Диссертация (Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века". PDF-файл из архива "Русская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской областиМосковский государственный областной университетНа правах рукописиМоторина Анна АлександровнаРусская художественная проза ХХ ‒ начала ХХI века:изображение духовного состояния человекав кризисную эпохуСпециальность: 10.01.01 ‒ «Русская литература»Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорАлексеева Любовь ФедоровнаМосква ‒ 20182ОглавлениеВведение ....................................................................................................................... 4Глава 1.
Лирическое начало в биографических жанрах русской прозырубежей ХХ и ХХI веков ........................................................................................... 121.1.Взаимосвязьбиографическихиавтобиографическихочерковв творчестве Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой .............................................. 151.2. Автобиография вымышленного лица в литературе начала ХХ века.......... 241.2.1. Романное и исповедальное начало в книге В. П. Свенцицкого«Антихрист (Записки странного человека)» ............................................... 271.2.2. Революционный апокалипсис в повести Б. В. Савинкова «Коньбледный» ....................................................................................................... 341.3.Соотношениежанровбиографии,автобиографииижитияв жизнеописаниях святителя Луки Войно-Ясенецкого ...................................... 431.4.
Выражение авторского начала в православной прозе конца ХХ –начала XXI века .................................................................................................... 531.4.1. Поэтика духовного мировосприятия в книге архимандритаТихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы» ................. 571.4.2. Лирическая проза священника Ярослава Шипова «“Райскиехутора” и другие рассказы» .........................................................................
70Глава 2. Поэтика интертекстуальности в изображении человека кризиснойэпохи ........................................................................................................................... 782.1. Авторская интерпретация сакральных христианских текстоввхудожественном пространстве ............................................................................ 822.1.1.
Диалектика зла в художественном мировосприятии русскихписателей Серебряного века ........................................................................ 822.1.2. «Второе распятие Христа» В. П. Свенцицкого в контекстедуховных исканий эпохи ............................................................................. 9332.1.3. Современная притчевость и христианское фэнтези в повестипротоиерея Александра Торика «Димон» ................................................... 992.2.
Специфика интертекстуального взаимодействия литературы и кино ..... 1082.2.1. Интерпретация самосознания русского человека начала XXвека: идеи Ивана Бунина в режиссуре Никиты Михалкова ..................... 1122.2.2. Рассказы Михаила Булгакова глазами кинорежиссеров ................ 1202.2.3. Исторические свидетельства и художественная правда оВеликой Отечественной войне в романе А. Ю. Сегеня «Поп» и егоэкранизации режиссером В. И. Хотиненко ............................................... 1282.2.4.
Кинематографический принцип восприятия действительностив трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» ...................................... 135Заключение ............................................................................................................... 146Список литературы ..................................................................................................
1504ВведениеНастоящая работа посвящена изображению духовного состояния человека врусской художественной прозе кризисных эпох ХХ ‒ начала ХХI века. Несмотряна широкое распространение словосочетания «кризисные эпохи» в гуманитарныхнауках, специального определения, терминологически закрепляющего данноевыражение, сегодня не существует. В исследовании под кризисными эпохамипонимаются переломные исторические периоды, отмеченные социальными,экономическими и культурными потрясениями. Такое время характеризуетсябыстрыми изменениями в аксиологических ориентирах общества, приводящими ксмене культурных парадигм и типов художественного миросозерцания1.Проблемы осмысления противоречий бытия в искусстве кризисных эпохполучают преимущественно личностную трактовку: писатели, художники,философы стремятся раскрыть глубины человеческой души, определить значениеотдельной личности, в том числе своей собственной, в составе общей жизни,подвергаемой историческим потрясениям.
Применительно к поэзии мысль овозможности параллельного сопоставления эпох была высказана, например,В. Г. Бондаренко: «Смело можно сравнивать поэтическое начало ХХ века и егопоэтический финал. Ни подбором имен, ни трагизмом, ни разнообразиемстилистических манер и мировоззренческих направлений – ничем конец ХХ векане уступает его знаменитому началу»2.В литературе данных периодов происходит бурное развитие лирических илирико-биографических жанров, сложные переплетения которых позволяютговорить о возникновении нового синкретического жанра. Расцвет лирическогоЭпоха Советской России не рассматривается в качестве кризисной, так как в данный период была созданаустойчивая историко-экономическая формация, основанная на социалистических принципах, а духовнофилософские искания, вынесенные за рамки официально поощряемого культурного процесса, хотя и имели место,но не были в центре всеобщего внимания.
«Возвращенная литература» (творчество писателей-эмигрантов,«литература письменного стола») стала доступна широкому кругу отечественных читателей лишь с началомперестройки в 1990-е годы, ‒ то есть, с наступлением нового социально-культурного кризиса в России.2Бондаренко В. Г. Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 6.15синкретизма в кризисные эпохи был отмечен еще В. М. Жирмунским поотношению к русской романтической поэзии рубежа XVIII ‒ XIX веков: «Мынаблюдаем новый синкретизм поэтических жанров <...>, обыкновенно – спреобладанием лирического элемента: лирическую поэму, лирическую драму,лирический роман, поэмы и романы в драматической форме» 3.НарубежахXIX ‒ XXиXX ‒ XXIвековхарактернымявлениемлитературного процесса становится развитие особого вида синкретическойлирической прозы, объединившей черты различных эпических (биографической,автобиографической, мемуарной, очерковой прозы с преобладанием того илииного начала) и лирических жанров.
По наблюдению В. И. Масловского, от эпосав «лирической прозе» присутствует «определенная выраженность фабулы,персонажная многофигурность, элементы характерологии <…>. От лирики – <...>субъект повествования (автор, рассказчик, герой), резкая выделенность какойлибо детали, отдельного слова, а также особая значимость лейтмотива, которые<...> вносят в лирическую прозу структурирующее начало. Эпические моменты(события,характеры)растворяютсявпотокеассоциаций,лирическихотступлений, они как бы помещаются внутрь повествующего сознания,обрамляются им»4.Писатели,отказавшиесяотлирическогоотображениясобственногожизненного опыта, обращаются к наследию предшествующих поколений,осмысляя современность в диалоге со всей культурой. Лексико-семантическиеизменения, свойственные переходным эпохам, создают благоприятную почву дляинтертекстуальноговзаимодействия существующих в культуре текстов ипредполагают смыслотворческую активность как у создателя произведения, так иу читателя.Жирмунский В.
М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 136.Масловский В. И. Лирическая проза // Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакциейВ. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
С. 184.346Усиление«интегративныхпроцессов»5впереломныекультурно-исторические периоды отражается в интермедиальном взаимодействии различныхвидов искусства. В литературе «актуализируется экфрасис как тип текста» 6:писателиобращаютсянетолькокживописному,ноархитектурному,религиозному, театральному, киноэкфрасису.Актуальность исследования. Изучение поэтики русской художественнойпрозы XX – начала XXI века в аспекте кризисного духовного самосознания автораи героя входит в число первостепенных задач современной литературоведческойнауки, дает возможность выявить взаимосвязь жанровых, композиционных,стилистических особенностей произведения с мировоззрением писателя, егоотношениемксутитворчества,установитьзакономерностивлиянияхудожественного слова на общественное сознание.Степень изученности проблемы. Поэтика русской прозы начала ХХ векаявляется широко изученным явлением как в плане художественно-образныхсредств языка, так и в духовно-идейном аспекте. Особенности литературногопроцесса Серебряного века представлены в трудах современных литературоведов:В.
А. Келдыша,Л. А. Смирновой,М. А. Воскресенской,М. В. ЯковлевалитературыХХначалаЛ. Ф. Алексеевой,иХХIИ. А. Есаулова,Н. А. Богомолова,ивековВ. А. Сарычева,других.ДуховнаяпроблематикасталаобъектомисследованийО. А. Бердниковой,И. С. Леонова,В. А. Корепановой, С. В. Крыловой, С.