Диссертация (Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера". PDF-файл из архива "Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
С. 105-106; Кумпан Е. Аутодафе во дворе Горного института // Ближний подступ к легенде. СПб.: Звезда,2016. С. 5-30.165Г.Я. Горбовскому посвящено стихотворение «Гнездо чижей средь веток бузины…» (1972). Инф. см.: приложениеБ.16144После окончания института А. Кушнер устроился в школу рабочей молодежи№ 68 на Выборгской стороне, где проработал десять лет (с 1959 по 1969 год)учителем русского языка и литературы в 8-10 классах. О том времени в школе поэтвспоминает с благодарностью, и одна из причин – относительная свободатворчества, независимость от литературного заработка.Иногда поэт, не имея возможности полностью сосредоточиться натворчестве, грустно констатировал: «А я на школьных сквозняках / Состарюсь, мелкроша в руках»166, сокрушался: «Какая грусть! Всю жизнь твердить /Склоненья и спряженья / И потому до смерти быть / Объектом уваженья»167, ноперебарывал эти мысли, заключая, что в доставшейся ему судьбе есть особаямудрость, промысел, оберегающий его от опасностей славы, приведший «Туда, гдеценятся слова, / Где не кружится голова, / И это, точно, наше место»168.
Эта мысльполучает развитие в стихотворении «Вторая профессия», в котором Кушнерсравнивает два призвания – поэзию и преподавание – с крыльями, помогающимиему в жизни:Я с ласточкой рискну себя сравнитьВ том смысле, что машу двумя крылами169.В третьей строфе эта метафора проясняется: «Пером вожу и меломнажимаю»170. Поэт неоднократно с теплом отзывается о годах работы школьнымучителем:Мне дорог гул вечерней школы,Ее большие этажи,Мои приставки и глаголы,И трех склонений падежи171.Кушнер А.С. Приметы. Л.: Сов.
писатель, 1996. С. 14.Кушнер А.С. В новом веке: Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2006. С. 18.168Кушнер А.С. Приметы. Л.: Сов. писатель, 1996. С. 14.169Там же.170Там же.171Кушнер А.С. Первое впечатление. М.; Л.: Сов. писатель, 1962. С. 29.16616745Подопечные Кушнера – рабочие, и это отражается, как ему кажется, на ихучебе–онивыполняютупражнениянаурокахрусскогоязыкассосредоточенностью, к которой привыкли в заводских цехах:Ученики неторопливы,Их сбить удастся вам едва ль.Они склоняют слово «ливень»,Как будто делают деталь172.В стихотворении упоминаются и конкретные топографические приметыЛенинграда, которые молодой учитель наблюдал каждый будний день:А погляжу в окно – и сноваУвижу кран, увижу дым,Завод «Кинап»173, завод «Свердлова»174И «Красный выборжец»175 за ним176.Среди стихотворений А. Кушнера отдельного внимания заслуживают те, вкоторых он воссоздает образы современников.С И.
Бродским они были знакомы с юности. Дружбой эти отношения Кушнерне называет, выбирая менее громкое слово – «приятели»177. Молодые поэты гулялипо петроградской стороне, читали друг другу Баратынского и собственные стихи(позже Кушнер посылал их Бродскому в ссылку в Норинское178). Их общениепродолжалось до самой смерти Бродского. Речь не о личных встречах, которыепосле его вынужденной эмиграции стали крайне редки, а о творческом диалоге,выражавшемся в откликах на стихи друг друга, перекличках (например, «рыжийдруг» появляется в стихотворении Кушнера «В кафе», отсылающем к зарисовкеБродского «Зимним вечером в Ялте»), посвящениях («Ничем, певец, твойТам же.«Кинап» – ленинградский завод по производству киноаппаратуры (1932).174Ленинградский станкостроительный завод имени М.Я.
Свердлова, до 1922 года – Машиностроительный завод«Феникс», основан в 1868 г.175«Красный выборжец» – завод по обработке цветных металлов, до 1922 года – завод «Бывший Розенкранц»,основан в 1857 г. Ученики А. Кушнера работали, в основном, на этом заводе.176Кушнер А.С. Первое впечатление.
М.; Л.: Сов. писатель, 1962. С. 29.177В отличие от целого ряда людей, после смерти поэта пополнивших когорту «близко знавших, тесно друживших»и т.д.178Е.В. Невзглядова присутствовала на «суде» над Бродским.17217346юбилей…» («А. Кушнеру») Бродского; «Заснешь с прикушенной губой…», «ИзРоссии, с любовью!», «Мы свиделись. И мы, смутясь, поговорили…», «Свет мой,зеркальце, может быть, скажет…», «Смотри же нашими глазами…», «Я смотрел напоэта и думал: счастье…», Кушнера), эссе и заметках друг о друге (предисловиеБродского к книге стихов Кушнера «Избранное» 1997 года, эссе Кушнера «Здесь,на земле…», «О Бродском», интервью в книге В. Полухиной «Иосиф Бродскийглазами современников» и т.д.).Упоминается Бродский и в стихотворении «Акцентный стих»: «И когда обакцентном стихе говорил я с Бродским, / Он сказал, что на строфику стих нерассчитан такой: / “Александр, понимаешь, поэтому вязким и плоским / Мне онкажется”; я возражал: “Ты не прав, дорогой”»179.В первый раз после высылки Бродского из СССР они встретились в 1987году, когда один из них получил Нобелевскую премию.
Бродский специальноприлетел из Швеции в Америку, в г. Вашингтон, чтобы увидеться с А. Кушнероми переводчиком В. Голышевым. Приятели обнялись и вышли на улицу, чтобыприсутствовавшие не увидели, что они плачут – 15 лет не виделись. Бродский велвечер Кушнера, сказал о нем много хороших слов180, в частности, следующие,ставшие популярной преамбулой к статьям о Кушнере, заметкам и интервью:«Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов XX века, и его именисуждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский<…> Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю,говорить о нормативной русской поэтической речи.
Говоря о последней, мы будемвсегда говорить об Александре Кушнере»181. Кушнер неизменно высоко оцениваетлирику Бродского, говоря, что русскую литературу без нее представить уженевозможно.Кушнер А. Десять стихотворения [Электронный ресурс] // Новый мир. 2009. № 2. URL:http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/2/ku1.html (дата обращения: 14.01.2017). О Бродском же стихотворение«Приятель мой строг…» – в отличие от по ошибке связываемого с ним «Он встал в ленинградской квартире…».180Программа «Школа злословия» [Электронный ресурс] // ТВ-видеоархив.
1 марта 2004. URL: http://tvvideoarchive.ru/shkola-zlosloviya/168-shkola-zlosloviya-2004-god.html (дата обращения: 12.08.2017).181Бродский И. Форма существования души // Кушнер А.С. Избранное: Стихотворения. СПб.: Худож. лит., 1997. С.4.17947Но были в их отношениях и очень напряженные моменты. Кушнер не разговорит о сложном, импульсивном характере Бродского: например, однажды поэтрезко отреагировал на замечание, что ненормативная лексика, встречающаяся егов лирических стихах, портит их, рассердился и написал о Кушнере стихотворение«Письмо в оазис» («Не надо обо мне, не надо ни о ком…», 1994 г.), за которое потомпросил прощения.Поэт Е.
Рейн пишет об общей для творчества И. Бродского и А. Кушнерановаторской черте – изживании «романтической позы» (укоренившейся в русскойлирике), об отражении в их поэзии «нового мышления», предполагающего «не крикс кафедры и с амвона, – а полное слияние с толпой»182. Литературовед В. Полухинаговорит о дистанцировании от традиционного романтического героя как чертепоэтики Бродского, который «старался себя отдалить от полубога»183, с которымраньше всегда ассоциировался поэт, ему были свойственны «постоянноеупоминание <…> о разваливающейся плоти, <…> соединение себя со всем, чтоуничтожает время, со всем, что разрушается вместе с плотью»184.
Это же«снижение» собственного образа находим у Кушнера: «Все куплю, а спичкипозабуду / Иль таблетку третью не приму…»185.Кушнер, тем не менее, относит Бродского к «байроническому» типу поэтов,(«которые, стремительно сгорая, не щадя себя, с непомерно высокимитребованиями к жизни, не рассчитаны на долголетие»186), имея в виду«романтическийобразавтора-скитальца,романтическое(игероическое)противостояние миру, романтическую иронию, романтическое отрицание,разочарование и прочие романтические атрибуты»187. Сам он отказывается отантитезы «поэт – толпа», считая стихотворство профессиональным занятием,работой трудной и кропотливой, но не лучше и не хуже другой. Отметим, что, поПолухина В. Иосиф Бродский глазами современников: Книга первая (1987 – 1992).
Изд. второе. СПб.: Звезда,2006. С. 20.183Там же. С. 21.184Там же.185Кушнер А.С. Земное притяжение: Книга новых стихов. М.: Время, 2015. С. 15.186Кушнер А.С. Аполлон в траве: Эссе; Стихи. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 184.187Полухина В. Иосиф Бродский глазами современников: Книга первая (1987 – 1992). Изд. второе. СПб.: Звезда,2006. С. 121.18248нашему мнению, А.
Кушнеру удалось преодолеть романтизм в большей степени,нежели И. Бродскому, в стихах которого все же чувствуется не слияние с толпой,а, наоборот, отстраненность от нее. В качестве аргумента приведем, например, тотфакт, что любимый поэт Бродского – страстная, импульсивная Марина Цветаева,Кушнера – сдержанный, «кроткий» и «тихий»188 Иннокентий Анненский.НиКушнер,ниБродскийвсвоемтворчественесклонныкпублицистичности, характерной для поэтов-шестидесятников189: Е.
Евтушенко,А. Вознесенского, Р. Рождественского190. Сосредоточенность на личном опыте,интерес к индивидуальному, частному существованию, «интимный разговор»более характерны для Кушнера, который говорит, что случай «как повод можетвойти в стихотворение», но только когда он «поднят на другой, экзистенциальныйуровень»191.В 1960-е годы А. Кушнер познакомился с Е. Рейном: поэты вместе начиналитворческий путь в Ленинграде (позднее Рейн переехал в Москву), ему посвященыстихотворения «Мрачнее с каждым днем…»192, «Зато приближается все, что когдато…»193, «Не люблю Переделкина: сколько писателей в ряд…»194.