو داود سليمان بن األشعث السجستاني األزدي‬.2125‫ الحدیث‬،‫م‬1988/‫هـ‬140839،‫ دار إحیاء الكتب العربیة عیسى البابي الحلبي وشركاه‬:‫ بیروت‬،‫ صحيح مسلم‬،‫ مسلم بن الحجاج القشيري‬،‫النيسابوري‬.1425 ‫ الحدیث‬،2932 ‫ عدد الصفحة‬،‫ مجلدات‬5 ،‫م‬1955/‫هـ‬13743738Таким образом, можно выделить два вида преподносимого женщинемахра: материально-финансовый и нематериально-символический.В мусульманском семейном праве выделялись два вида механизмавыплаты махра: предварительно обговоренный махр (махруль мусемма) ипринудительныймахр(махрульмисль).Врамкахпредварительнообговоренного махра (махруль мусемма) выделялись такие виды выплатымахра как единовременно выплаченный махр (махруль муаджаль) ипоэтапно выплаченный махр (махруль муаджель).Махрульмуаджаль(единовременновыплаченныймахр)былмеханизмом выплаты, при котором махр выплачивался сразу же послезаключения брака.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее