Диссертация (Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера". PDF-файл из архива "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Московский государственныйобластной университет (МГОУ). XVIII Всероссийская научная конференция «Печать и слово СанктПетербурга (“Петербургские чтения”)». Санкт-Петербург, Россия, 15–17апреля 2016 г.Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения,двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, списка литературы,насчитывающего 285 наименований, приложений А и Б, также представляющихсобой результаты, квинтэссенцию исследовательской работы.
Объем диссертациисоставляет 172 страницы.16Глава 1. ХХ век в художественном сознании А.С. КушнераОдной из главных творческих задач А.С. Кушнера является художественноеосмысление феномена ХХ века и постижение метаисторического смыслапрошедшего столетия.Важно отметить, что литература не противопоставлена жизни (и ееретроспективному проявлению), а может рассматриваться как один из способов еепознания, инструмент когниции.
Например, литературовед Л.В. Витковскаяговорит «о правомерности сопоставления жизни и ее творческого освоения»1 иприводит в подтверждение слова М.М. Бахтина: «Из того, что жизнь – одно, алитература – другое, следует только то, что жизнь – не литература, но вовсе неследует, что между ними не может быть никакого взаимодействия»2. Л.Я. Гинзбургдаже отождествляла эти понятия: «Культура – это историческая формадействительности, литература <…> – один из аспектов самой жизни»3.Кушнернеоднократноподчеркиваетнеобходимостьсохраненияисторической памяти4 и понимания неразрывности частной и общечеловеческойжизни.
Так, в эссе «Перекличка» он утверждает: «Связь времен, память, сознаниеединства человеческой судьбы и истории – заслон против гибели и хаоса, без этогонет ни науки, ни живописи, ни музыки, ни прозы»5. Философ Е.Н. Трубецкой писало том, без ощущения этого единства невозможна и Россия, которой нет «для людей,которые не верят в невидимую, духовную связь поколений, связующую живых имертвых во единое целое»6.
Восстановление и сохранение этой связи актуально,помимо прочего, ввиду зыбкости прошлого в нашем общественном сознании, «вВитковская Л.В. Когниция и образ автора в интерпретации смысла. Литературоведение XXI века. М.: ДиректМедиа, 2014. С. 77.2Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. С. 267.3Гинзбург Л.Я. Александр Кушнер // Человек за письменным столом: Эссе.
Из воспоминаний. Четыреповествования. Л.: Сов. писатель, 1989. С. 342.4Фетисова Е.Э. Неоакмеизм в контексте художественных направлений ХХ века // Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Серия:Русская филология. 2016. №3. С. 119: литературовед называет память и время «доминантами поэтическогомировидения» Кушнера.5Кушнер А.С. Аполлон в снегу: Заметки на полях. Л.: Сов. писатель, 1991. С.
111.6Трубецкой Е.Н. О христианском отношении к современным событиям. Статьи. Письма. Сост., вступ. ст., публ.архивных материалов и примеч. А. Носова // Новый мир. 1990. № 7. С. 229.117суровой, размытой дождями стране, / Где и собственных цезарей помнят едвали…»7.Кушнер – свидетель века, на его памяти произошли события, роковые длярусской жизни, и это, несомненно, оказало на него огромное влияние, в частности,способствовало формированию исторического мышления («Кто не жил в эти дни,пристрастье наше к датам / Должно быть, не поймет, ему в них доли нет...» 8),сподвигнувшего его на создание множества стихотворений, в которых прошлоестановится предметом творческого освоения.Во многих стихотворениях, связанных с темой истории, поэт называетконкретный год (или годы), когда происходили упоминаемые им события: «Скажи:сорок первый, – я охну: война / А вот сорок пятый – счастливая мета...»9 (начало иконец Великой отечественной войны; далее перечисляются 1946, 1952, 1953, 1960,1963, 1968 годы), «Фотография.
1957»10 (снимок делегации советских поэтов вРавенне), иногда уточняет дату до месяца: «Январь, 1972»11, реже – до дня: «Япомню майский день в бессмертном сорок пятом…»12 («А мы и в пятьдесятАндрюши, Люси, Саши…»; объявление о победе в войне).Часто время, когда происходили упоминаемые в стихотворении события, окоторых говорится в произведении, можно восстановить, обратившись кисторическим источникам: так, например, ясно, что в стихотворении «Дванаводненья с разницей в сто лет…» речь идет о стихийных бедствиях,обрушившихся на Петербург 19 ноября 1824 и 23 сентября 1924 годов13.Сюжетом лирических стихотворений Кушнера становятся размышления нетолько о реально произошедших событиях, но и об альтернативной, вероятной,возможной судьбе – человека, поколения, литературы, страны.
История, как гласитКушнер А.С. Дневные сны. Л.: Лениздат, 1986. С. 63.Кушнер А.С. Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 28.9Кушнер А. Стихи // Юность. 1989. № 6. С. 35.10Кушнер А.С. Холодный май. СПб.: Геликон Плюс, 2005. С. 17.11Кушнер А.С. Письмо. Л.: Сов. писатель, 1974. С. 48.12Кушнер А.С.
Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 28.13Игнатова Е. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов ХХ века: В 2кн. СПб.: Амфора, 2005. С. 187.7818идиома, не терпит сослагательного наклонения, но допущению, предположениюнаходится место в литературе.1.1.Трагические доминанты ХХ в. в поэзии А.С. КушнераА.С. Кушнер пишет, что «ХХ век в России прошел под знаком великихкатастроф»14 и считает, что «осознание трагического опыта и некоторые выводы,сделанные из него – вот то главное, что составляет смысл его поэзии»15.Вслед за О.Э. Мандельштамом, сказавшим о своей эпохе: «Век мой, зверьмой…»16, поэт характеризует ХХ век, господствующие в нем идеи и общественнополитическую систему при помощи «звериной» метафорики: «время складываетзверя»17, «пахнет странно / От века-волка / в овечьей шубе»18, «Там бык счеловечьим лицом, вроде нашего строя…»19, «…пастью век дышал в лицогорячей»20, «О, век-чудовище…»21, «век идей, гулявших по земле, / Как хищникиво мраке»22 и т.д.Размышляя о своей судьбе, Кушнер помещает ее в широкий историческийконтекст, представляя себе различные варианты развития событий.
Так, встихотворении «Когда б я родился в Германии в том же году…» предметомрефлексии становятся обстоятельства рождения23:Когда б я родился в Германии в том же году,Когда я родился, в любой европейской стране:Кушнер А. Персональный сайт [Электронный ресурс].
// [СПб., б. г.]. URL: http://kushner.poet-premium.ru/bio.html(дата обращения: 10.04.2017).15Там же.16Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. С.127.17Кушнер А.С. Голос. Л.: Сов. писатель, 1978. С. 16.18Кушнер А.С. Ночная музыка. Л.: Лениздат, 1991. С. 23.19Там же. С. 50.20Кушнер А.С. Мелом и углем. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, Полиграфиздат, 2010.
С. 36.21Кушнер А.С. Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 29.22Кушнер А.С. На сумрачной звезде. СПб.: Акрополь, 1994. С. 94.23Как и в стихотворении «Лет на семья раньше я родись – и жизнь иначе…», в котором поэт также развивает мысльо неразрывной связи человека и истории, их взаимовлиянии: «…В чертополохе / Людском и сам бы я лилов был иколюч. / Дух обличительный, как пух… Продукт эпохи / Я, человек, от почв завишу и от туч».
Кушнер А.С. Живаяизгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 27.1419Во Франции, в Австрии, в Польше, – давно бы в адуЯ газовом сгинул, сгорел бы, как щепка в огне…24.Не забывая о страшном времени, когда он появился на свет (1936 г., канунБольшого террора), поэт считает, что с местом рождения ему повезло, ведь этоуберегло его от трагических событий, происходящих в тот период в ЗападнойЕвропе25:Но мне повезло – я родился в России, такой,Сякой, возмутительной, сладко не жившей ни дня,Бесстыдной, бесправной, замученной, полунагой,Кромешной – и выжить был все-таки шанс у меня26.
(Курсив мой. – Н.Ш.).Сопоставляя свою жизнь с другими, загубленными, Кушнер сомневается всправедливости выявленного преимущества: «И я арифметики этой стесняюсьчуть-чуть, / Как выгоды всякой на фоне бесчисленных бед. / Плачь, сердце!27».Поколебавшись, задает себе вопрос: «Счастливый такой почему б не вернуть / Сгербом и печатью районного загса билет / На вход в этот ужас?28».Фраза, парадоксально сочетающая слова «счастливый» и «ужас» (вспомнимсоседство во втором четверостишии слова «повезло» и следующего за ним рядаэпитетов) фиксирует диалектический поворот поэтической мысли: доставшийсясчастливый билет пропускает поэта из газового ада Европы в ужас истории егособственной страны.Строфа отсылает нас к классической литературе, заставляя вспомнить словагероя Ф.М.
Достоевского, Ивана Карамазова: «Да и слишком дорого оценилигармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А посему свойКушнер А.С. Тысячелистник. СПб.: Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1998. С. 29.В период с 1933 года, когда А. Гитлер стал рейхсканцлером Германии и на территории страны была установленадиктатура национал-социалистов, до 9 мая 1945 года, когда советская армия освободила узников концентрационноголагеря Терезин (Чехия), нацистами и их пособниками осуществлялась кампания по преследованию и уничтожениюеврейского населения Европы, получившая название «Холокост» (с греч.