диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 14

PDF-файл диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 14 Культурология (57175): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)) - PDF, страница 14 (57175) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

23].общества,ничем66Бидермейерское увлечение в литературе принадлежало тому, что вскорестало называться «маленький человек». Его типичный образ создан Штифтером в«Известняке» (Лейпциг, 1853 г.) – Иоганн Нестрой, а также Грильпарцером в«Бедном Шпильмане» (1848 г.). Это человек, среднего возраста и относящийся книзшему пласту среднего класса, измученный жизнью, как правило, верящий вПровидение и принимающий как должное свою участь. Он не только стал героемфольклора, но и был прославлен М. фон Эбнер-Эшенбах и Ф.

фон Сааром, атакже многими фельетонистами. В образе «маленького человека» воплотиласьпокорность судьбе перед аристократами и бюрократами. Он стал нагляднымпримером возможности человека низкого происхождения и в этом миренаслаждаться жизнью, при этом подчиняясь его законам [36, с. 27].В конце XIX в. в Австрии, как и во всей Европе, в искусстве возникаютновые модернистские течения. Это проявилось в возникновении в 1897 г.венского объединения «Сецессии» и отразилось в усиленных поисках путейразвития архитектуры, оказавших значительное влияние на архитектуру странЕвропы, а также сыграли большую роль в формировании разнообразныхтворческих направлений архитектуры. Именно в этот период в Австрии появиласьплеяда талантливых архитекторов, оказавших влияние далеко за пределамистраны.

Среди них Йозеф Ольбрих (1867–1908), Йозеф Гофман (1870–1956), ОттоВагнер (1841–1918), Адольф Лоос (1870–1933). Все они в той или иной степенипрошли в своем творчестве через влияние модерна. Но австрийский модерн визвестной мере отличался некоторой сдержанностью в применении декора, какправило,использовавшегосявкачествеорнаментальногообрамлениязначительных плоскостей или композиционного акцента и не претендовавшего наглавную роль во внешнем облике строения.В XIX в. искусство Бидермейера – и даже живопись мастеров старой венскойшколы или Вальдмюллера – было вполне понятно широким кругам общества.Однако к концу XIX – началу XX вв. некоторые художники, ориентируясь навкусы и желания богатой городской буржуазии, полностью изолируются отобщества и отходят от жизни, увлекаясь символикой и стилизаторством.

Это67наглядно продемонстрировано в творчестве Густава Климта (1862–1918),являвшегосятипичнымвыразителемдекадентскогоискусства.Наиболеехарактерными представителями экспрессионистических тенденций в искусствеАвстрии стали Оскар Кокошка (1886–1980) и Альфред Кубин (1877–1959).А. Кубин в своих рисунках пером, гротескно-фантастических наброскахсоздал своеобразный апокалиптический памятник погибающему буржуазномуобществу. В Праге он познакомился с Францем Кафкой (1883–1924) и сталвкладывать в иллюстрации к произведениям разных писателей свое ощущениенадвигающейся гибели, обреченности, страха, пессимизма.

В его сознаниибредовыевиденияигаллюцинацииперемежаютсяснаблюдениямидействительности. В рисунках Кубина дома превращаются порой в жуткие живыесущества, а деревья – в животных. Он называет свои наброски «зарисовкамисновидений».Оскар Кокошка в своем творчестве отобразил все болезни и надломысложной эпохи в жизни его родины. Позже в австрийском искусстве уже непоявлялось явлений столь же сильного звучания.Начало эпохи империализма в первые годы XX в. и упадок буржуазнойкультуры вызвали к жизни декаданс. Австрийский писатель, драматург и критикГерман Бар (1863–1934) стал теоретиком модернистских течений.Как в литературе Австрии, так и в европейской лирике XX в. в целомзначительное место занимает творчество Райнера Марии Рильке (1875–1926) с егопоэтическим одушевлением вещей и философской символикой.

О началеэкспрессионистской лирики в 1910–1911 гг. возвестили Георг Тракль (1887–1914)и Франц Верфель (1890–1945). Накануне развала Австро-венгерской империипроисходит становление творчества Ф. Кафки. В его новеллах, романах и притчахзависимостьличностиотсилсоциумамистифицированакакабсурд,непреодолимый фатум и высшая кара.В период 1918–1945 гг. в литературе Австрии видное место занял сатирик ипублицист Карл Краус (1874–1936), который был издателем оппозиционногожурнала «Факел» («Die Fackel», с 1899 г.). Именно он являлся автором драмы68«Последние дни человечества» (1918–1919 гг.), которая стала обличениемзачинщиков империалистической войны.

В то же время в сборниках «Амок»(1922г.)и«Смятениечувств»(1927г.)публикуютсяпроникнутыегуманистическим оптимизмом психологические новеллы Стефана Цвейга (1881–1942). Изданный в 1934 г. роман Ф. Верфеля «Сорок дней Муса Дага» и все еготворчество протекает в эти годы от экспрессионизма к реализму. Надвигающаясяугрозафашизма,провоцирующаяновуюмировуювойну,пробудилауавстрийских писателей возрастание интереса к знаменательным событиямродины. Так, в романе Йозефа Рота (1894–1939) «Марш Радецкого» (1932 г.)элегическая грусть о патриархальной старине соединяется с ироническимизображением изрядно обветшавшей империи Габсбургов. Роберт Музиль (1880–1942) в своем монументальном аналитическом романе «Человек без свойств»показал духовный кризис общества буржуазии в ХХ в.Большая часть передовых деятелей австрийской культуры покинулиАвстрию в результате насильственного аншлюса страны фашистской Германией.Окончание Второй мировой войны ознаменовалось появлением в литературеАвстрии значительного числа произведений, посвященных недавнему прошломустраны.

В 50–60-х гг. ХХ в. на авансцену австрийской литературы выдвинулисьтакие талантливые прозаики, как Ф. Гумлер, Х. Айзенрайх, Ф. Каин. Среди поэтовнеобходимо отметить А. Окопенко, И. Бахмана, В. Шмида, Х. К. Артмана. Такимобразом, в 1970-х гг. в Австрию пришла новая волна экспрессионизма.Австрийские писатели 60–70-х гг., среди которых Петер Хандке, ЭрнстЯндль, Фредерике Майрёкер, Петер Розай и Барбара Фришмут и сегодняпродолжают играть определяющую роль в литературной жизни страны. В числеуже ушедших из жизни ярких представителей того периода австрийскойлитературы стоит отметить Эриха Фрида, Томаса Бернхарда и Элиаса Канетти.Следует подчеркнуть неоспоримость их влияния на литературный процессАвстрии.

Синтетичность художественного мышления молодого поколения,вышедшего на авансцену в 1980-е гг., проявилась во всех жанрах. В разное времялирическая доминанта определяла творчество Роберта Шинделя, Петера Хениша,69Райнхарда Грубера и Петера Туррини. На сегодняшний день интенсивностьюотличаются и драматургические поиски авторов. Продолжая традиции, тон задаетБургтеатр в Вене. Обширно используя исторический контекст Феликс Миттерер(«Крах в доме Господнем») продолжил традиции как австрийского народноготеатра, так и политической пьесы.

Большой популярностью пользуются пьесыВернера Шваба, 14 драм которого было поставлено на разных сценах с 1990 по1993 гг. Динамичное развитие прозы было продемонстрировано публикацией«гипотетических» романов «Последний мир», «Ужасы льдов и мрака» и «БолезньКитахары» Кристофа Райнсмайра, трагикомического романа о жизни философа«Блаженные времена, хрупкий мир» Роберта Менассе, романа «Сестра сна»Роберта Шнайдера, романа «Промежуточная станция» Марианны Грубер ипродолжения романа «В замок» Ф. Кафки, политического расследования«Венский бал» Йозефа Хазлингера. Даниэль Кельман считается наиболеепопулярным прозаиком «новый волны»: «иронические романы» «Время Малера»,«Магия Берхольма», «Я и Каминский», «Последний предел» и др.

[92, с. 3].Эльфрида Елинек – одно из самых значимых имен в современнойавстрийской литературе. Ее перу принадлежит несколько романов: «Мы всеголишь приманка, бэби!» (1970 г.), «Любовницы» (1975 г.), «Отринутые» (1980 г.),«Пианистка» (1983 г.), «Похоть» (1989 г.), «Дети мертвецов» (1995 г.),«Алчность» (1999 г.), – и некоторые из них давно зачислены в канон современноймировой литературы. Э. Елинек – признанный театральный автор пьес: «КлараШ.» (1982 г.), «Вожделение, или Проезд открыт» (1986 г.), «Облака.

Дом» (1988г.), «Привал, или Этим все занимаются» (1994 г.), «Спортивная пьеса» (1998 г.),«Он как не он» (2000 г.). Всемирный театральный фестиваль, проходивший вЗальцбурге в 1998 г., целиком посвятили ее произведениям. В этом же годуЭльфрида Елинек была удостоена престижной премии имени Бюхнера в областилитературы, а в 2002 г. получила звание «Драматург года». В 2006 г. она получилаНобелевскую премию по литературе [231].Проблема определения места австрийской литературы долгое время шло попути отграничения ее от немецкой. Как отмечает австрийский писатель В.

Вайс:70«Тот, кто ближе знакомится с австрийской литературой, сталкивается сосложностью, множеством уровней, полицентричной идентичностью, долженстремиться к анализу и описанию, а не к монолитному упрощению» [119, с. 13].Современная австрийская литература и сейчас объединяет в себе особенностиразличных культур и литератур, образуя специфику концепта австрийский.Ментальный факторВ многонациональной Австрии было всегда очень сложно провести четкиеграницы как в национальном, так и в географическом отношении, тем болеесложно определить ментальный фактор австрийской концептосферы.

Благодаряпересечению германского, романского и славянского миров в этой страневыработалась некоторая самостоятельная австрийская культурно-историческаяидентичность. Жители Австрии много и с удовольствием рассуждают на темунационального характера, а местная пресса часто упоминает загадки австрийскойдуши. При этом часть авторов проявление отдельных своеобразных черт усоотечественников относят к имперским временам. Другие же, вступая с ними вспор, всячески пытаются доказать заурядность собственной нации, сомневаясь всуществовании австрийской души.

В тоже время есть и еще одна категорияавторов, которые, не пытаясь доказать очевидное, дают рекомендации пообщению с австрийцами [131, с. 125]. Есть мнение, что австрийскую душу можетпостичь только австриец, однако отдельные аспекты могут быть доступны ичужестранцу, но только если он общается с местным жителем на его языке.Несмотря на то что на первый взгляд характер жителей этой страны ясен иисполнен любви к порядку и чистоте, на самом деле он достаточно противоречив.Представляется странным, что, несмотря на то что альпийский народ умеет нетолько правильно выстраивать свою жизнь, но и наслаждаться ею, он зачастуюнедоволен своей жизнью.

В качестве свидетельства этого можно представитьобраз «недовольного венца» (der grantige Wiener), присутствующий в народныханекдотах, а также значительное количество синонимов к слову «брюзжание»(нем. Nörgelei, Jammern, Klage, Beschwerde, Brummen, Meckern, Raunzen). Здесьпринято жаловаться на кого-либо или что-либо в юмористическом тоне. Человек71может с иронией отзываться о самом себе, но считается абсолютно недопустимымвысказываться в таком ключе о собеседнике. В процессе общения сразу заметныспокойствие, рационализм и внешняя холодность австрийцев, и лишь затемвыявляются такие черты, как уязвимость, а также воспринимать в качестве вызованетолькоделовуюкритику,ноилюбоепустяковоезамечание.Всамоидентичности австрийцев находят отражение культура и традиции всехнародов, много веков живших на одной территории.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее