диссертация (Внешняя культурная политика Азербайджанской Республики)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Внешняя культурная политика Азербайджанской Республики". PDF-файл из архива "Внешняя культурная политика Азербайджанской Республики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛРОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиНагдалиева Шамс Ариф кызыВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИСпециальность 24.00.01 – Теория и история культуры( культурология)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорВ.
С. ГлаголевМосква20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................... 3ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАКСУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ..................................................... 191.1. Концепты «национальная культура», «культурная дипломатия» и «внешняякультурная политика» как инструменты исследования социокультурных феноменов.......................................................................................................................................................
201.2. Исторические предпосылки формирования национальной азербайджанскойкультуры ..................................................................................................................................... 381.3. Внешняя культурная политика Азербайджана в период Российской империи иАзербайджанской Демократической Республики (1918-1920 гг.) .................................... 511.4.Развитие культуры Азербайджана в советский период ........................................ 64ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИАЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ .................................................................................. 772.1.
Приоритеты внешней культурной политики АР ......................................................... 772.2. Основные направления продвижения азербайджанской культуры намеждународной арене. Страновой брендинг ...................................................................... 1022.3. Кейс: участие Фонда Гейдара Алиева во внешнекультурной политике АР ........ 121ГЛАВА 3. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МОДЕЛЬ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА ................
1433.1. «Культурный код» Азербайджана: традиции, модернизация, толерантность .... 1433.2. Перспективы «азербайджанства» как политики мультикультурализма вконтексте современных вызовов: «культурное право» и право на культуру............. 170ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................... 195СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................................... 2043ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. На современном этапе развитияАзербайджанской культуры, начало которого принято относить ко временипровозглашения независимости Азербайджанской Республики в 1991 г., вовнешней политике страны формируется и активно используется модель«азербайджанскогомультикультурализма»(инымисловами,«азербайжданства»).
Эта модель предполагает опору на систему национальныхценностей, интегрирующих различные этнокультурные традиции, – бытовые,религиозные, этические и эстетические и т.д. По мнению создателей идеологииазербайджанства,наосноведанныхсоциокультурноепространство,традицийскрепленноеформируетсяобщностьюединоеэкономико-политических целей, а также нравственных и правовых норм, поддержанныхвыбором народа, силой государственных и иных структур и институтов.Привсеймультикульурализма»дискуссионности,сталамодельдейственным«азербайджанскогоинструментомсохранениястабильности и мира в регионе, преодоления сопряженных с ним конфликтов вмировом масштабе. Активное использование данной модели в качестве основыполитико-идеологического и социокультурного взаимодействия АР со своимипартнерамивсферемеждународныхотношенийпотребовалаболеепристального рассмотрения конкретных форм пропаганды национальнойазербайджанской культуры за рубежом.
В этой связи на первый план выступилатемавнешнейнациональныхкультурнойинтересовполитикипосредством–какобъектовфеномена«продвижениякультурногонаследия,массовых направлений культуры, спорта, туризма и образования при помощитаких инструментов, как «мягкая сила», публичная и культурная дипломатия»1.В то же время, не менее актуально изучение роли культурного наследия вжизни современного азербайджанского общества (в том числе, азербайджанцев,1Соловьева А. А. Внешняя культурная политика как феномен современных международных отношений //ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 2 (28). С.
163-169 [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_39165655_37116677.pdf . С. 168-169.4проживающих за рубежом). Пути и способы охраны этого наследия, методытрансляции связанных с ним ценностей, роль идеологической и правовойрегуляции «оборота» культурного наследия в его материальном и духовномизмерениях, – все это оказывается в поле внимания современных исследований,посвященных не только теме странового брендинга, но и проблемампрофилактики и преодоления таких негативных тенденций, как следованиенекоторых групп молодежи псевдо-либеральным ценностям, архаизацияотдельных элементов религиозно-бытовой сферы, апелляция некоторых сил крадикализированнымверсиямтрактовкиислама(ваххабизм).Целенаправленное предотвращение подобных эксцессов требует проведениянаучно обоснованной политики в области управления социокультурнымипроцессами, включая сотрудничество с соотечественниками, проживающими зарубежом и находящимися в ситуации «двойного» мультикультурализма,создающего дополнительные трудности и риски в процессе инкультурации.Такимобразом,актуальностькомплексногокультурологическогоизучения внешней культурной политики Азербайджанской Республики в связисценностями«азербайджанскогомультикультурализма»основанананеобходимости совершенствования научно обоснованной стратегии сохраненияи развития плодотворного сотрудничества АР с ее партнерами в различныхобластях.Степень разработанности проблемы.
Современная культурологияиспытывает значительный интерес к процессам, происходящим на перекрестьемежкультурной коммуникации. Со времен И.Г. Гердера и Гумбольдта2,указавших на «бессчетные оттенки» на «общей картине народов», задающиереальные условия деятельности «практической дипломатии» (с ее интересом кязыкам и национально-культурным различиям), тема специфики национальнойкультуры и ее способности взаимодействовать с другими культурамиволновала не одно поколение исследователей.2Гердер И. Г.
Идеи к философии истории человечества. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 2013. 760 с.С. 244-266; Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 452 с. С. 63-76.5Среди современных российских авторов, обращающихся к темекультурной политики, культурной дипломатии, роли национального вопроса вмежкультурном взаимодействии и т.д., следует выделить таких, как Т.А.Алексеева, О.Н. Астафьева, Л.В. Баева, О.В. Гаман-Голутвина, В.С. Глаголев,А.В. Голубев, Т.М. Гуревич, Е.В.
Воевода, Т.В. Зонова, И. Ибрагимов, М.М.Лебедева, О.В. Лебедева, А.А. Пелипенко, А.И. Подберезкин, А.В. Смирнов,С.А. Семедов, А.А. Соловьев, А.В. Торкунов, М.В. Харкевич, С.И. Чернявский,А.В. Шестопал, А.И. Щербакова, И.Г. Яковенко и др. 3В научной литературе существует немало трудов, посвященных истории,политике3икультуреАзербайджана,атакжекультурнымсвязямАлексеева Т. А. «Мягкая сила» в теории и практике международных отношений // Политическоепространство и социальное время: идентичность и повседневность в структуре жизненного мира. Главныередакторы: Т. А. Сенюшкина, А.
В. Баранов. 2016. С. 5-21; Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Национальнаякультура и культурная политика в Российской империи и СССР // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 1.С. 56-74; Баева Л. В. Культурное наследие в пространственно-временных границах // Гуманитарныеисследования. 2011. № 4. С.
7-12; Воевода Е. В., Белогуров А. Ю. Аксиология образования в дискурсесовременной политики // Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 172-179; Глаголев В. С.Нематериальные факторы в международных отношениях // Современная наука о международных отношенияхза рубежом.
Под общей ред. И. С. Иванова. М., 2015. С. 10-18; Глаголев В. С. Религиозно-этическое наполнениеобразов «свой» и «чужой» в динамике политической конъюнктурности // Диалог культур и партнерствоцивилизаций. СПб: СПб. ГУП. 2014. С. 362-365; Голубев А. В. «…Взгляд на землю обетованную»: из историисоветской культурной дипломатии 1920–1930 годов. М.: Институт российской истории РАН, 2004, 274 с.;Гуревич Т. М. Национально-культурная обусловленность непрямой коммуникации // Вестник МГИМОУниверситета. 2013. № 2. С.
163-166.; Зонова Т. В. Публичная дипломатия и ее акторы [Электронный ресурс] //Сайт РСМД. 2012. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=681#top-content; Ибрагимов И.Внешнеполитическая стратегия Азербайджанской Республики на современном этапе: дис. ... канд. полит.