Диссертация (Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера". PDF-файл из архива "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С. 27.86Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. С.309.87Кушнер А.С. Мелом и углем. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, Полиграфиздат, 2010. С. 27.88Цыпенюк О. «Поэт в жизни должен быть застегнут на все пуговицы. Другое дело – стихи» (интервью сА.Кушнером)[Электронныйресурс].//Коммерсант.Огонек.4февраля2013.URL:https://www.kommersant.ru/doc/2105213 (дата обращения: 14.02.2017).89Там же.90Кушнер А.С. Живая изгородь. Л.: Сов.
писатель, 1988. С. 13.838430Поэт упоминает тот факт, что в 1930-е годы было написано огромноеколичество произведений, посвященных вождю («Какое множество приправ, /Уподоблений и затей!»91), а Н. Заболоцкий даже совершил поездку в родной город«отца народов»: «А Заболоцкий съездит в Гори»92. Имеется в виду командировка1936 года, после которой в творчестве поэта взяла верх «одическипублицистическая тенденция»93.Это не единственное стихотворение Кушнера, в котором он касается фигурыСталина. В числе произведений назовем: «Сын сапожника, горный орел…»94,«Поскольку скульптор не снимал…»95 (о похоронах А. Ахматовой: «Нанеподвижного врага / Одною бровью показала…»), «Оборванные строки» («Иродав маршальском, золотом шитом мундире»96), «Скажи мне, когда бы не изверг сусами…»97, «Совет» («Когда актер Ливанов Сталина…»98; о вопросе Б.Н.
Ливановагенсеку по поводу того, как лучше сыграть Гамлета, обернувшемся запретомпостановки пьесы) и др. В последнем названном стихотворении поэт прибегает кчастотному для его творчества приему сюжетного допущения, пытаясьпредставить себе историческую альтернативу: «Другой кто-нибудь, получив этотпост, / Сажал бы, расстреливал, клал штабелями, / Косил бы, вытряхивал спящихиз гнезд?»99.Личность «отца народов» воспринимается Кушнером однозначно негативно,встихотворении«Сынсапожника,горныйорел…»представляясебеобстоятельства рождения Сталина, он придает ему демонические черты:Там же.Там же.93Платт К.М.-Ф. Н.А.
Заболоцкий на страницах «Известий». (К биографии поэта 1934-1936 годов) [Электронныйресурс] // Новое литературное обозрение. 2000. № 44. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/44/18.html (датаобращения: 11.09.2017).94Кушнер А. В новом веке: Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2006. С. 19.95Кушнер А. Таврический сад. М.: Время, 2008. С. 163.96Кушнер А. Ночная музыка. Л.: Лениздат, 1991. С. 107.97Кушнер А. Жизнь не горше, не слаще, чем эта… [Электронный ресурс] // Урал. 2014. № 8. URL:http://magazines.russ.ru/ural/2014/8/1k.html (дата обращения: 12.09.2017).98Кушнер А.
Стихи // Новый мир. 1998. № 1. С. 7.99Там же.919231Неизвестно, сияла ль тогдаНад притихшим селеньем звездаИ какого была она цвета?И младенец, закутан в платки,Запускал ли уже коготкиВ полотно? Или выдумка это?100.В последнем четверостишии краски сгущаются, и Сталин предстаетолицетворением зла – Антихристом:Может быть, если вместе сложитьГод, число и огонь притушить,Угадать можно было в нем зверя?101. (Курсив мой. – Н.Ш.).В стихотворении «Прощание с веком» Кушнер также прибегает кинфернальной образности. Размышляя о полном бед и страданий ХХ веке, поэтспрашивает: «Разве он не явился под знаком / Огнедышащих версий и сил?»102.Расставание поэта с иллюзиями насчет правильности общественного строяпроизошло в 1953 году, когда он «понял, что собой представляет сталинскоегосударство и как оно отвратительно. Фельетоны и карикатуры в журнале“Крокодил”,борьбаскосмополитизмом,деловрачей…»103.Последнееобстоятельство нашло отражение и в лирике: «Я все пятьдесят вспоминаю второй/ И третий, как нас напугали врачами»104.
Имеется в виду вошедшее в состав ужеидущей на тот момент компании по «борьбе с безродным космополитизмом»уголовное дело против «врачей-отравителей», якобы ставивших своей цельюуничтожение советских государственных деятелей105. Кушнер вспоминаетгнетущую обстановку страха, мрачность отца, ожидающего увольнения иКушнер А.С. В новом веке: Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2006. С. 19.Там же.102Там же. С. 147.103Крыщук Н.
«Нет» говорю в тени, а на солнце – «да» (интервью с А. Кушнером) [Электронный ресурс] // Первоесентября. 2006, № 17. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200601737 (дата обращения: 14.07.2017). Инф. опоэтическом посвящении А.С. Кушнера Н.П. Крыщуку см.: приложение Б.104Кушнер А. Стихи // Юность. 1989. № 6. С. 35.105См. об этом: Раппопорт Я.Л. На рубеже двух эпох.
Дело врачей 1953 года. М.: Изд-во Пушкинского Фонда, 2003.280 с.; Киммерлинг А.С. Террор на излете. «Дело врачей» в уральской провинции. Пермь: Пермский гос. ин-тискусства и культуры, 2011. 163 с.; Киммерлинг А.С. Выполнять и лукавить. Политические кампании позднейсталинской эпохи. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 212 с.10010132преследований, страх тети, работающей доктором в детской поликлинике106.Родители, по словам поэта, боялись сказать лишнее слово, чтобы сын необмолвился о чем-нибудь в школе107.Кушнер говорит о решающей роли личности в истории, полемизируя, в томчисле, с идеей «роевой жизни» Толстого108 и марксистской теорией о личности инародных массах, утверждая, что «будь на его (Сталина – Н.Ш.) месте другойчеловек–историябезусловнобылабыиной»,чтоговоритьоеедетерминированности – значит снимать проблему личной ответственности,которую поэт считает «фундаментальным принципом, основой совести» 109.
Приэтом, однако, он отмечает, что без «помощи снизу» не удалось бы осуществить всете чудовищные действия, жертвами которых стали миллионы людей.Поэтразделяет точку зрения философа М. Мамардашвили, сказавшего, что «своймаленький Сталин был в каждом коллективе»110. Такой взгляд на проблемуответственности за репрессии близок также довлатовскому: «Мы без концапроклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить –кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?Ничего подобного.
Их написали простые советские люди»111.Предметом размышлений Кушнера об истории становится и философиявласти, отношения государства и человека. Абсолютное могущество, по мнениюпоэта, – большое зло, так как, во-первых, наделенный им человек перестаетзамечать тех, кто слабее него, и, ослепленный своим всесилием и планами, большене придает значения чужой жизни:Ошибался Шекспир, полагая,Будто извергов мучают сны.Крыщук Н. «Нет» говорю в тени, а на солнце – «да» (интервью с А. Кушнером) [Электронный ресурс] // Первоесентября. 2006, № 17.
URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200601737 (дата обращения: 14.07.2017).107Лурье Л.Я., Малярова И.А. 1956 год. Середина века. СПб.: Нева, 2007. С. 242.108Об историософской полемике А.С. Кушнера с Л.Н. Толстым см.: Кулагин А.В. Романы Л. Толстого в творческомвосприятии А. Кушнера // Уральский филологический вестник. 2015. № 3. Сер. «Рус. классика: динамика худож.систем». Вып. 3. С.
139. Инф. о поэтических посвящениях А.С. Кушнера А.В. Кулагину см.: приложение Б.109Быков Д. В истории смысла нет, а в жизни есть (интервью с А. Кушнером) [Электронный ресурс] // Известия. 10ноября 2010. URL: http://www.bigbook.ru/news/detail.php?ID=1725 (дата обращения: 6.08.2017).110Там же.111Довлатов С. Зона: (Записки надзирателя).
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 119.10633Ричард Третий112 – наивность какая,Впечатлительность, чувство вины!Мы-то знаем, как спят они крепко,На расстрел одного за другимОтправляя: ты прутик, ты щепка,И сгоришь, и развеется дым113.Другая причина – всесилие и безнаказанность только подпитываютжестокость, в угоду которой трактуются любые идеи:Жизнью так же, как смертью, владея,Набухает и ширится власть.Для того и нужна ей идея,Чтобы пестовать лютую страсть114.В размышлениях Кушнера о власти важное место занимает проблемысвободы и теодицеи.
Пытаясь осмыслить причину наличия несправедливости истраданий в управляемом благим Богом мире, поэт приводит тезис, согласнокоторому человеку свыше даровано право выбирать между добром и злом, носталкивается с мыслью о том, что свободой действий обычно располагают тираны,а не те, кто от них зависит, и увидеть в этом высший промысел поэту трудно: «Авы говорите, что верите в Бога, / И я обойтись не могу без него, / Но личность вистории значит так много, / Безумная личность, а Бог – ничего»115.Однако далеко не всегда свидетельства о трагическом опыте находят своегочитателя, который бы глубоко воспринял прочитанное и сделал его предметомличного переживания и серьезного размышления.