Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 4

PDF-файл Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 4 Юриспруденция (59366): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв) - PDF, страница 4 (59366) - СтудИзба2020-05-16СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв". PDF-файл из архива "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Причины таких широкихдиапазонов «запретных» категорий из числа родственников, а такжеМухаммед Таки Тустари. Решения и мудрость Али ибн Абу Талиба / перевод с перс. М.Ибрагимовой. – М.: Изд-во «Исток»; 2010, стр. 785،‫هجری‬1414 ،‫ مؤسسة آل البيت عليهم السالم إلحياء التراث‬:‫ قم‬،‫ محمد بن الحسن؛ وسائل الشيعة‬،‫الحر العاملي‬.ّ53‫ الصفحة‬،14‫الجزء‬422оснований запретов на заключение брака основывались на защите потомстваот всевозможных вероятных генетических заболеваний и на принципахсвятости близкородственных уз.Мусульманскими правоведами в VIII-X вв. были детально разработанывопросы молочного родства.

Они были единодушны в том, что есликормилица была 9-ти лет и старше, а возраст ребенка был до двух лет, онасчиталась для него молочной матерью, а дети кормилицы – молочнымибратьями и сестрами. Так, например, Мухаммед аш-Шафии считал, чтоженщина считается молочной матерью для ребенка, в случае, несколькихприемов принятия молока, а Абу Ханифа полагал, что достаточно и одногоприема. Кроме того, шафииты считали, что даже если молоко случайнымобразом попало в какой-либо продукт и ребенок его употребит, то междуними уже устанавливается молочное родство, а Абу Ханифа считал, что дляустановления молочного родства необходимо, чтобы ребенок принял молоков жидком виде, которое попадает к нему в желудок. В случае, если мужчинавступит в брак с молочной родственницей и между ними произошла половаясвязь, то по мнению всех правоведов того времени мужчина должен был датьей махр (предбрачный дар) и брак автоматически расторгался, а еслиинтимной связи не было, то брак расторгался без выдачи махра.

Факткормления в случае необходимости мог устанавливаться свидетелями вколичестве двух мужчин и двух женщин. Шафииты к этому требованиюдобавили и наличие четырех женщин, видевших кормление, которые могутзасвидетельствовать количество кормлений, дату и пр. В случае, есликормилицанепомниладатукормления,молочноеродствонеустанавливалось.Что касается браков с иноверцами, то мусульманское семейное правозапрещало браки женщин с представителями иных религий, в то время какмужчинамразрешалосьвступатьвбракспредставительницамихристианской и иудейской религии, при условии что дети, рожденные отэтих браков, будут исповедовать Ислам.23Однако, по мнению суннитских правоведов, браки с христианками ииудейками были нежелательными в силу приказа халифа Омара ибн Хаттабаоб обязательном расторжении всех браков с представителями «ЛюдейКниги» (христианками и иудейками).

Данный указ в то время объяснялсятем, что мужчины, вступившие в брак с представительницами «ЛюдейКниги», не делали ничего, для приобщения своих жен к принятию ислама 6.Шиитские имамы и шииты-джафариты толковали этот аят (стих), какдозволенностьдлямусульманзаключатьвременныебракиспредставителями «Людей Книги», ставя запрет на заключение постоянныхбраков с ними.На сегодняшний день, один из известных шиитских богослововправоведов современности Макарем Ширази в своей фетве разрешилзаключение постоянного брака с представительницами «Людей Книги».Стоит отметить, что подобный запрет на вступление в брак с лицамииных вероисповеданий было и в христианстве, а именно в католическом и вправославном каноническом праве, а также в иудейском семейном праве.Так, например, в Ветхом Завете существовал целый ряд стихов, запрещавшихбраки с язычницами 7.

Новозаветная семейно-правовая традиция исходила изтех же принципов, сформулированная Новым Заветом, однако, отношениеапостола Павла к подобным бракам было неоднозначным. Кроме того,современное католическое каноническое право не допускает браки, где однаиз сторон является не крещенной 8. Свод законов Российской империи 1832г. не допуская браки с представителями иных религий, допускал брак спредставителями иных христианских вероисповеданий 9.Аляутдинов Ш. «Ислам в вопросах и ответах», Москва, изд-во «Аст» 2005, стр. 225Священное Писание. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, издво «Русский паломник», Москва, 2010, стр.

1458CODEX IURIS CANONICI (Кодекс канонического права), институт философии, теологиии истории, им. св. Фомы, Москва, 2007, стр. 4159Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. –М.: Юристъ, 2004, стр. 405-4066724Таким образом, мусульманское семейное право продолжало семейноправовыетрадициипредыдущихавраамических,монотеистическихрелигиозно-правовых традиций, существенно пересмотрев многие из ихположений. Причинами укорененности запрета браков в исламе, в которомодна из сторон принадлежала к языческой вере, заключалось в проблемевоспитанияпотомстванесовместимостиврамкахязыческойиединойрелигиознойавраамическойтрадицииирелигиозно-правовыхпарадигм.Временный брак. Как уже отмечалось выше, после появления ислама вVII в. были сохранены два вида брака – постоянный и временный.

К VIIIвеку в Арабском Халифате существовал и был легализован в рамкахсуннитских мазхабов только постоянный брак.Временный брак де-факто практиковали шииты-джафариты. Шиитысчитали, что временный брак никогда не запрещался пророком Мухаммедом.Об этом свидетельствуют такие шиитские первоисточники как ман лайахдурух аль факих, аль Истибсар. Так 6-й шиитский имам Джафар ас Садыкговорил о том, что временный брак, как форма брачных отношений былазафиксирована в Корарне и в Сунне10. 8-й имам - имам Али ибн Мусса арРеза говорил о том, что пророк Мухаамед считал временный бракдозволенным и вплоть о смерти не запрещал ее11По мнению суннитских правоведов, временный брак был запрещенсамим пророком Мухаммедом, что было зафиксировано в суннитскихисточниках 12.

Однако, шииты считали, что это запрет был введен не самимпророком, а вторым халифом Омаром ибн аль Хаттабом 13. ،3‫ج‬‫صص‬5 ،3‫ج‬،،‫ دارالکتب اإلسالمية‬:‫ تهران‬،‫ اإلستبصار فی ما اختلف من األخبار‬، ‫ ابوجعفر محمدبن حسن‬،‫لطوسی‬.10‫صص‬292 ،3‫ج‬،،‫م‬1986-‫هـ‬1406،‫ مؤسسة األعلمی‬:‫ بيروت‬،‫ محمد بن علی؛ من الیحضره الفقيه‬،‫صدوق‬.1112SahihMuslim//[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.sunnah.com/muslim16 (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)13Макарем Ширази Познание шиизма (перевод и составление Айрат Баешев), изд-иепервое, Кум, 2011, стр.

19225На сегодняшний день, в суннитском семейном праве получилраспространение брак мисйар, появившийся в Саудовской Аравии14. Посвоей юридической природе, брак мисйар очень схож с шиитскимвременным браком мута с той лишь разницей, что в браке мутаотсутствовала процедура развода, а в суннитском браке мисйар стороны,заключавшие договор заранее обговаривали время развода. По сути, условиябрака мисйар превращает его в суннитский аналог шиитского временногобрака.Как и в случае с постоянным браком, девушка, не побывавшая дозаключения временного брака замужем, не имела права заключатьвременный брак.

Основывается это на высказывании 8-го шиитского имамаАли ибн Мусы ар-Резы (IX в.): «Девственнице запрещено вступать вовременный брак без разрешения отца»15.В процедурном отношении временный брак не отличался отпостоянного за исключением оговорки в брачной формуле временныхотрезков (от 1 часа до 99 лет). В отличие от постоянного брака, во временномбраке отсутствовал бракоразводный процесс и брак прекращался систечением срока временного брака.Кроме того,последствийкак,постоянный брак порождал целый ряд правовыхнапример,обязанностьповозмещениютекущихматериальных расходов жены, наследование супругов и пр.

Во временномбраке таких обязательств не было, за исключением обязанности женыхранить верность и вступать с мужем в интимную связь. Также, во временажизни 12-ти имамов в шиитском семейном праве запрещалось заключениепостоянного брака с представительницами «Людей Писания» (христианкамиииудейками),однако,этотзапретсданнойкатегориейлицнераспространялся на временный брак.S.

Kose Misyar nikahi// İslam Hukuku Araştırmalari Dergisi, Nisan, 2009, s.23،‫هجری‬1414 ،‫ مؤسسة آل البيت عليهم السالم إلحياء التراث‬:‫ قم‬،‫ محمد بن الحسن؛ وسائل الشيعة‬،‫الحر العاملي‬ّ458‫ الصفحة‬،14‫الجزء‬141526Некоторые исследователи советского времени, как например, И.П.Петрушевский сравнивал шиитский временный брак с конкубинатом,имевшим место в римском праве16. Однако, с этим мнением можносогласиться лишь отчасти.

Особенностью шиитского временного бракаявлялись то, что рожденный от временного брака ребенок считалсязаконнорожденным иобладал равнымиправаминаряду с детьми,рожденными от постоянного брака, что существенным образом отличает егоот конкубината.И.П.Петрушевский считал, что заключение временного брака не былораспространенным явлением и было унизительным для женщин. Однако,данное мнение верно лишь отчасти и причины не распространения данноговида брака хоть лежали в плоскости религиозно-этических установлений, нообъяснялись несколько иначе.

Во-первых, согласно шиитским религиозноэтическим установкам временный брак был менее предпочтителен посравнению с постоянным браком. Кроме того, в шиитском исламе считалосьнежелательным заключение мужчиной временного брака при наличии у негопостоянной жены/жен. В-третьих, значительную роль здесь также играладат (правовой обычай) разных народов, включенных в состав Халифата,которые не знали такого вида брака или его подобия в доисламский период, вотличие от арабов-бедуинов.Некоторые исследователи советского периода относили шиитскийвременный брак к завуалированной форме проституции17. Однако, такоемнение представляется не верным.

Во-первых, запрещалось заключениевременного брака с женщинами, которые занимались проституцией, ишиитские источники хадисов сохранили много тому свидетельств. Так,согласно шиитскому сборнику хадисов Васаиль аш Шиа, 6-й шиитский имамДжафар ас Садык, узнав о заключении временного брака одного из егоПетрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв., изд-во Ленинградского университета,1966, стр.27317Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья; Дагестанское книжное издательство; Махачкала;1994; стр. 941627сподвижников с проституткой в публичном доме, сказал: «Оставьте это(заключение временного брака)! Разве не стыдитесь, того что вас видят вместах срама (т.е. публичных домах)?!»18. Во-вторых, во временном браке,женщина обязана хранить верность мужу, что исключало вероятностьпроституции, нарушение же верности супругу каралось в соответствии смусульманскимуголовнымправом.В-третьих,женщинавслучаезавершении времени брака, должна была выждать идду (выжидательныйсрок), как и в постоянном браке.Исходя из вышесказанного, можно заключить, что временный брак вшиитском семейном праве не был завуалированной формой проституции, абыл иной формой оформления брачных отношений.Таким образом, временный брак (сига, мута) в шиитском семейномправе – это вид брака, характеризующийся конкретной длительностью,отсутствиембракоразводногопроцесса,абсолютнойавтономиейличности женщины на протяжении брака, а также наличием семейноправовых и наследственно-правовых гарантий у потомства.Полигамия (многоженство).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее