диссертация (Социальная реклама в Испании и России как культурный феномен), страница 14
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социальная реклама в Испании и России как культурный феномен". PDF-файл из архива "Социальная реклама в Испании и России как культурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
В пример можнопривести плакат: «Красная армия раздавила белогвардейских паразитов – Н.Н.Юденича, А.И. Деникина, А.А. Колчака. Новая сила надвинулась на нас –тифозная вошь. Товарищи! Боритесь с заразой! Уничтожайте вошь!» или131Колупаева Ю. Социальная реклама советскогоhttp://www.socreklama.ru/ (дата обращения 13.08.2017).132Шаповалов Г.В. там же, С. 186.периодаивсовременнойРоссии.URL:64«Граждане! Делайте себе противохолерные прививки!».133 К утверждениюздорового образа жизни вёл появившийся в 20-е гг.
и насаждаемый вплоть до 40-хгг. культ молодости, здоровья, несгибаемости, неустрашимости.В это время главным средством передачи социальной рекламы являлсяплакат. Ставшие культовыми плакаты Д. Моора «Ты записался добровольцем?»,«Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Все мировые рекорды должны быть нашими»В. Горькова, «обладали мощной пропагандистской силой для советскогообщества. Основными темами плакатов были: популяризация советской власти;прославление коммунистических ценностей; равноправие мужчин и женщин;борьба с белогвардейцами; помощь голодающим; экономические преобразования;борьба с неграмотностью; здоровье и безопасность»134.Социальная реклама советского периода была яркая, с хлесткимизапоминающимисялозунгами,многиеслоганыстановилиськрылатымивыражениями.
Плакаты «реклам-конструкторов» Владимира Маяковского иАлександра Родченко, последователей К. Коровина, Д. Васнецова, Б. Кустодиева,К. Малевича, И. Машкова, стали классикой отечественной рекламы: Маяковскийоказал колоссальное влияние на создание русских рекламных текстов, а Родченкопервым применил в рекламе фотографию.
Плакаты социальной направленности,созданные в 1919-1921 гг. советскими художниками и поэтами, работавшими всистеме Российского телеграфного агентства – «Окна сатиры РОСТА», считаютсясамобытным видом агитационно-массового искусства, они тиражировались такжев виде открыток и журнальных обложек. Вообще русский авангард внеснеоценимый вклад в область дизайна социальной рекламы.Существенную роль играла сатира, изображавшая события того времени.Так, в 1922 году вышел в свет сатирический журнал «Крокодил», который сталодним из самых популярных в Советском Союзе, причем на многие годы.
Припомощи карикатур в нем высмеивались пороки общества, выявлялись новыеНиколайшвили Г.Г. Социальная реклама: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2008. С 22.Болгарева К.Р. Особенности эволюции социальной рекламы в исторической ретроспективе // ВестникАгу. Выпуск №2 (179). Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология,культурология. 2016. С.
70.13313465социокультурные и эстетические идеалы, демонстрировалось превосходствоновой социальной идеологии и общественного уклада над прежней. «Крокодил»стал одним из наиболее выразительных, открытых и эмоциональных проявленийсвоеобразиярусскогоменталитетавграфическихформахкомическогообличавший социальные проблемы, но также с юмором просвещавший,воспитывавший, оздоравливавший общество.
В статье «Правды» «Улучшитькачество политического плаката» констатировалось, что именно к сатирическимплакатам «советские люди проявляют большой интерес», а его материалы –«острейшее оружие борьбы с растленной буржуазной идеологией, с проискамиимпериалистических агрессоров. Трудящиеся часто присылают в издательства иредакции свои предложения, темы и сюжеты для плакатов и сатирическихрисунков».135Подобное внимание значительно помогало развитию и продвижениюсоциальной рекламы.
Зачастую сам факт сообщения о каком-либо событиистановился его обличением, а так как авторитет печатного слова или образа (в томчисле и рекламного) в массовом восприятии был очень высок, действенно в планевоспитания масс было не только критическое, но и позитивное слово / образ.Конечно,рекламасоветскогопериодабылабольшейчастьюполитизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов,отличалась высоким качеством, не случайно в 1925-ом году на художественнопромышленной выставке в Париже цикл плакатов советских рекламистов былудостоен серебряной медали.Социальная реклама военного периода (40-е годы) несет агитационныйхарактер и отражает тенденции военного времени.
Она работает на основнуюцель – сплочение народа, воспитание патриотизма, призыв к защите и служениюродине. Социальная реклама этого времени придавала обществу уверенность впобеде над врагом, она была обращена не только к солдатам, но и к служащимтыла. Отображением той неимоверной концентрации усилий, которой жила135Правда, 1952. 25 апр.66страна на протяжении всех военных лет стал лозунг «Все для фронта, все дляпобеды!».24 июня 1941 года было принято постановление «О создании и задачахСоветского информационного бюро», целью которого в контексте социальнойрекламы было сплочение русского народа перед лицом врага, а также пропагандапротив немецкой агитации. Тогда же на базе Телеграфного агентства СоветскогоСоюза (ТАСС) был осуществлен выпуск плакатов под названием «Окна ТАСС».Над плакатами трудились выдающиеся деятели того времени: Дмитрий Моор,Михаил Черемных, Виктор Дени, Самуил Маршак, Семен Кирсанов, ДемьянБедный и многие другие, причем художники нередко выезжали на фронт, а своиэскизы делали под огнем противника, что помогало создавать поистинепотрясающие образы.
Один из примеров – плакат Виктора Корецкого «ВоинКрасной армии, спаси!», где очень зримо переданы бедствия войны.Социальная реклама военного времени четко разграничивала рамки плохогои хорошего. Социокультурное пространство простого советского человека втоталитарном хронотопе было будто поделено на «черное» и «белое», «порядок»и «хаос», «своих» и «чужих», героев и антигероев. Бинарная оппозициясвойственная плакатам времени, например, плакат «Два мира – два плана» слозунгом «Мы насаждаем жизнь! Они сеют смерть!» (Приложение 1, рис. 1,2).Ведущее место в рекламно-агитационном процессе военного временизаняли наиболее мобильные и эмоционально воздействующие жанры: радио,плакаты, листовки, лозунги, фронтовая кинохроника.
В стране не везде ещегорела «лампочка Ильича», но радио слушали повсюду, – оно использовалось вкачестве основного инструмента влияния на массы и, наряду с печатной прессой,стало основным видом СМИ в стране. Уже в первые годы советскойгосударственности власти по достоинству оценили все возможности радио,которое стало играть существенную роль в формировании нового общественногомнения. Будучи рупором правительства, оно стало оперативным инструментомсоциокультурного просвещения широких масс, участвовало в упрочениисоциалистического общества и воспитании советских граждан.
При поддержке67советского правительства создаются специальные программы образовательной,научно-популярной, культурной направленности, в эфир выходят литературнодраматические и музыкальные передачи, формируется радиодокументалистика.Именно радио помогало сплотить народ в годы Великой Отечественной войны и впериод послевоенного восстановления, оно было направлено на укрепление духанарода, вселяя веру в победу над врагом: «Проклятие и смерть оккупантам!»,«Никакой пощады предателям!».
По радио в годы войны шел цикл военныхпередач, адресованных действующей армии, под названием «Слушай фронт», атакже «Письма с фронта» и «Письма на фронт», которые превратилисьвпоследствии в адресный стол, куда тысячи людей обращались, взывая о помощив поисках родных и близких.Нельзя не упомянуть важнейшую социокультурную роль документальногокино советского времени, которое учило, воспитывало новое поколение советскихграждан,прививаяОтечественнойверувойныв«прекрасноесоциальнаябудущее».ВпериодкинодокументалистикаВеликойзначительноспособствовала поддержанию боевого духа народа на фронте и в тылу.
ФильмМихаила Слуцкого «Один день войны», в котором запечатлена хроника одногодня (13 июня 1942 г.), оказал огромное влияние на народ. Одним из самых яркихдокументальных свидетельств той эпохи стал фильм «Разгром немецких войскпод Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, который в 1943 году былудостоен премии "Оскар" за лучший документальный фильм и это была перваянаграда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.«Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас неумевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринималокружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и какрадостнуюэйфорию,льющуюсясэкрана.Огромноевоздействиекинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом68поприще трудились блистательные мастера (Д.
Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П.Новицкий, А. Згуриди)».136Ну и конечно важнейшую социальную роль играло игровое кино,находившееся в этот период под личным контролем Сталина, поэтому оно лучшелюбого учебника формировало нужные вождю стереотипы, способствуясозданиюопределеннойсоциокультурнойатмосферывобществе.Кинопродолжали снимать и в военное время, причем специалисты признают этот этаподним из самых плодотворных. Власть понимала, что народ необходимо нетолько информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять напобеду, поэтому всячески поддерживала кинематограф. Большой резонанс имелифильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», «Радуга» Марка Донского,«Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера,«Два бойца» Леонида Лукова основной социальной целью которых, былоукрепление патриотических чувств народа.Так же, как и в кино, в социальной рекламе военного временипрослеживалсякультличностиСталина:«ЗаРодину!ЗаСталина!Закоммунизм!».
Часто на рекламных плакатах изображался не только тандем Ленин– Сталин, но и вожди мирового социализма Маркс и Энгельс. Помимопрославления советского государства в целом, задачей пропагандистской работыбыло и восхваление отдельных сторон жизни в советском обществе: ликвидациябезграмотности, равенство полов, пропаганда здорового образа жизни и семейныхценностей. Известен плакат В.
Говоркова «Спасибо любимому Сталину – засчастливое детство!», на котором Сталин предстал не только мудрым вождем, нои главным пропагандистом семейных ценностей (Приложение 1, рис.3,4). Такимобразом, в годы войны для формирования патриотических чувств, поддержанияморальногодухаувоинов-фронтовиковширокоиспользовалисьрадио,кинофильмы, патриотические песни, средства наглядной агитации и т.д.136Социалистический реализм.
Советский кинематограф. URL: www.realedu.ru04.03.2018).(дата обращения69Социальная реклама 50-х – 80-х годовПослевоенная социальная реклама была призвана возродить дух русскогонародаиеёосновнойцельюявляласьнормализацияэкономической,сельскохозяйственной и политической ситуации в стране. Она была направленана восстановление страны, поднятию народного хозяйства, освоению целины исопровождалась следующими лозунгами: «Увеличим добычу и переработкунефти!», «Соберем с целины богатый урожай!», «Увеличим производствоэлектроэнергии!» и т.д.В это время в Советском Союзе появилось телевидение.