Диссертация (Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев". PDF-файл из архива "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Почему так можно считать? Еслирассматривать историю любой страны в мире, от Древней Греции до ДревнейИндии, то у каждой страны или нации есть своя нравственная норма, но пообъему содержания, продолжительности времени и всесторонности системыморальКитаяуникальнавмире.КультуреКитаясвойственнытакиехарактеристики: постижение существа вещей; доведение знания до конца;прямота сердца; искренность; самосовершенствование; соблюдение порядка всемье, управление государством и достижение мира и гармонии Вселенной (格物、致知、正心、诚意、修身、齐家、治国、平天下). Чтобы постигнуть существо вещей,сначала надо понять себя, потом на основе полученных знаний выяснить закон;про прямоту сердца и искренность не нужно объяснять, совершенствовать себя –значит работать над собой, потом жениться, затем блюсти порядок в семье, а затемуправлять страной.
Путем (справедливого) управления страной достичь мира игармонии Вселенной. То есть эти восемь этапов ведут от души человека к миру[Джи Сяньлин 2008].Само понятие «ценность» употребляется в современной философскойлитературе в различных значениях: ценность отождествляется с новой идеей,выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; ценностьвоспринимается как распространение объективного образа или представления,имеющегочеловеческоекультурно-историческимиизмерение;стандартами;ценностьценностьсинонимизируетсяассоциируетсясстипом«достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем [Гуревич 1994].Разнообразие определений понятия «ценность» и, соответственно, множествонаправленийизученияэтойпроблемыобъясняется,по Д.А.Леонтьеву,двойственным характером ценности: она понимается и как атрибут какого-либопредмета, и как сам этот предмет, то есть объекты имеют ценность, ноодновременно могут являться ценностью [Леонтьев 1996].
Это отчасти определяет«историческую и логическую контаминацию философского понятия ценности иосновной категории политэкономии – “стоимость”, с одной стороны, и его37близость другим понятиям, маркирующим интенциональность индивида, –прежде всего благо и цель – с другой, обусловливает сложность “обособления”понятия ценности в его историческом развитии» [Шохин 2018]. Определенияценности различаются, но существенным ее признаком остается то, чтоценностью объявляется предмет некоторого интереса, желания, стремления, т.е.объект, значимый для человека или группы лиц [Ивин 2006].Научное понятие «ценность» может употребляться как для обозначениятолько «положительной ценности», «добра», так и для позитивных и негативныхценностей, особенно в этике и теории ценностей [Ивин 2006]. Однако такаяпозиция разделяется далеко не всеми. Так, Л.А.
Зеленов, А.А. Владимиров, В.А.Щуров полагают, что ценность – это объективная характеристика явления, а неоценка явления субъектом. Поэтому введенные В.А. Василенко в 1968 г. понятия«положительнаянекорректными,ценность»и«отрицательнаяценность»ведь уже в природе понятия «ценность»онисчитаютзаложенаеепозитивность. По логике исследователей, отрицательных ценностей не можетбыть – это квазиценности, псевдоценности и т.п.
И методологический просчетвидится в том, что не введено родовое понятие для ценностей и неценностей;таким понятием могла бы служить «значимость» [Зеленов, Владимиров, Щуров2008].Соглашаясь«антиценность»,системеслогикойакцентируяценностей,котораяисследователей,мыпротивопоставленностьявляетсяоднимизиспользуемпонятиеисследуемогообъектаструктурообразующихкомпонентов социума и способствует его эволюции.Ценности играют значительную роль не только в моделировании научнойкартины мира, но и в повседневном бытии людей – это то, что характеризуетсяособой, предпочитаемой людьми значимостью, овладевающей их мыслями.чувствами и намерениями.
По мнению В.В. Гречаного, ценность – это понятие,служащее для обозначения объекта в его отношении к субъекту оценки. В спектречеловеческой деятельности невозможна ситуация отсутствия ценностей; естьтолько различные (по содержанию, качеству, общности, уровню организации,иерархии, доминированию, степени интенсивности и др.) ценности и различныеспособы их интерпретации и языковой репрезентации [Гречаный 1989]. Для38индивидабазовыеценностивыступаюткакегособственныеконечныепредпочтения и проявляются при выяснении его отношения к самому себе,окружающему миру, а потому связаны с поиском смысла собственногосуществования.Ценностноебытиеобновляетсявпостоянномпоискеположительного, полезного, поучительного, желаемого для человека [Устьянцев2006].
Поэтому культура не может предлагать произвольный список базовыхценностей [Смирнов 2005, с.18].Применительно к обществу ценность обязательно антропогенна, посколькувозникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценкичеловеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы. Среди всехтворений Вселенной только человек в состоянии оценивать природу, результатысвоих действий и вместе с тем оказываться способным к самооценке [Борзенко,Кувакин, Кудиншина 2005].Особая роль в трактовке ценностей принадлежит религиозным концепциям,которые создают идеал человека как реализацию высших ценностей.
Так, вправославии идеал человека – это человек, призванный пробуждать стремление кблагочестию, совестливости, умеренности и сдержанности, дельности, готовностик самопожертвованию ради веры, к изяществу в соответствии с церковнымиканонами и православной культурой [Введенский 2013]. Духовный идеал человекадолжен иметь посредника, который мог бы служить примером в воспитании.Наличие примера – человека, достигшего развития желаемых качеств, необходимодля укрепления веры людей в возможность сделать то же в своей жизни.Мировоззрение современных китайцев, как мы уже отмечали, во многомопределяется тремя философско-религиозными концепциями.
Так, со временДревнего Китая актуальна идея единства неба и человека, или гармонии междунебом и человеком, представленная в даосизме, конфуцианстве и буддизме.Первоначально эта идея была выдвинута Конфуцием в период «Весны и осени»(770 – 476/403 гг. до н. э.) и период «Воюющих царств» (476/403 – 221 гг. до н. э.).Она является характерной чертой и сущностью восточной мысли.
В соответствиис этой идеей, физиология человека, этика, политика и другие социальные стороныего жизни являются прямым отражением природы. В даосизме небо тождественно39природе, а человек является частью природы. Небо и человек едины. Однако,поскольку люди установили различные правила и этические нормы, они потерялисвой первоначальный природный характер и разрушили гармонию отношений сприродой, уничтожили свою природную сущность.
Отсюда цель деятельностилюдей – уничтожить барьер между человеком и природой, вернуться к ней идостичь духовного состояния «единства человека и неба». Чэнь Хунбинг, ЧжанЗили подчеркивают: «在佛教中认为人与万物并无差别,同为佛,实质上同为一物[季羡林 2018]。佛教理论体系包括解脱论、心性论、修行观、缘起论等方面,而贯穿其中的主线即是主体的德性修养。在修行方式上佛教强调通过主体自身的德性修养,克制贪欲,以内在的智慧了达宇宙人生的实相,克服自心对名利和观念的执着,获得心灵的清净和安宁 [陈红兵 张子礼 2013]» / В буддизме люди неотличаются от всех вещей, все они Будды, по сути, они одно и то же [ДжиСяньлин 2018]. Буддизм утверждает неизменное мыслящее начало (в человеке) ивзаимозависимое происхождение людей, проповедует необходимость духовныхпрактик, которые позволяют «сбросить узы мирской суеты». Главный принципбуддизма – моральное совершенствование субъекта, путем которого человексдерживает различные пороки, например, жадность, через внутреннюю мудростьпостигая истинность Вселенной, преодолевая эгоцентричную привязанность кславе и богатству и приобретая чистоту и спокойствие души [Чэнь Хунбинг, ЧжанЗили 2013].Конфуцианство оказало существенное воздействие на образ жизни исознание китайского этноса, внедряя в сознание китайцев мысль о том, что смыслжизни базируется на гуманности и любви к своим ближним, к семье – начеловеколюбии.
Каждый благородный представитель человечества должензаботиться о старших, уважать и любить родителей и воспитывать детей в мире,согласии и гармонии. Человек рожден, чтобы любить мир, близких, родных илюбимого человека и саморазвиваться, что позволяет человеку осознавать своеместо в мире. Человеколюбие – то, что создает образ идеального человека и вконфуцианстве называется «жэнь». С точки зрения конфуцианства, небо являетсяисточником нравственных концепций и принципов, присущих человеку, ивместилищем их является сердце. Это естественно, но не осознается людьми.40Поскольку люди ослеплены славой, выгодой и низменными устремлениями, онине могут обнаружить моральные принципы в своих сердцах. Цель человеческогобытия состоит в том, чтобы устранить «слепоту желаний внешнего мира» идостичь состояния сознательного выполнения нравственных принципов.
Такимобразом, по словам Фань Хайюань, Цуй Цзиашань, «儒家思想追求德行的完善和人 的 道 德 价 值 实 现 [ 樊 海 源 , 崔 家 善 2015] / конфуцианство стремится ксовершенствованию добродетельного поведения и осуществлению человеческойнравственной ценности.Нань Хуайкин так представляет суть конфуцианства как одного изрелизиозно-этических учений, оказывающих и сейчас существенное влияние накартину мира китайцев: «仁”是儒家思想的核心,是孔子的道德理想,也是最高的道德准则。“朝闻道,夕死可矣 ”之“道”不是一般的“道理”、“事理”,而是特指儒家的“仁义之道”。懂得了仁义的 道理,就应该用自己的一生去实践它,有时为了捍卫之,甚至不惜牺牲自己的生命。这是孔子的道德价值观,这就是“朝闻道,夕死可矣”一句话所包含的深刻的内涵。这一内涵从孔子的一生、从《论语》一书的思 想 精 髓 中 可 以 得 到 印 证 [ 南 怀 瑾 2014] /«Жэнь» – это ядро конфуцианства,нравственный идеал Конфуция и высший моральный кодекс.
«Если на рассветепознаешь Дао, то на закате солнца и умереть не жалко» – это не просто «здравыйсмысл» или «логика вещей», а проявление «доброжелательности и праведности»конфуцианства. Если человек понимает истинный смысл праведности, он долженпрактиковать ее в своей жизни, иногда жертвуя собственной жизнью радиправедности.
Это моральные ценности Конфуция. Их можно подтвердитьописанием жизни Конфуция и содержанием книги «Лунью» [Нань Хуайкин 2014].Вместе с тем отмечается, что такой путь постижения мира доступен не каждому(вспомним 4 уровня осмысления мира): «子曰:士志于道,而耻恶衣恶食者,未足与议也。孔子的这句话是说,如果一个人有志于修道,做入世救人的事业,却讨厌物质环境艰苦的话,怕自己穿坏衣服,怕自己没有好的吃,贪图享受,也就是说一个人的意志会被物质环境引诱、转移的话,无法和他谈学问、谈道。[南怀瑾2014]» / Конфуций сказал: если у человека есть желание стремиться к Дао изаниматься делом спасения мира, но он ненавидит материальные трудности, нехочет носить плохую одежду, опасается отсутствия хорошей пищи и хочет только41наслаждаться, не стоит с ним общаться.