диссертация (Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
– (24.10.2004). URL: http://www.nurlat.kazan.ws/cgibin/guide.pl?id_org=78&action=fullnews&id_news=4629 (дата обращения 26.11.2014)33Важно также отметить специфику коммуникации между мусульманскимиобщинами и политическими партиями Швеции. При этом нередки случаявзаимного давления для отстаивания своих интересов. Ярким примеромподобного давления является открытое письмо главы Совета мусульманШвеции, направленное лидерам политических партий страны в середине 1990ых гг.56 Глава Совета тогда заявил, что голоса мусульман на выборах получиттолько та политическая партия, которая будет поддерживать позициимусульман в вопросах предоставления им финансовой и административнойподдержки при строительстве культурных и религиозных центров, полученияразрешения ритуального забоя скота и организации курсов по подготовкеимамов в высших учебных заведениях страны.57Интересен тот факт, что между иммигрантами первой волны (в основноймассе турки) и «новыми мусульманами» (иранцы и арабы) часто можнонаблюдать негласное разделение: первые поддерживают левые партии, авторые – правые.
Это связано с тем, что мусульмане новой волны чаще ненаходят своего места в государственном секторе и уходят в частный бизнес,интересы которого и отстаивают правые партии, выступая, в частности, заснижение налогов.Для мусульман скандинавских стран, и в частности в Швеции, такжеочень остро стоит проблема образования. Парадокс заключается в том, что приотносительнойдоступностиегополучениенеявляетсядлянихпривлекательным. Причина, по-видимому, заключается в том, что уровеньподготовки студентов из Африки, Латинской Америки, Азии, получившихобразование в Швеции и странах Европейского союза нередко выше, чем усамих шведов, – здесь сказываются как традиции трудолюбия, так и страхпотерять место в вузе.
Тем не менее, из-за расовой и религиозной нетерпимости56В рамках данного исследования имеет смысл обратиться к детальному рассмотрению сборника «БлижнийВосток и современность. Сборник статей (выпуск двадцать девятый)» Института Ближнего Востока, так как этоодна из самых свежих и системных работ на русском языке по данной тематике в настоящее время. НечитайлоД.А. Ислам в Скандинавии. // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск двадцать девятый) /Институт Ближнего Востока / Отв.
ред. А.О. Филоник.: М.: Институт востоковедения РАН, 2006. – С.187.57Там же.34мусульмане получают отказ при приеме на работу примерно в два раза чаще.После столкновений с трудностями на рынке труда представители исламскойрелигии часто вынуждены соглашаться на неквалифицированную работу.Очевидно, что в данных условиях происходит потеря интереса к учебе у детеймигрантов: возрастной разрыв между поколениями в этой среде сравнительноневелик, а условия жизни наглядно демонстрируют отсутствие экономическогостимула для получения образования.
Высшее или среднее образование имеютлишь 1-2% иммигрантов из Марокко, Косово, Сомали и Турции, 3-5% – изИрана, Ливана, 9% – из Боснии.Определенные проблемы существуют и в религиозном образовании,которое в силу особенностей традиционного уклада жизни имеет длямусульманмолодежьважнейшеевШвециикультурообразующеечастозаявляетозначение.Мусульманскаянеобходимостиподготовкиквалифицированных имамов. По их мнению, если имам не знает шведскогоязыка, не разбирается в политике и культуре Швеции, то он не понимаетпроблемсовременногообщества:«Такиеимамыподходятстаршемупоколению, но для тех, кто родился здесь, нужны современные имамы».58Молодые люди уверены в том, что для ответов на вопросы, возникающие вшведских реалиях, необходимо учитывать контекст страны проживания.Важно отметить, что несмотря на указанные трудности, политическаяадаптация мигрантов идет полным ходом.
Так, в 1975 г. парламент Швециииздал закон, закрепляющий за мигрантами право голосования на местныхвыборах (Regeringens proposition 1975/76: 23 om kommunal rösträtt förinvandrare).59 Условия, соблюдения которых необходимы для пользованияданным правом, таковы: свободное владение шведским языком и знаниезаконодательства государства.58Нечитайло Д.А. Ислам в Скандинавии. // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск двадцатьдевятый) / Институт Ближнего Востока / Отв. ред.
А.О. Филоник.:М.:Институт востоковедения РАН, 2006. –С.189.59Regeringens proposition 1975/76:23 om kommunal rösträtt för invandrare 23.10.1975. Sveriges riksdag[Электронный ресурс]. URL: http://www.riksdagen.se/sv/Dokument-Lagar/Forslag/Propositioner-och-skrivelser/omkommunal-rostratt-for-invan_FZ0323/?html=true (дата обращения: 12.12.2014).35Интерес мусульман к политике долгое время развивался оченьмедленными темпами: в 1998 г.
в выборах приняли участие только 25%мусульман.60 В настоящее время официальной статистики по этому вопросу несуществует, но по наблюдениям социологов и журналистов присутствиепоследователей этой религии в политической жизни государства увеличилось,однако многие мигранты до сих пор относятся к своему праву избирать и бытьизбранными с недоверием, боясь столкнуться с проявлениями ксенофобии.Обратимся теперь к изучению ситуации в Дании.
Численность мусульманв этой стране составляет около 150 тыс. при общем населении, составляющем5,3 млн. человек. Активное переселение мусульман из Турции, Пакистана,Ирана, республик бывшей Югославии в поисках работы началось в 1970-ые гг.,причем 40% из них являются беженцами.Ранее, в 1960-ые – 1970-ые гг., приток представителей исламской религиив страну не вызывал протестов со стороны коренного населения.
Проблемы вмежкультурном взаимодействии начали возникать в конце 1980-ых гг., когдадатчане осознали, что мусульмане перевезли свои семьи и не собираютсяпокидать страну. Наблюдая эту ситуацию, американский ученый Гарри Фрименответил на вопрос, является ли иммиграция угрозой для государства всеобщегоблагоденствия,следующимобразом:«Когдагосударствовсеобщегоблагоденствия, воспринимается как что-то для “них”, оплаченное “нами”, тогдасоциальные проблемы разрушают основы этого государства».61При этом онотметил, что данное явление постепенно разрушает консолидацию общества ибаланс сил в стране, не позволяет проводить социальную политику надействительно высоком уровне.Со временем подобные тенденции привели к тому, что в датскомобществе начинает распространяться поддержка праворадикальных антимиграционных партий, вокруг которых формируется атмосфера социальногоНечитайло Д.А. Ислам в Скандинавии.
// Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпускдвадцать девятый) / Институт Ближнего Востока / Отв. ред. А.О. Филоник.:М.:Институт востоковедения РАН,2006. – С.189.61Freeman, G 1986, ‘Migration and the political economy of the welfare state’, The ANNALS of the AmericanAcademy of Political and Social Science, vol. 485, no. 1, pp. 51-63.6036одобрения и с подачи которых в обществе складывается так называемая«негативная национальная идентичность». В 1980-ых - 1990-ых гг.
такиепартииначалиактивноиспользоватьанти-иммигрантскиелозунгивполитической борьбе. Особенно часто протестным настроем обществапользовались Датская народная партия и правая Партия прогресса. В то времябольшое количество мусульман прибыло в Данию в поисках убежища (Иран,Ирак, Палестина, Сомали, Босния). Сначала представители упомянутых партийвыступили с резкой критикой мигрантов-мусульман, обвиняя их в ростепреступностивстранеи«постулированияисламскихценностей».Заключительная часть их предвыборной кампании совпала с терактом 11сентября 2001 г. в США, что, по словам политиков, представляющих этипартии, лишь подтвердило их правоту.
В результате на выборах 2001 г. Датскаянародная партия получила 15% голосов избирателей. Одним из самыхизвестных агитационных плакатов того времени стал постер с изображениеммолодой девушки со скандинавской внешностью и надписью: «Когда онавыйдет на пенсию, в Дании будет мусульманское большинство».62 Двумягодами позже, в 2003 г., 12 членам этих партий были предъявлены обвинения вприменении антимусульманской риторики в своих агитационных программах.В декабре 2003 г.
Верховный суд Дании приговорил члена Партии прогрессаПитера Бухля к условному тюремному заключению за расистские иантимусульманские высказывания. Суд указал Бухлю на то, что его положениев обществе не позволяет ему делать расистские заявления и размещать вИнтернете материалы, оскорбительные для мусульман.В 1997 г. в Дании был создан Центр христиано-мусульманского диалога,цели и задачи которого направлены на информирование коренного обществаДании и ответы на вопросы, связанные с исламом. Таким образом, государствоужедостаточнодавнопредпринимаетпопыткиформированияболеепозитивного отношения к мусульманам и их религии.