диссертация (Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)), страница 8
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
К этомувремени мусульмане Швеции являлись представителями различных этническихгрупп. Так, количество иракцев составляло 52 тыс. человек, ливанцев – 21 тыс.;марокканцев, сирийцев, тунисцев, палестинцев – 90 тыс. В начале 1980-ых гг. встрану начали прибывать иранцы (в настоящее время около 50 тыс. человек),эфиопы, сомалийцы (примерно 35 тыс. человек)47.Швеция к этому времени была известна своим мультикультурализмом илиберальными мерами в области интеграции и адаптации мигрантов. В рамкахполитикимультикультурализмагосударствоисегодняподдерживаетмусульманские организации и ассоциации.
С целью контроля за даннымпроцессом была создана Комиссия по государственным выплатам религиознымобщинам, которая получает финансовую поддержку со стороны государства.Условием ее получения является требование иметь председателя этойорганизации, ее казначея, секретаря и список членов. Необходимо отметить,что для осуществления своей деятельности и подготовки религиозных кадровКомиссия поддержала создание Шведской исламской академии в 2000 г.47Веретевская А.В. Мусульмане в Швеции: обострение интеграционного кризиса. [Электронный ресурс].
URL:http://www.perspektivy.info/book/musulmane_v_shvecii_obostrenije_integracionnogo_krizisa_2013-09-12.htm (датаобращения: 23.11.2015).29В настоящее время в Швеции функционирует ряд организаций,связанных с жизнью мусульманских общин и объединяющих их: СоюзисламскихкультурныхцентровШвеции(1984),Федерацияшведскихмусульман (1982), Союз исламских общин (1974).В 1990 г.
Союз исламских общин Швеции и Федерация шведскихмусульман объединились в единую организацию – Совет мусульман Швеции.Это было сделано с целью обеспечения возможности представлять интересымусульман на государственном уровне. Важное значение имеет еще однаорганизация, работающая при Совете мусульман, – Информационная исламскаяассоциация, в задачи которой входит в том числе и просветительская работа. В1995г.былизарегистрированыдвеновыекрупныеорганизации–Национальная исламская ассоциация Боснии и Герцеговины и Национальнаяисламская федерация, объединяющая в единую «сеть» 16 сомалийских общин.ТрикрупнейшиемусульманскиеорганизацииобразуютСоветсотрудничества, в задачи которого входит контроль над финансированиемисламских организаций, поступающих от Комиссии по государственнымвыплатам.
Совет также осуществляет контроль за программами организаций иоблегчает взаимодействие государства с мусульманами. Несмотря на это междумусульманскими организациями нередко возникают противоречия. Так,например, Союз исламских культурных центров Швеции отказался вступить вСоюз мусульман Швеции, сославшись на то, что их организация состоит восновном из турецких иммигрантов «первой волны», которые «стояли уистоков ислама в Швеции», а большинство членов Совета – иммигранты«новой волны» (иранцы и арабы).Наряду с этим следует подчеркнуть, что Швеция не являетсяисключением из числа стран, где распространены обоснованные опасения,недоверие и явные предубеждения по отношению к исламу и егопоследователям. Нередки случаи использования анти-иммигрантских призывови лозунгов, апеллирующих к критике ислама как политической религии, всредствах массовой коммуникации (СМК), за которыми стоят не только30отдельные лица, но и политические партии.
Так, в 1991 г. был созданполитический блок «Новая демократия». Члены партии остро критическиотносилиськмиграционнойполитике,проводимойправительством:«Мигранты слишком дорого обходятся налогополательщикам и представляютсобой угрозу для шведской культуры»48.В ответ на это в Ринкебю (округ на окраине Стокгольма) в 1991 г. дляобеспечения конструктивного межкультурного диалога в стране была созданаорганизация «Дети Авраама», задачей которой является «налаживаниевзаимопонимания между людьми, исповедующими разные религии, путемраспространения знаний о культурных традициях и языке Швеции».49 Особенноработа данной организации стала актуальной для пригорода Стокгольма –Ринкебю, – где проживает большое количество представителей ислама.50 Кнастоящему времени организация владеет также филиалом в Сигтуне (город вцентральной части Швеции) и Лунде (город в южной части страны).Но основной проблемой для мигрантов, проживающих в Скандинавии (вчастности, в Швеции) является не само по себе политическое и культурноепризнание, а поиск работы.
Дискриминация на рынке труда по национальнокультурному признаку имеет место и часто приводит к тому, что мусульманеуходят в сферу частного бизнеса. Однако, по мнению шведского экономиста А.Абассиана, «частное предпринимательство – это не выход, это не интеграция»,поскольку «уход в частный сектор ведет к усилению этнической сегрегации».Тем не менее, статистика показывает, что сейчас каждое четвертое частноепредприятие открыто мигрантами-мусульманами. При этом около 13% из нихоткрыты людьми, недавно прибывшими в Швецию, остальные принадлежатпредставителям «второй волны» мигрантов.4851В связи с этим в 1999 г.Shireen T. Hunter. Islam, Europe’s Second Religion. The New Social, Cultural, and Political Landscape.
London,2002, pp. 128–129.49Abrahams Barn. Религиозно-политическая организация Швеции «Дети Авраама» [Электронный ресурс]. –URL: http://www.abrahamsbarn.se. (дата обращения: 01.09.2015).50Katarina BjärvallSvenskar flyttar ut när invandrare flyttar in. [Электронный ресурс]. URL:http://www.katarinabjarvall.se/katarinabjarvall.se/A__Boende_files/segregation.pdf (дата обращения: 11.09.2015).51А. Abbasian. Bosättningsmönster, Eget Företagande och Integration. En studie av iraniernas integration i Göteborg.CHOROS:, Göteborg, 2000. – s.104.31Министерствопромышленности,занятостиикоммуникацийШвецииразработало проект «Управление философией многообразия», основной цельюкоторого являлось противостояние тенденции, при которой мусульмане,получившие европейское образование, совершают переход в частный сектор.Признано,чтовомногомэтопроисходитпопричинеразличныхдискриминационных преград.
Лозунгом проекта явился слоган: «Если двачеловека мыслят одинаково, значит, один из них лишний».52 Обозначившаясяздесь тенденция демонстрирует изменения в интеграционном процессе: ранеешведы в целях снижения уровня дискриминации и расизма в первую очередьобращали внимание на необходимость изменения социальных институтов,тогда как в настоящее время делается акцент на интеграции мигрантов черезрынок труда.Несмотря на принятые меры, мигранты часто испытывают трудности приполучении высокооплачиваемой работы. Данная проблема касается не толькоШвеции, но и остальных скандинавских стран. Исследователи констатируют,что наличие денежного пособия является одной из причин, по которойприезжие держатся за низкооплачиваемые рабочие места: при равных трудовыхзатратах они в этом случае получают большую компенсацию за счетсоциального пакета.
Для мигрантов (но не для коренных жителей) его размеркажется более чем достаточным, поэтому они не предпринимают усилий дляполучения более высокооплачиваемой и престижной работы, что, в своюочередь, стимулирует дополнительную этносоциальную и этнокультурнуюсолидаризацию миграционных сообществ, перекрывающую возможностиполной адаптации и изолирующую их от социума по групповому признаку.По вопросу об участии мигрантов на рынке труда и влиянии данногопроцесса на изменении социальной структуры европейских обществ висследовательской литературе существует и другое мнение: коренные жителистран сами «перекрывают» мигрантам вход на рынок труда.
Так, группа52Handlingsplanerföretniskochkulturellmångfald.[Электронныйресурс].http://www.statskontoret.se/upload/publikationer/2004/200418.pdf (дата обращения: 11.11.2014).URL:32исследователей под руководством голландского профессора Лойка Халманапровела опрос, касающийся идентичности, 40 тысяч человек, проживающих в33 европейских странах. Основываясь на результатах опроса, ученыйконстатировал, что ксенофобия не является определяющей для Европы, ноэтноцентризм, безусловно, имеет место и большинство европейцев убеждено,что при принятии на работу национальная принадлежность должна иметьзначение.53 Так, например, датчане по причине низкой рождаемости не всостоянии в полной мере отвечать запросам рынка труда, однако по-прежнемумало кто выказывает заинтересованность в специалистах, чьи фамилии неимеют традиционного для Дании окончания «сен».54Правда, здесь существуют показательные исключения: например,мусульманин Ибрагим Байлан, являясь членом парламента Швеции с 2006 г., в2004-2006гг.занималпостминистраобразования(полномочияраспространялись на неполное среднее и среднее образование), а с 3 октября2014 г.
занимает пост министра энергетики Швеции. Таким образом ИбрагимБайлан стал одним из немногих в истории страны иммигрантом, который былназначен на столь высокий пост. Как сообщает агентство Swedian Press,Ибрагим Байлан, уроженец Алжира, прибыл в страну еще в 1978 г., вместе стысячами иммигрантов из арабских стран. И. Байлан неоднократно отмечал,что его работа на государственной службе призвана способствовать диалогумежду мусульманами и коренным обществом страны: «В ходе своей работы напосту министра образования, я буду облегчать детям иммигрантов обучение,чтобы они побыстрее выучились и стали полезной частью шведскогообщества».5553Тадтаев Х.Б.
Процесс глобализации и перспективы национально-этнической идентичности и этноцентризма.Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 1URL:http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2010._tom_10.1.2.pdf (дата обращения:11.09.2015).54Джанян С.Мигрантов перестанут притеснять. [Электронный ресурс] // Московские новости.-2011.(16.09.2011). URL: http://www.mn.ru/world/73539 (дата обращения 26.11.2014).55Абдельазиз А. Впервые в истории Швеции назначен министр, мусульманин. [Электронный ресурс] // ASNNews| Russian Tatarian Islamic News Network. – 2004.