Диссертация (Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе". PDF-файл из архива "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской областиМосковский государственный областной университетНа правах рукописиКиселева Яна ВладимировнаСоциально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивнойаксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественнойлитературеСпециальность 10.02.20 –«Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание»Диссертация на соискание учѐной степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорМария Валентиновна АлексееваМытищи – 20182ОглавлениеВведение ...........................................................................................................................
4Глава 1. Когнитивная обусловленность концепта «мораль» и его модальноеотражение в аспекте типологии ................................................................................... 121.1Когнитивная парадигма в языкознании ............................................................ 121.1.1«Ментальная репрезентация» и ее структуры ............................................... 121.1.2Основные положения когнитивной лингвистики ......................................... 151.1.3Понятия «концепта» и «концептосферы» ......................................................
191.2 Понятие «модальности» ......................................................................................... 221.3 Аксиологическая модальность. Концепт «мораль»............................................. 321.4 Типология и языковые универсалии .....................................................................
56Выводы по первой главе ............................................................................................... 65Глава 2. Личностные характеристики персонажей в художественной прозе, ихобусловленность и дискурсивное выражение ............................................................ 682.1 Дискурсивные типы отражения морально-этических признаков персонажей . 682.2 Авторский идиостиль в художественной литературе и факторы егодетерминирования ......................................................................................................... 702.3Этические характеристикиположительныхперсонажейв различныхдискурсивных фрагментах ...........................................................................................
722.4 Индивидуально-личностные характеристики в аспекте концепта «социальное»и «национальное» .......................................................................................................... 812.5 Дискурсивные типы и их лингвистические признаки .........................................
87Выводы по второй главе ............................................................................................... 91Глава3.Лингво-семантическиесредствавыражениямодальностивхудожественном тексте................................................................................................. 943.1 Лексико-грамматические средства выражения модальности в английском ифранцузском языках ...................................................................................................... 963.1.1 Проявление модальности в суждении. Интуитивное суждение ................... 1003.1.2 Рациональное суждение и его лингвистические средства выражения ......... 10433.2 Проявление модальности в описании чувств и эмоциональных реакций ...... 1183.3 Модальность волеизъявления при выражении просьбы и желания ................
1333.4 Признаки однопорядковости модальности в различных дискурсивных типах,характеризующих персонажей................................................................................... 141Выводы по третьей главе ............................................................................................ 147Заключение .................................................................................................................. 149Список литературы .....................................................................................................
153Список иллюстративного материала......................................................................... 1724ВведениеВ настоящее время большинство лингвистических трудов, относящихся ккогнитивной парадигме, постулирует, что когнитивизм имеет непосредственноеотношение к человеческому познанию, а всякая человеческая личностьпредставляет собой целую систему переработки информации, человеческое жеповедение описывается в его действиях и речи.
Поэтому решение задач в рамкахкогнитивной парадигмы непосредственно связано с языком. Язык естьнеобходимыйинструментотображениячеловекомдействительности,оказывающий влияние на способ ее познания и восприятия. Активная роль языкав познании состоит в том, что он влияет на человеческое мышление, навозможность и способ постановки вопросов относительно действительности иполучения ответов на эти вопросы. Очевидно, что через язык, говорящийвысказывает свое субъективное отношение к сообщаемому, то есть выражаетмодальное отношение.Понятиемодальностинеоднородно,многообразноиподразумеваетвсестороннее изучение различных ее видов в самых разных аспектах.
Очевидно,личностное начало в большей степени проявляется в художественном тексте,нежели в любом другом типе текста: научном, справочном, инструктивном и др.Чем стандартизированнее текст, тем ярче выделяются его признаки, темнепреложнее каноны его образования, тем ниже степень проявления личностногоначала. Чем в большей мере ощущается присутствие «художественности» втексте, тем сильнее проявляется в нем личностное начало автора.Теоретической и методологической базой исследования послужилитруды, затрагивающие вопросы:- когнитивной лингвистики (Р. Ленекера [Langacker, 1987], А.
Ченки [Ченки,1996], П.Б. Паршина [Паршин, 1996], В.И. Герасимова [Герасимов, 1985],Е.С. Кубряковой [Кубрякова, 1999], Д.С. Лихачева [Лихачев, 1993], З.Д. Поповой,И.А. Стернина [Попова, Стернин, 2000], Е.В. Рахилиной [Рахилина, 1998]);5- дискурсивных типов (Й. Триром [Денисенко, 2006], Е.С. Троянской[Большая Советская Энциклопедия, 22.07.2017, Электронный ресурс], И.Р.Гальперина [Гальперин, 2006], О.А.
Нечаевой [Нечаева, 1999]);- модальности (В.В. Виноградова [Виноградов, 1954], Н.Е. Петрова [Петров,1982], П.В. Таванца [Таванец, 1963], В.З. Панфилова [Панфилов, 1977],Г.В. Колшанского[Колшанский,1975],В.И.Карасика[Карасик,1992],А.В. Зеленщикова [Зеленщиков, 2010], Г.Я. Солганика [Солганик, 2010], В.Г.
Гака[Гак, 1979], Ф. Брюно [Brunot, 1953]);-типологии(Ю.В.Рождественского[Рождественский,1969],С.Д. Кацнельсона [Кацнельсон, 1972], В.Г. Гака [Гак, 1977], М.Н. Кожиной[Кожина, 1968], Г.В. Колшанского [Колшанский, 1985], Б.А. Успенского[Успенский, 1969]);- аксиологии (Н.Д. Арутюновой [Арутюнова, 1999], Б.А. Ларина [Ларин,1974], М.Б.
Борисовой [Борисова, 1997], С.В. Бековой [Бекова, 1973], Г.А. Лилич[Лилич, 1968], Ю.С. Язиковой [Язикова, 1985]).Несмотря на наличие работ, исследующих личное начало автора, егоидиостиль изучения аксиологических и дискурсивных моделей и аксиологическоймодальностивхудожественномтекстеявляетсяещенедостаточноразработанным.Актуальностьсоциальныепредпринятогоисследованияиндивидуально-личностныеобусловленааксиологическиетем,чтохарактеристикиперсонажей в аспекте типологии редко становятся предметом специальныхисследований.Таким образом, актуальность темы исследования определяется отсутствиемработ, рассматривающих концепт «этика/мораль» с позиций основных элементовконцептосферы (ядро, околоядерное пространство, периферия), художественноготекста и их вариативности, возрастающей в сторону периферийной области.Степень разработанности темы определяется тем, что исследованиюкогнитивной лингвистики посвящено много работ зарубежных ученых [Cienki,1995; Jakendoff, 1983; Johnson-Laird, 1988; Lakoff, 1977; Langacker, 1999; Talmy,61975; Barwise, 1983; Sapir, 2001; Whorf, 1942].
Отчественные ученые такжезанимались вопросами концептуализации [Кубрякова, 1999; Попова, Стернин,2000; Паршин, 1996; Герасимов, 1985; Рахилина, 1998] и введения новых понятийтаких, как «концепт» [Аскольдов, 1997; Ларин, 1956], «концептосфера» [Лихачев,1993]. Теоретической базой исследования послужили также фундаментальныетруды ведущих отечественных ученых в области теории типологии исопоставительного языкознания [Рождественский, 1969; Кацнельсон, 1965] итеории модальности [Виноградов, 1954; Петров, 1982]. Несмотря на активнуюразработку когнитивной [Дегтярева 2010; Романова 2003; Исхакова 2009] иаксиологической модальностей [Воркачѐв 2004; Карасик 1992; Сафонова 2003;Степанов 1997; Привалова 2006], выделение аксиологиеских характеристик спозиций социальных ииндивидуальных проявлений на типологическомматериале все еще остается мало изученным.Материаломисследованияпослужилиангло-ифранкоязычныехудожественные произведения («Приключения Оливера Твиста» Ч.
Диккенса и«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери) на основании анализа объемапроизведений в целом. Несмотря на то, что эпохи, жанры и стили данных авторовразнятся, нами для анализа были выбраны именно эти произведения, сходные понекоторым особенностям идиостиля: социальные типы, моральные ценностиавторов – ориентация на положительных персонажей (детские образы), четкоесовпадение некоторых философских сентенций положительных героев и дажеблизость в речи некоторых социально-сходных персонажей.Выбор материала исследования объясняется, с одной стороны, ценностнопсихологическим сходством персонажей и их авторской оценки и, с другой,сходством и различием модальных проявлений в различных языках.