диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 31
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Особенно ярко и многообразно он представлен врассказах А. Штифтера «Бабье лето» и «Горный хрусталь», где горы выполняютважную эстетическую и воспитательную функцию, учат видеть и ценить красотуокружающего мира и простые искренние человеческие отношения, воспитываютдобрых и честных людей.В современной прессе концепт горы развивается в таких понятиях как: лыжии отдых, экология, или «натурализация», (экологический) туризм, альпийскийLifestyle. Любовь к родным горам передается из поколения в поколение.Австрийские горы – это история страны и ее культуры.6.Концептынациональнойконцептосферыявляютсяосновнымиструктурообразующими и отличительными характеристиками любой культурнойкартины мира. Организация универсума национальной концептосферы опирается,с одной стороны, на космологические представления, характеристики природы,концепты времени и пространства, а с другой – оформленность космоса природыпозволяет выявить основные «точки отсчета», характеристики оси координаткультуры.
Концептуальное пространство национального космоса природыопределяет менталитет, а менталитет в свою очередь пытается концептуальноинтерпретировать освоенное им пространство. Чем разнородней и сложнеенациональная концептосфера, что и доказывает пример Австрии, тем важнее еероль в формировании картины мира.148ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящем диссертационном исследовании была предпринята попыткапроанализироватьрольнациональнойконцептосферывформированиикультурной картины мира. Формирование картин мира всегда детерминируетсясистемой национальных концептов, закрепленных в языке и образности,сложившейся в ходе исторического процесса на основе и при взаимодействиирядафакторов.концептосферыРассмотрениенародовиэтихнацийфакторов,вцеломконкретныхпомогаетконцептоввыявитьимногиеуниверсальные и специфические особенности культуры и тем самым зачастуюизбежать и/или предотвратить ряд проблем, связанных с непониманием,различиями в мировидении и мировоззрении.Для культурной картины мира характерна объективная противоречивость, вомногом обусловленная ролью национальной концептосферы в ее формировании.Однако многие национальные концепты являются специфическими и могут бытьпроблемными для взаимопонимания наций.
Одни и те же ключевые слова могутиметь разную значимость в разных культурах. Анализ элементов национальнойконцептосферы позволяет прояснить специфику национальных ценностейкультуры, национального характера и самосознания.В диссертации в данном ключе были всесторонне проанализированыустойчивые концепты, существующие в австрийском самосознании, такие какавстрийский, компромисс, музыка, горы, и исследовано их функционирование вхудожественной литературе и прессе Австрии. В австрийской классическойлитературе концепт австрийский рассматривался на примере романа Й.
Рота«Марш Радецкого», концепт компромисс – на примере романа Р. Музиля«Человек без свойств», концепт музыка – на примере произведения Т. Бернхарда«Племянник Витгенштейна», концепт горы – на примере произведенийА. Штифтера «Бабье лето» и «Горный хрусталь».Дляконцептуализацииразработанныеввыбранныхкультурологии,объектовисследующеймывзялипроцессыпринципы,взаимодействия149человека с окружающим миром во всей их полноте.
Под концептом в работепонимается вербально выраженная единица коллективного сознания социума,отражающая его национально-культурные особенности и являющаяся способомего самоидентификации. Совокупность концептов образует концептосферу нации.Факторы, определяющие национальные культурные концепты, имеютуниверсальный характер и отражают геополитические, культурно-исторические иэтнопсихологические особенности развития страны, и в свою очередь формируюткультурнуюобразование,картинумира.содержащееКонцептнетолькопредставляетсобоймногомерноепонятийно-дефиниционные,ноиассоциативные, оценочные, коннотативные и образные характеристики, которыедолжны быть учтены при его описании.
Функционирование концепта в системекультуры во многом определяется спецификой локальных нюансов и гибкойдинамикой, что и составляет уникальность его как культуроформирующегофактора в каждом отдельном случае.Концепты, закрепленные в сфере языка и образах культуры, представляютсобой уникальное средство выражения мысли и объективации всех структурсознания.
Отсюда следует, что в тех случаях, когда для анализа картины миравыбран системообразующий, важный и многофункциональный концепт культуры,его необходимо рассмотреть и проинтерпретировать в различных системахкультуры и искусства с применением адекватных предмету методов и критериевсовременной культурологии.Проделанныйкультурологическийанализпоказал,чтоконцептынациональной концептосферы обладают основными структурообразующими иотличительнымихарактеристикамилюбойкультурнойкартинымира.Особенности национальной концептосферы как структурообразующего фактораформирования культурной картины мира Австрии объективно связаны с ееландшафтнойитерриториальнойспецификой,историей,культуройинационально обусловленным мировосприятием, которое отражается в языкенарода.Важнымиэлементаминациональнойконцептосферыявляютсягеополитические, исторические, этнопсихологические концепты, их сложная150структурная взаимосвязь моделирует образ культуры в ее национальном аспекте.Возможности культурной и межкультурной коммуникации напрямую зависимыот детерминированности культурных картин мира спецификой национальныхконцептосфер.Организация универсума национальной концептосферы опирается, с однойстороны, на космологические представления, характеристики природы, концептывремени и пространства, а с другой – оформленность космоса природы позволяетвыявить основные «точки отсчета», характеристики оси координат культуры.Концептуальное пространство национального космоса природы определяетменталитет,аменталитетвсвоюочередьпытаетсяконцептуальноинтерпретировать освоенное им пространство.
Чем разнородней и сложнеенациональная концептосфера, что и доказывает пример Австрии, тем важнее еероль в формировании картины мира.Наше исследование, основанное на анализе классической австрийскойлитературы и публикаций качественной австрийской прессы показало, что такиеконцепты, как австрийский, компромисс, музыкальность и горы, уже много вековявляются ключевыми элементами национальной концептосферы Австрии,формируя австрийскую культурную картину мира, что доказывается ихмногократнымисемиотическицелостнымманифестированиемифункционированием в художественной литературе и прессе Австрии.
При этом внастоящее время они не застывают в статическом состоянии, а получают новые,иногда неожиданные оттенки в их современном восприятии, что говорит оперманентном развитии и трансформации культурных картин мира во времени.Этимология и история концепта австрийский обусловлена многимифакторами, самыми важными из которых являются исторически сложившеесяэтническоемногообразие,территориальнаяпротяженность,многовековаяведущая роль австрийского государства в европейской истории и культурнаятравма, обусловленная распадом Австро-Венгерской империи.Такимобразом,спецификаконцептаавстрийскийзаключаетсявпереплетении «своего» и «чужого», что определило особенности австрийского151мировосприятия. Ядро концепта составляют понятия:Родина/Отечество,идеализация прошлого великой империи, язык, традиции, природная идиллия,особенное развитие.Уточнение культурно-исторических и социально-политических корнейконцепта компромисс в австрийской культуре позволяет говорить о егокорреляции с понятием нейтралитет.
Идея австрийского нейтралитета появиласьна политической арене Европы сразу после развала монархии, но была воплощенав жизнь только после Второй мировой войны. Для современного австрийскогосознания понятие компромисс ассоциируется с идеей социального партнерства.Специфика концепта компромисс заключается в историческом стремлении кмирному решению политических проблем. Ядро концепта составляют понятия:нейтралитет, социальное партнерство, договор, посредничество.Музыка – это не только неотъемлемый концепт австрийской культуры, этоважнейшая составляющая образа жизни австрийцев, закрепленная на всехуровнях культуры. И окружающие, и сами австрийцы считают себя музыкальнойнацией, возводя музыку в ранг идеологии, включающей все возможное – отполитических взглядов до идей воспитания.
Специфика концепта музыка вомногом определена исторически сложившимися условиями централизованногокультурного развития страны, а до середины XIX в. австрийский император был ктому же императором Великой Римской империи германской нации. Дляавстрийцев концепт музыка применительно к картине мира представляет собойиерархизированную систему, имеющую клишированный внешний уровень исложноструктурированный глубинный, во многом понятный только изнутрисамой национальной культуры. Лексически концепт музыка в текстах культурыможет быть представлен широким спектром слов и образов – от музыкальныхпроизведений до воспитания через музыку и т.
п.Концепт горы в контексте Австрии, часто называемой Альпийскойреспубликой подчеркивает амбивалентность австрийской культурной картинымира, исходя из содержания самого понятия, где совмещаются открыточнаятуристическая идиллия и опасность восхождения, вершины и пропасти, чистота и152разреженность горного воздуха. Специфика концепта горы заключается и восознании гор как родных, надежных стен, внутри которых рождаются ивырастают австрийцы. Прогулки по горам и горные лыжи – неотъемлемаясоставляющая их жизни.