диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 30
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
Австрийские крестьяне сейчас даже получаютдотации от государства только за то, что возделывают горную почву и сохраняюттаким образом растительность на склонах гор, не дают им превратиться в скалы.По сравнению с героями «Бабьего лета», в «Горном хрустале» герои далеконе идеальные. Однако в суровых обстоятельствах жизни горной деревнивнешность бывает, как правило, обманчива: за внешней замкнутостью,немногословностью и угрюмостью скрывается отзывчивое, доброе сердце.
Люди,живущие в ладу с природой, умеющие радоваться простым вещам, не могут бытьплохими – вот главная мысль автора. Следует и здесь отметить важностьописания изменчивых, словно живущих своей жизнью пейзажей, пестроту итонкость оттенков цвета и освещения одного и того же склона горы в разноевремя суток и в зависимости от погодных условий. У Штифтера горный хрусталь,143выкристаллизовавшийся из снега, льда, мороза, сияния луны, прежде всегопрекрасен. Он часть природы. Она же, исходя из штифтеровской концепции,всесильна в независимости от того, благосклонна ли она или разрушительна поотношению к человеку.
Красота льда, снегов, холодной синевы в штифтеровскойновелле словно бы самодостаточна.Воспитательная социализаторская направленность рассказов Штифтеразаключается в том, чтобы научить людей жить с людьми, вернее, научитьчеловека как индивида, хранящего свое достоинство, жить среди людей, в том,чтобы, по меньшей мере подсказать формы такого сосуществования.Суммируя вышесказанное, необходимо еще раз отметить широкий спектрпередачи концепты горы в рассказах А. Штифтера.2.5.4. Функционирование концепта горыв современной австрийской прессеГеополитические корни концепта (австрийские) горы очевидны, посколькуАвстрию называют еще и Альпийской республикой. История Альп по большейчасти складывалась из беспрестанных войн и столкновений между различнымиэтническими,языковыми,религиознымиинациональнымигруппами,населявшими горы на протяжении тысячелетий; и тысячи лет уделом Альпоставались раздробленность, вторжения, восстания и войны.
Но для австрийцевэто всегда было место, куда люди бежали, спасаясь от врагов и захватчиков.Культурно-политическая функция концепта (австрийские) горы заключаетсяв таких понятиях как: лыжи и отдых (даже в нацистской Австрии), экология, или«натурализация», (экологический) туризм, «Земля обетованная» для коренныхавстрийцев. Горы – это архаика, это так называемый альпийский Lifestyle.Австрийцы гордятся тем, что они экологически развитые и занимают второеместо в Европе по использованию общественного транспорта, а Вена стала третийгод подряд городом с самым высоким уровнем жизни. Интересно отметить, чтотолько 34 % гордятся тем, что они австрийцы [234].
Но все поголовно гордятсясвоей природой. С течением времени в Австрии появилась некая мифологизация144гор, которая нашла свое отражение в литературе. Горы персонифицируются.Журналисты пишут о «здоровье» ледников [229]. Горы вдохновляют авторов наязыковую игру в заголовках: «Альпийский ковер разостлан», «Гора маскируется»,«Гора вдохновляет», «Где эдельвейсов как сорняков», «Лыжная трассапревращается в вечный снег», «Погода вечных снегов», «Гора зовет», «Горанаслаждается» (результатом улучшения инфраструктуры) и др. Современныетехнологии навигации соединяют горный туризм с популярным в мирегеокэшингом (от греч.
geo – земля и англ. cache – тайник. В небольшихконтейнерах в горах спрятаны «кладики», нашедшему их можно что-то взять, чтото свое положить). Развивается «военный туризм» – модный тренд туризма поместам боев. Австрийские горы – это история страны и ее культуры.Таким образом, опираясь на проделанную практическую работу с текстамикультуры,мыможемконстатировать,чтоконцептынациональнойконцептосферы являются основными структурообразующими и отличительнымихарактеристиками любой культурной картины мира. Организация универсуманациональной концептосферы опирается, с одной стороны, на космологическиепредставления, характеристики природы, концепты времени и пространства, а сдругой – оформленность космоса природы позволяет выявить основные «точкиотсчета», характеристики оси координат культуры.
Концептуальное пространствонационального космоса природы определяет менталитет, а менталитет в своюочередь пытается концептуально интерпретировать освоенное им пространство.Чем разнородней и сложнее национальная концептосфера, что и доказывается напримере Австрии, тем важнее ее роль в формировании картины мира.Выводы по Главе II1. Ключ к видению своеобразия и уникальности каждой культуры даетисследователю синтез методов понимания и объяснения. Нам представляется, чтов основе такого синтеза методов всегда должно быть заложено пристальное изаинтересованное внимание к национальной концептосфере и ее базовымфакторам.145Особенности национальной концептосферы как структурообразующегофактора формирования культурной картины мира любой страны объективносвязаны с ее ландшафтной и территориальной спецификой, историей, культурой инационально обусловленным мировосприятием, которое отражается в языкенарода.2.
Этимология и история концепта австрийский обусловлена многимифакторами, самым важным из которых являются исторически сложившеесяэтническое многообразие, территориальная протяженность и многовековаяведущая роль австрийского государства в европейской и мировой истории.Переплетение «своего» и «чужого» определило особенности австрийскогоменталитета и самоидентификации австрийцев, которая, кроме того, базируетсяна языковом, ментально-поведенческом и историко-культурном факторах.В романе Й.
Рота «Марш Радецкого» концепт австрийский развивается впонятиях, связанных с представлениями об идеальном австрийце, для которогочесть важнее всего в жизни. Ядром концепта австрийский (österreichisch) вромане является понятие Австро-Венгерская монархия, (die kaiserliche undkönigliche Monarchie Österreich-Ungarn – k.u.k. Monarchie). Для героев романа И.Рота это понятие преломляется в отечество, что означает в первую очередьпатриотизм, верность и честь. В ассоциативный ряд австрийского входят языккак средство армейской и чиновничьей служебной коммуникации, идиллиямаленького городка на фоне идиллической природы и музыка как равномерныйфон этой идиллии, – то есть те ценности, сохранить которые для героев романаважнее собственной жизни.
К сожалению, неумолимый ход истории привел ктому, чтобы понятие смерть стало также знаковым в раскрытии смыслаавстрийского.Современное развитие концепта австрийский связано с обращением СМИ кистории и традициям страны, причем эпоха k.u.k. Zeit (время империи имонархии) до сих пор является некой точкой отсчета для самооценки исамоидентификации австрийцев. В последние четыре года понятие австрийский146используется для проведения кампании по созданию нового экономическогоимиджа страны и самоидентификации в ЕС.3. Культурно-исторические и социально-политические корни концептакомпромисс позволяют использовать для его уточнения понятие нейтралитет.Одним из самых важных компромиссов был Австро-Венгерский Компромисс(Österreichisch-Ungarischer Ausgleich) – договор, заключённый в 1867 г.
Идеянейтралитета появилась на политической арене Европы сразу после разваламонархии, но была воплощена в жизнь только после Второй мировой войны.В романе Р. Музиля «Человек без свойств» концепт компромисс являетсяестественной характеристикой его героев, живущих накануне Первой мировойвойны и действующих в соответствии с обстоятельствами. Компромиссвыражается в таких понятиях, как патриотизм, профессионализм и гибкость.В современной австрийской прессе концепт компромисс выражается впонятии нейтралитет, которое появляется, как правило, в статьях, посвященныхвзаимоотношениям Австрии и ЕС, а также в день Национального праздника(Nationalfeuertag) 26 октября. Кроме того, компромисс – это социальноепартнерство.4.
Музыка – это не только неотъемлемый концепт австрийской культуры, нои составляющая образа жизни австрийцев. И окружающие, и сами австрийцысчитают себя музыкальной нацией, музыка стала в стране политическойидеологией.В повести Т. Бернхарда «Племянник Витгенштейна» концепт музыкапреломляется в самом широком спектре слов и понятий, поскольку и самписатель не только понимал и любил ее, но и имел специальное музыкальноеобразование.В современной австрийской прессе нет ни одного дня без информации икомментариев по поводу различных музыкальных событий в стране и мире. Такиеклишированные понятия музыки как вальсы Штрауса-сына, широко используютсяврекламныхцелях.Культурно-политическаяопределяется упорной приверженностью к классике.функцияконцептамузыка1475.
Второе название Австрийской республики, которое ей дали в мире, этоАльпийская республика. Горы – неотъемлемая составляющая жизни австрийцев.Прогулки по горам и горнолыжный спорт входят в план школьного обучения.Ключевыми словами, раскрывающими концепт горы, можно считать понятияродина, свобода, уникальность.