Диссертация (Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера". PDF-файл из архива "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 18.Протокол заседания Центрального комитета кадетской партии. 20 августа 1917 г.: История России 1917-1940:Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур, М.Е. Главацкий, М.А. Дашевская и др.; Ред. А.И. Борозняк и др./ Челябинск: Юж.Урал. кн. изд-во, 1994. С. 37-41; Тржасковский В.В. На митинге в цирке Чинизелли / О Владимире Ильиче Ленине.Воспоминания.
1900-1922 годы. М.: Госполитиздат, 1963. С. 271-273; Писал об этом и А.И. Солженицын:Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 2. В круге первом. М.: Время, 2011. С. 121.57Кушнер А. Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 18.58См.: Митюрин Д.В. Гражданская война: белые и красные.
СПб.: Полигон, 2004. 282, [6] с.: 16 л. ил. и др.59О Сопротивлении см.: Рощин Н.Я. Парижский дневник / Сост., ред. и авт. предисловия Л.Г. Голубева. Рук. проектаГ.Р. Злобина; коммент. Е.В. Коротковой; подготовка указателей: Е.В. Короткова и И.Л. Решетникова. М.: ИМЛИ им.А.М. Горького РАН, 2015. 488 с.; Российская эмиграция в борьбе с фашизмом. Международная научнаяконференция.
Москва, 14-15 мая 2015 года. / Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына; сост.К.К. Семенов и М.Ю. Сорокина. М.: Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, 2015. 664 с. и др.555625сестра его (умершая от тифа)Ахматову читала наизусть…60.В период Гражданской войны, с 1917 по 1921 год, в России бушевалаэпидемия сыпного тифа, во время которой, по некоторым оценкам, погибло почтичетыре миллиона человек61.
Скорее всего, сестра Коли умерла в этот же период.а Боря К. смешил нас до упаду,в глазах своих такую пряча грусть,как будто он предвидел смерть в блокаду62.БоряК.погибвЛенинградевовремяблокады,длящейсяс 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года и унесшей жизни более шестисот тысяччеловек. Блокада63 – одна из важнейших тем для А.С. Кушнера и егосовременников: как старших: О. Берггольц («Блокадная ласточка» (1945), «В домеПавлова», «Ленинград-Сталинград-Волго-Дон», «Международный проспект»,«Мой дом» и др.64), так и ровесников: например, А.
Городницкого («Годовщинапрорыва блокады», «Снятие блокады», «Стихи неизвестному водителю»(«Водитель, который меня через Ладогу вез…»), «Недели первые блокады…»,«Воспоминание», «Вспомним блокадные скорбные были…», «Тает в часахпесок…», «Ветер злей и небо ниже…» и др.).и до сих пор я помню тот закат,жемчужный блеск уснувшего квартала,потом за мной зашел мой старший брат(расстрелянный в тридцать седьмом), светало...65.Кушнер А.С.
Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 18.Адамец С. Гражданская война и голод в России. Большевистская власть и население перед лицомдемографической катастрофы, 1917-1923 гг. Париж: Ин-т славистики, 2003. С. 231.62Там же.63См. также книги о блокаде: Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М.: Сов. писатель, 1983. 432 с.; ЯровС.В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.
СПб.: Нестор-История, 2011. 596 с.;Гинзбург Л.Я. Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека. Проза. М.: Новоеиздательство, 2011. 600 с.; Ломагин Н.А. В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб,НКВД и письмах ленинградцев. М.: Яуза-каталог, 2017. 496 с.
и др.64См. также документальные повести: Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М.: Правда, 1998. 480 с.65Кушнер А.С. Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 18.606126Старший брат лирического героя был казнен во время развернутогобольшевиками Большого террора, достигшего наибольшей интенсивности впериод 1937-1938 годов66.«Воспоминания» нельзя назвать автобиографическим стихотворением67, это– квинтэссенция человеческих судеб в полной катаклизмов эпохе, в нем Кушнеробозначает катастрофические исторические сломы первой половины ХХ века,повлекшие несчастья и гибель миллионов людей. Однако важно отметить, чтосудьба его семьи тесно связана с этим трагическим повествованием: через темуреволюционных событий и блокады города, испытания которого, выпавшие на1940-е годы, поэт помнит (эвакуация в Сызрань в 1941-ом, в 1944-ом – возвращениев полуразрушенный Ленинград, разбомбленные кварталы), через упомянутый вфинале стихотворения 1937-ой год: двоюродный дед, футурист Борис Кушнер,один из основателей ОПОЯЗа, был арестован 27 января 1935 года и приговорен кпяти годам исправительно-трудовых лагерей, а спустя два года расстрелян «заучастие в контрреволюционной организации»68.
В этом стихотворении Кушнерсливается с историей страны, переживая ее как свою, личную.В стихотворении «Я об истории дурного быть мненья вынужден…» Кушнерупоминает «вождя мирового пролетариата», В.И. Ленина: «Он был, как выпад нарапире, – / Сказал поэт в одной из строк…»69. Поэт – это, конечно, Б.Л. Пастернак,и имеются в виду строки из поэмы «Высокая болезнь» (1923-1928): «Он был каквыпад на рапире. / Гонясь за высказанным вслед, / Он гнул свое, пиджак топыря /И пяля передки штиблет»70. Созданный Пастернаком образ трактуется Кушнеромнегативно:См.: Рыбаковский Л.Л. Политический террор. 1937–1938 гг. (к 75-летию сталинских репрессий в СССР).Монография.
М.: Экон-информ, 2013. 245 с.; Ратьковский И.С. Хроника красного террора ВЧК. Карающий мечреволюции. М.: Эксмо, 2017. 320 с. и др.67О проблеме автобиографизма, «внешнем» и «внутреннем» уровне автобиографичности лирики А.С. Кушнера см.:Кудрявцева И.А. Поэт и процесс творчества в художественном сознании А. Кушнера: дисс. ... канд. филол.
наук.Череповец, 2004. С. 58–80.68Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. М.: Юридическое изд-во НКЮ СССР, 1938. С. 26-32: статья № 58 УКРСФСР, принятого 3-й сессией III созыва ЦИК СССР 25 февраля 1927 г. Формулировка статьи давала большиевозможности для начала уголовного преследования человека.
См. также: Артемьева А., Рачева Е. 58-я. Неизъятое.Истории людей, которые пережили то, чего мы больше всего боимся. М.: АСТ, 2016. 336 с.: ил. и др.69Кушнер А.С. Холодный май. СПб.: Геликон Плюс, 2005. С. 5.70Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы 1912-1931 / Сост. и коммент.Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак; предисл. Л.С. Флейшмана. М.: СЛОВО/SLOVO, 2003. С. 260.6627Ничуть не льстя ни ей, ни жестуТого, кто речь произносил,С трибуны свешиваясь к съездуОт имени природных сил.Как бы мозги вправляя детям,Мсту вразумляя и Ловать…71.Поэт, оглядываясь из сегодняшнего дня на события начала прошлого века,сопротивляется мысли о возможности таких «правки» и «вразумления» внастоящем: «…И каково сегодня с этим / Нам согласиться и кивать?»72.А.С.
Кушнер неоднократно говорит об отторжении, которое вызывали (ивызывают) у него попытки воспитывать взрослых людей, вспоминает о чувствеунижения, которое испытывал на партсобраниях, где «учили жить»73, и которое недавало покоя и ночью: «Потом не спишь, перебирая / Всех, кого видел насобранье»74, «Ну, невозможно!..
Неужели / Ты ни о чем другом не в силах /Подумать…»75.Дидактику поэт не приемлет и в литературе. Так, в стихотворении «Кто жхочет, чтоб его воспитывали? Серый…» (1985) поэт использует анжанбеман:первая строка остроумно обрывается, за счет чего в составе строфы образуетсяотдельное, самостоятельное высказывание. За эпитетом «серый» следует слово«куст»76: говорится, что «даже он щипцам противится, когда / Стригут егодрожит…», но читатель понимает, что это только поэтический образ, речь не орастении, и в пользу этого говорит весь дальнейший текст стихотворения: «…Итолько лицемеры / Кивают, нет у них ни чести, ни стыда.
/ И требуют от книг, чтобылитература / Воспитывала их…»77. Серый хочет, чтоб его воспитывали, и этогоКушнер А.С. Холодный май. СПб.: Геликон Плюс, 2005. С. 5.Там же.73Программа А. Лушникова «Синие страницы» [Электронный ресурс] // 14 сентября 2001. URL:https://www.youtube.com/watch?v=fjRTrKyqJgI (дата обращения: 15.07.2017).74Кушнер А. Живая изгородь. Л.: Сов. писатель, 1988. С. 74.75Там же.76Там же. С. 39.77Там же.717228«требует от книг». Литература может влиять на человека, считает поэт, но делаетона это не при помощи нравоучений и наставлений:И если нам они под лампы ярким светомПочувствовать дают могущество любвиИ силу доброты, спасибо им, об этомНе думающим, – честь и стыд у них в крови78.Кушнер повторяет эту мысль в эссе «Противостояние» (1989): «Еслиискусство и воспитывает, то незаметно для себя <…>. Честь и стыд у него в крови,а не написаны на щите»79.В стихотворении 2009 года Кушнер, как и в «Воспоминаниях», помещаетлирического героя в прошлое, на этот раз – в эпоху Большого террора:Мне снился сон, что я поэт,Что я живу в тридцать седьмом…80.Далее возникает образ Сталина, который с конца 1920-х годов возглавлялСоветское государство, и которому поэт из сна должен сочинить панегирик:И написать стихи мне надоО том, кем воздух разогрет,Кто подпирает жизнь плечомИ цифры копит для доклада81.
(Курсив мой. – Н.Ш.).В этой строфе просматривается намек на стихотворение Б.Л. Пастернака«Мне по душе строптивый норов…» (1935): «Как поселенье на Гольфштреме, / Онсоздан весь земным теплом»82 (Курсив мой. – Н.Ш.). Предположениеподкрепляетсятемфактом,чтовследующейстрокеназываетсяимяпредшественника и прямо цитируются его строки («Он верит в знанье друг о другеТам же.Кушнер А.С. Аполлон в снегу: Заметки на полях. Л.: Сов. писатель, 1991. С. 505.80Кушнер А.С. Мелом и углем.
М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, Полиграфиздат, 2010. С. 27.81Там же.82Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 2. Спекторский. Стихотворения 1930-1959 / Сост. и коммент.Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2003. С. 90.787929/ Предельно крайних двух начал»83, «…облака над мастерскою, / Где горбился еговерстак»84):Его уже и ПастернакОдним из крайних двух началНазвал и перенес поближеК стене кремлевской свой верстак,Чтоб слог прямился и крепчал85.Кушнер вплетает в ткань стихотворения аллюзии на стихотворениеО.Э. Мандельштама «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», написанное в1937 году: «Знать, Прометей раздул свой уголек, – / Гляди, Эсхил, как я, рисуя,плачу!»86 (Курсив мой.
– Н.Ш.):А Мандельштам еще напишет,Века в свидетели призвав,Чтобы Эсхил и ПрометейИмели голос в общем хоре87. (Курсив мой. – Н.Ш.).Важно отметить, что Кушнер называет память о подобных стихотворениях втворчестве Пастернака и Мандельштама «лучшим средством от гордыни исамоуверенности»88, подчеркивает необходимость «понимания историческихтисков»89, в которые могут попасть люди:Сказал один чудак, и я скажу опять,Смутясь, по-дружески, по-свойски, по-соседски,Что никогда не надо осуждатьЛюдей, особенно советских...90.Там же.Там же.85Кушнер А.С. Мелом и углем. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, Полиграфиздат, 2010.