Диссертация (Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века), страница 8

PDF-файл Диссертация (Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века), страница 8 Филология (58963): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века) - PDF, страница 8 (58963) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века". PDF-файл из архива "Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

10: 38‒42), где МарфаСавинков Б. В. Конь бледный // Савинков Б. В. Избранное. М.: Политиздат, 1990. С. 354. Далее ссылки на этоиздание приводятся в квадратных скобках вслед за выдержками с указанием фамилии автора.4937отождествляет собой земное начало, а Мария – духовное. «Мало еще, чтобы людибыли свободны, мало еще, чтобы с голоду дети не умирали, чтобы матери слезамине обливались. Нужно еще, нужно, чтобы люди друг друга любили, чтобы Богбыл с ними и в них. Про Бога-то, про любовь-то забыли» [Савинков, с. 320].

Вречи Вани не только слышатся интонации героев Достоевского, но и вновь звучитидея русского народа как народа-«богоносца»: «наш народ, народ Божий, в немлюбовь, с ним Христос. Наше слово – воскресшее слово» [Савинков, с. 320]. Ванядействуетвоимягрядущейреволюции:«крестьянской,христианской,Христовой» [Савинков, с. 320]. Для него есть только два пути: «один, – всепозволено <…> И тогда – Смердяков <…> другой путь, – путь Христов»[Савинков, с. 313]. Но герой по-своему понимает учение Спасителя, извращеннотолкуя Евангелие. «Если любишь, много, по-настоящему любишь, то и убитьтогда можно» [Савинков, с. 313]: «убий <...>, чтобы потом не убивали.

Чтобыпотом люди по-Божьи жили, чтобы любовь освящала мир» [Савинков, с. 337]. Вевангельских строках «нет больше той любви, как если кто положит душу свою задруги своя» (Ин. 15:13), Ваня видит прямой призыв – «не жизнь отдать, а душу<…> нужно крестную муку принять, нужно из любви, для любви на всерешиться» [Савинков, с. 313].Подобное понимание христианской любви нашло широкое распространениевлитературно-философскихкругахначалаХХвека.Л. Н. Андреев,А. М. Ремизов, позже Ю. М. Нагибин, пытались оправдать поступок Иуды,изобразив акт предательства как неумолимый и исторически предопределенныйфакт.

Иуда здесь становится символом сильной личности, способной на поступоки готовой из любви, ради любви, погубить собственную душу. В подтверждениетакого толкования авторы используют евангельские строки: «ибо кто хочет душусвою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обрететее» (Мф. 16: 25), ‒ получившие совершенно иной смысл в новом контексте.Убив генерала-губернатора, Ваня понимает, что совершил «тягчайший грехпротив людей и Бога», однако надеется на милосердие Божие, которое, по его38убеждению, «не имеет границ» [Савинков, с.

356]: «Если крест тяжел, – возьмиего. Если грех велик, – прими его. А Господь пожалеет тебя и простит»[Савинков, с. 313]. Облеченные в подчеркнуто простую, близкую к народной речиформу,мыслиВани становятсявоплощениемчрезвычайно популярногогностического учения, распространившегося во всех слоях общества в периодСеребряного века.В классической русской литературе не было столь дерзкого истолкованияевангельского текста. Так, герой Достоевского Мармеладов, веровавший вбожественное всепрощение, полагает, что его дочь Соня будет помилована ‒подобно библейской блуднице ‒ именно за свою любовь. Продавшая себя радичахоточной мачехи и ее детей, Соня должна получить прощение грехов «за то, чтовозлюбила много...»50, «а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.

7: 47), ‒находим мы подтверждение в евангелии от Луки.Размышляя, в чем же разница между Ваней, который верит во Христа, иневерующим Федором, Жорж со смехом понимает, что в конечном счете различиянет: «Оба убьют. Обоих повесят. Обоих забудут. Разница не в делах, а в словах»[Савинков, с. 348].Рассказчик четко осознает мотивы других членов организации, побудившиеих пойти в террор, однако не способен найти объяснения, почему же сам он здесь:«Счастлив, кто верит в воскресение Христа, в воскрешение Лазаря. Счастливтакже, кто верит в социализм, в грядущий рай на земле. Но мне смешны этистарые сказки, и 15 десятин разделенной земли меня не прельщают. Я сказал: я нехочу быть рабом.

Неужели в этом моя свобода... И зачем мне она? Во имя чего яиду на убийство?» [Савинков, с. 312]. Отказываясь быть рабом человека илирабомБожьим,провозглашаяабсолютнуюсвободу,Джорджотрицаетобоснованность любых правовых и нравственных законов: «Говорят, нельзяубивать. Говорят еще, что министра можно убить, а революционера нельзя.Говорят и наоборот. Я не знаю, почему нельзя убивать <…> Почему для идеи50Достоевский Ф.

М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972 – 1990. Т. 6. 1973. С. 21.39убить – хорошо, для отечества – нужно, а для себя – невозможно? Кто мнеответит?» [Савинков, с. 310, 369]. Данные вопросы становятся ключевыми вповествовании: это та область, с которой рано или поздно сталкивается любойчеловек – вопросы, на которые невозможно получить удовлетворительногоответа, основываясь исключительно на гуманистических идеалах.Не разделяя веры ни Вани, ни Генриха, повествователь видит только двавозможные пути: новозаветный «не убий» [Савинков, с. 318] – и тогда он и всеего окружение вне закона, или ветхозаветный «око за око и зуб за зуб» [Савинков,с.

318] – и тогда сегодняшнего убийцу завтра могут назвать героем, ибо «нетуграни, нету различия» [Савинков, с. 369]. «Я не верую в рай на земле, не верую врай на небе, – признается Жорж. – Я не хочу быть рабом, даже рабом свободным.Вся моя жизнь – борьба. Я не могу не бороться.

Но во имя чего я борюсь, – незнаю. Я так хочу. И я пью вино цельное» [Савинков, с. 370].Повествователю близко мировоззрение саддукеев: «Да разве есть на светелюбовь? Разве Христос воистину воскрес в третий день? Все это слова...»[Савинков,с. 318].Он пытаетсяобрести смыслжизни в чувственныхудовольствиях, к которым, с его точки зрения, относится и любовь. Однако дажесамая сильная страсть оставляет в душе Жоржа лишь привкус тлена: «Всепрошло. Был огонь, теперь тает дым» [Савинков, с. 371]; «Вот пришла женщина ипринесла с собой любовь и милую ласку. Почему эта ласка рождает горе? Почемулюбовь дает не радость, а муку? Я не знаю, я не могу и не пытаюсь узнать»[Савинков, с. 359].Влюбленность в замужнюю Елену разжигает в повествователе мучительнуюревность: «Гнев душит меня. Я говорю себе: его и моя, моя и его.

И его, и его, иего. <…> Я не могу делиться любовью. Я не могу целовать, если целует другой»[Савинков, с. 340, 367]. Елена же, размышляя о свободе и запретах, пересказываетЖоржу его собственные прежние мысли: «Почему люди пишут разные буквы, избукв слагают слова, из слов – законы? <…> Нельзя жить, нельзя любить, нельзядумать. На каждый день есть запрет... <…> Почему я должна любить одного?40<…> В счастье нету греха.

В поцелуях нету обмана» [Савинков, с. 366]. Но теперьгерой ощущает в подобной логике лишь ложь.«Ваня искал Христа, Елена ищет свободу. Мне все равно: пусть Христос,пусть Антихрист, пусть Дионис. Я не ищу ничего. Я ее желаю. И в моем желаниимое право» [Савинков, с. 367], – размышляя таким образом, Джордж приходит квыводу не только о возможности совершения убийства из личных мотивов, «длясебя» [Савинков, с.

369], но и о его правомерности. «До сих пор я имелоправдание: я убиваю во имя идеи, во имя дела... Те, что топили японцев, знали,как я: смерть нужна для России. Но вот я убил для себя. Я захотел и убил. Ктосудья? Кто осудит меня? Кто оправдает?» [Савинков, с. 369].Несмотря на продуманную теорию, избавившись от соперника, рассказчикне обретает желаемого счастья: «Я спрашиваю себя: зачем я убил? Чего я смертьюдобился? Да, я верил: можно убить. А теперь мне грустно: я убил не только его»[Савинков, с. 370], «будто мой разбойничий выстрел выжег любовь, <…> проклятмир и опустел для меня в один час: все ложь и суета» [Савинков, с.

369, 373]. Вданном фрагменте прослеживается связь с еще одним ветхозаветным источникомтеррористического сознания героя – «Книгой Екклезиаста»: «Видел я все дела,какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!» [КнигаЕкклезиаста…].НастраницахповестиСавинковвновьзатрагиваетпоставленнуюДостоевским проблему преступления и наказания, но решает ее иначе ‒ не похристиански. Жорж как будто заново озвучивает монолог Раскольникова: «Разве ястарушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя,навеки!..»51.Вслед за Достоевским Савинков включает в сюжетную канву выдержки изЕвангелия, затрагивающие вопросы смерти и вечной жизни.

Помимо рассказа очетверодневном Лазаре писатель от лица Вани также пересказывает встречуМарии с воскресшим Христом и эпизод уверения Фомы. Однако данные вставки51Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 6. С. 322.41не имеют влияния на мировоззрение повествователя. Жорж многократноцитирует места из Апокалипсиса, веруя лишь в конечное торжество смерти: «Кчему мне слова о грехе? Я могу сказать про себя: “Я взглянул, и вот конь бледныйи на нем всадник, которому имя смерть”. Где ступает ногой этот конь, там вянеттрава, а где вянет трава, там нет жизни, значит, нет и закона. Ибо смерть – незакон.

<...> Нет любви, нет мира, нет жизни. Есть только смерть. Смерть – венец исмерть – терновый венок» [Савинков, с. 334, с. 343].Жизнь без цели и без правил становится для Жоржа невыносимо скучной,утрачивает какой бы то ни было смысл: «Однозвучно тянутся дни, недели, годы.Сегодня, как завтра и вчера, как сегодня.

<…> Та же любовь, та же смерть. <…>Нет черты, нет конца и начала. Водевиль или драма? Клюквенный сок или кровь?Балаган или жизнь? Я не знаю. Кто знает?» [Савинков, с. 371‒372].Н. В. Новикова отмечает, что обыденная жизнь террориста действительноблизка к театральному действу: «переодевание, перевоплощение, смена ролей» –это «“производственная”необходимость» [Новикова,с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее