прагматика фольклора, страница 3
Описание файла
Файл "прагматика фольклора" внутри архива находится в папке "Прагматика фольклора". PDF-файл из архива "Прагматика фольклора", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "культурология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Каждый речевой ::,жаяр в каждой области речевого общения имеет свою концепцию адресатке 22 М.М. Бахтин выделяет два уровня специфики жанра — внеш,Ний и внутренний: «Произведение занимает определенное, предоставленное ему место в жизни своим реальным звуковым длящиль , ся телом.
Это тело расположено между людьми, определенным об.'разом организованнымиь.зз Тшю формы существенно определяет тему, характеризующую внутренний уровень специфики. Каждый " жанр обладает сиоими способами вйдения действзггнльгюсти: «су. ществует действительность жанра и действительность, доступная .
жанруь. , Нас будет интересовать действительность фольклорного жагь ;.':ра — его «длящееся телоь, расположенное между людьми, не просто ' 2«Нельзя тем не менее не отмегитль что семантическое исследование 4хлльк-Лора,' С уз«талл прагматического аспекта, также получает даполнл1теллеьмг акга ,Иажиасти, как зта произошло и литературоведении с появлением иитартекятуальиоаз метода анализа: лииз~ртскгтуальньи1 оадход. дюи ко нг сводясь к новакам непосредственных заимствованна и аллнолнй, аткрыжн;т иоана круг хитер«оных возможностей.
Среди них: гаиастюыеннг мюалагнчегки ~хадани :..явлений (ироизведений, жанров, наараюиний) как вариаций ае абгцнс теин : н структуры; выявлений глубинной (мнфачихз1чоскМ, лгнхала л1члх кой, шцнельна прагматической нодаалски анализаруамьж токс1хлв1л (ллзллкаесюлй А. К. 18л~улсдающие сны. Ы., 1994. С. 8). хай«аллин М.М. Эстетика словеснога творчества. М., 1986. 22М«деедее П.
М. Формальный метод е литературоегдепнн.,~!., 1928: 2«Там же. С. 290-291. организованными, но, как мы постараемся показать, организуемыми им. Разработка концепции речевого жанра в эстетических работах М. М. Бахтина имеет лингвистическую параллель в виде теории речевого акта,зв лингвистической теории, основывающейся на акциопальиом характере (зечи.
БследстВие этОГО пОдхода сфорь<ировалось представление о высказывании как о речепоее<у«и"<соко«< акте, который одновременно включен и в контекст речи, и в контекст жизни: он ориентируют адресата и влияет на его действие.зе То, что является общей характеристикой речи, может быть отнесено и к одной вз ее областей †ре фольклорной. Так, Б. Н. Путилов отмечал: «Фольклор выступает †определенных условиях и обстоятельствах †равноценн участником прагматических действий, функционирующих социальных институтов, бытовых ситуаций».27 Важность п<здобного аспекта рассмотрения <)юльклора отмечена и в новейших теоретических работах по фольклору: «Фольклориып тексть< .
не только некие обьекты "фольклорного дискурса", но и те грод<рсва, благодаря которым реализуются социативпып (коптактоупгапавливающие), эь<отивные, волюнтатввные, апполитши<ь<е, рспр<х<ентагввныо и другие возможности речевого обп<еппя»,тэ Ссылаясь на исследования Д. Хайь<са, К. Богданов далее <и меч<к т, что кшппнрованиые формы коммуникации выступают в фуша(нп символического регулятора социальных связей и связыисн«мых < пвмп поведенческих тактик.зэ Иопрос о том, каким образом это происходит, требует привлеч<пий дополнительных ипформапионных ресурсов, позволяющих и<и'<згцпо ив та кон пжст фольклорного высказывания. «Социальные институт'ь<» и бь«оп«,е ситуации», в которых «работает» фольклор, цуждьчотся в отдельном описании.
Б заданной прагматической перспективе фольклорное высказ»Сел<ни Д. Слово квк действие <<,< Повсе в зарубежной лингвистике. М., 1966. Вып.17: Теория речевых вктов; Ппдучееа В. В. Семантические исследоивция (Семввтккв времени и вида в русском языке, семантике ивррвтивв). 54., 1996, З«Ч«ловеческий фактор в языке: Коммуииквция, модвльиост<ч дейксис,< П,Д,Лрутюиовв, Т.
В. пуль<гике, Л.Л. Кибрик, К.11 Крвсиухии, С, Л. Крылов, К В. Пвдучевв, Т. В. Редзиевсквя, А.Д.Шпелев. М., 1992. С.14. З< Пгп<пыое В. 70 Фольклор и и цюдивя культуре. С. 50. з" (н<гдоиое К, Повседневность и мифология. СПб., 2001. С. 51. <'<Твм же.
С ЭЗ. (П ,.':.'зывание (т.е. произведение фольклорного текста) будет рассмат.,риваться в следукццих аспектах. 1. Б отношении к социальной ситуации, спровоцировавшей дан';пое высказывание; к намерению говорящего, его базовым социальйЬ<м характеристикам, а также к идеологическим и ментальным установкам, составляющим облыть пресуппоэиции. К этому же аспекту относится рассмотрение целей, которые манифестируст го,'йОРЯЩий в данном вь<сказывании,~ а равно и способы их подмены й:,том случае, если высказывание используется в социальной игре. Последняя ситуация для фольклора в высшей степени характерна, В.силу того что здесь прагматика закреплена за формой и известна до высказывания.
' '--' .2. Б отношении к сообщаемому в высказывании факту, а нмен- 110, к характеру отношений между сообщаемым фактом и фактом . 00общения (Якобсон) или «планом истории» и «планом речи» (Бен, беяист). 3. Б отношении к результатам данного высказывания (область ,11ерлокупии) или, в теории Бахтина, — к ответной реакции слуша. Ю<цего. Постановка вопроса о социальной эффективности фольк- . дора представляется необходимой, поскольку в силу естественного Отбора трад<шией закрепляются только те социальные инструментг<й, использование котоРых дает оптимальные РезУльтаты.
ИзбиРаВМый подход позволяет рассматривать фольклорные речевые акты б точки зрения качества их социального результата. 4. В отношении к используемым для создания данного высказы. вания.тзыковыь< средствам; сюжетам и мотивам, стилистическим приемам и проч., т. е, к тому фонду возможностей, который предо:-'бтаавляют человеку культура и язык в качестве инструментов лля , («десь и сейчас осуществляемого строительства своей и общей жиз' Щ< Мы будем рассл<атривать фольклор как особый семиотический ", В(<парат, созданный для конструирования времени, прогтрапстиа и <ХУЦ<<ЭЛЬНОГО ВЗаИМОдействия в ЗадйцпЫХ традицнгй риМКВХ. Прп ' <езх<м предмет анализа будут составлять р<юличш,п< сферы црэкти" Кв„в которых этот аппарат испои<с<у« <з<. ,((1<я гого чтобы продемопстрнроиать тк(«(юктнвп<уст<* избраппо- «О «Под речеповедсической цезп,к> мы ямгсм е ью<у н< ю родю<у ииформвшп<, " а <<вдкчу [или сверхзедвчу], постввлсвиую д< ест внсм, юпчмьлм<пыл< кв дру'<1<е лицо (или ие друп<х лиц) и прелполвгвюшим отн<чное действие — речевое, <Мведенческсс пли меитвльисе» (Человеческий фактор в пзьпю, .
С. 47). 11 го исследовательского ракурса, покажем на ряде примеров, что привносит определенный выше у(ол зрения в описание фольклор- ного феномена. Одним из факторов, относящихся к первому из выделенных ас- пектов (говорящий/высказывание) является количественная харак- теристика говорящего. Все ()юлькгторн ые жанры могут быть по это- му принципу разделены на пледующие группы: жанры, предполага- ющие только одного говорящего (к этой груш!е относятся заговоры, сказки, при(ъворы свадебного дружки, частушки, северно-русские былины и все формы фольклорной прозы); жанры, прелполагаяь щие только коллективного говорящего (к этой группе относятся традиционная лирика, обрядовые свадебные песни, весь календар- ный и игровой песенный фольклор); жанры, возможные в пределах одной тргщ(щии и как сольные и как хоровые (к этой группе отно- сятся причитания, которые могут быть и сольными н хоровыми в пределах локальной традиции, баллады и романсы, духовные сти- хи), Примечательно то, что тексты, исполняемые группой, в наи- большей степени контролируются с точки зрения их правильно- сти/неправильности — «из песни слова не выкинешь».
В современ- ной речевой практике существует не так много форм группового говорения, но их перечень заставляет особым образом отнестись к прагматике такого говорения. За исключением профессиональных хоровых форм (эстрадных, театральных и проч.), современная русская речевая культура «зна- ет» следующие формы «говорения» хором: хором прихожан произ- носит» я «Символ веры» и «Отче наш... » во время Божественной Литургии; хором ш»ются застольигяе песни и песни компаний (тури- стических, студенческих и проч.);хором произносят текст военной присяги; и, наконец, зал»жение новогодней елки в качестве обяза- тельного условия требует хорового «Елочка, зажгись!».з! Этот ряд достаточно явно демонстрирует то, что совместное го- ворение имеет специфический социальный статус перформагииеио- зо акта — высказывания, являющиеся исполнением определенного действия.зз ' »Аз«ля» яяеелегяя соеместнаге гозереяяя язя фермы яяеятяфяяецяя фермы подтверждения еляястяя, «мы, был»»!юзелея О.