диссертация (Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)), страница 10
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Несмотря на это,62ЗагоруйкоЮ.Иммиграцияопределяетвыбор.[Электронныйресурс].http://gazeta.zn.ua/POLITICS/immigratsiya_opredelyaet_vybor.html (дата обращения 11.10.2014).URL:37согласно исследованию Комиссии по правам человека Совета Европы Данияявляется страной с «самой жесткой политикой по отношению к мигрантам».63Особенно эта тенденция прослеживается в последние несколько лет.Кроме того, Дания стала первым государством в Европе, где волнаксенофобии, поднявшись после 11 сентября 2001 г., жестко отразилась намусульманах. Кроме того, датское государство относится к тем странам, вкоторых политики четко следуют предвыборным обещаниям, а интеграция (втом числе – финансовая поддержка мигрантов) пока не входит в список ихосновных задач.ВцеломнасегодняДаниюотличаетдостаточно«жесткая»,«драконовская» версия миграционной политики.
Власти ввели касающеесямигрантов ограничение в ряде прав и в получении гражданства. Особенно этокоснулось тех, кто имеет статус беженца; распространяясь также на случаивоссоединения семей. Так, члены семей иммигрантов лишены государственнойпомощи, что нередко влечет за собой отсутствие стимула к процессуинтеграции.Крометого,представителимусульманскихорганизацийнеоднократно обращались к правительству Дании с просьбой оказатьподдержку созданию демократически избранного совета, который представлялбы интересы последователей исламской религии, при этом препятствуяраспространению проявлений радикализма и ксенофобии в стране. Этаинициатива не вызвала одобрения правительства.64 Правда, после победыоппозиции на выборах и ряда проблем, возникающих в сфере экономическойдеятельности, Дания постепенно начала смягчение миграционной политики.Нельзя не согласиться с тем, что демонстративное игнорированиепроблем интеграции в значительной степени подрывает межконфессиональнуюимежэтническуюстабильность королевства.
Количество иммигрантов,получивших датское гражданство, составляет около 6%, что является одним из63Нечитайло Д.А. Ислам в Скандинавии. // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпускдвадцать девятый) / Институт Ближнего Востока / Отв. ред. А.О. Филоник.:М.:Институт востоковедения РАН,2006. – С.194.64Там же.38самых низких показателей среди государств Северной и Западной Европы.Одной из причин этого эксперты часто называют высокий уровень этническойи религиозной гомогенности государства: около 85% населения являютсяпоследователями Евангелической Лютеранской церкви.
При этом датчане чащевсего считают помехой полноценной интеграции и экономическому развитиюстраны непосредственно самих мусульман и их культуру.65До середины 1970-ых гг. потоки мусульман в основном были направленыв такие страны как Голландия, Германия, Франция, Великобритания.МусульманевНорвегиисоставлялилишьнебольшуюгруппу.Ноэкономический кризис 1970-ых гг.
внес свои коррективы: практическиодновременно с введением ограничений на въезд иностранных рабочих в этистраны, были открыты нефтяные месторождения в Северном море Норвегии,что вызвало необходимость в дополнительной рабочей силе. Первой группоймусульман-мигрантов, прибывших в Норвегию в 1973 г., были 2 тыс.пакистанцев. За семь лет их количество увеличилось до 7 тыс. и пакистанцыстали самой многочисленной этнической группой среди мигрантов-мусульман.Кроме того, после 1985 г. количество мусульман значительно увеличилосьблагодаря иммигрантам, студентам и тем норвежцам, которые приняли ислам.Причиной появления значительного количества новообращенных сталимежнациональные браки и сам ислам как религия, проводящая активнуюмиссионерскую работу.К 2003 г.
общее количество мусульман в Норвегии составило 110 тысяччеловек (Пакистан – 26 тысяч человек, Турция, Иран, Босния – 13 тысяч,Сомали – 11 тысяч, Марокко – 7 тысяч). Большинство мусульманскихорганизаций представлены пакистанцами («Минхадж уль-Куран», «Таблиг-иджамаат»)65итурками(«Диянет»,«Миллигерюш»,«Сулейманчи»,БольшаковГ.А.Роль модели государства всеобщего благоденствия в иммиграционной политикестран Скандинавии.
// Теория и практика общественного развития. 2013. № 8: [Электронный ресурс]. – URL::http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/8/politika/bolshakov.pdf (дата обращения: 24.08.2014).39«Бекташи»Хаджи Бекташи).66 При этом в Осло только одна мечеть построенапакистанской организацией «Всемирная исламская миссия», остальные 25занимают помещения, специально переоборудованные для религиозных нуждмусульман. Сейчас ислам занимает второе место в Норвегии по числуверующих и является самой быстрорастущей религией этого государства.На политической арене у представителей исламской религии существуютпротивники. Один из них – Партия прогресса.
Созданная в 1973 г. политическаяорганизация, названная в честь основателя Андерса Ланге, заявляла своимиосновными задачами снижение налогов и пошлин. После смерти А. Ланге в1977 г. партия получила свое нынешнее название. К настоящему времени еецели и задачи не претерпели особых изменений, за исключением добавлениялозунга борьбы за сохранение идентичности норвежцев. Один из лидеровПартии Прогресса Карл Ивар Хаген считает, что норвежское общество можетдостичь процветания только в том случае, если «победит» иммигрантов. Однаиз его фраз стала шокирующей как для коренных жителей страны, так иприезжих: «Общество без этнических меньшинств – это общество, живущее вгармонии».67 После событий 11 сентября 2001 г.
риторика Хагена стала ещежестче: он провел параллели между исламом и нацизмом, противопоставилИисуса пророку Мухаммеду. В марте 2014 г. политик выступил авторомзаконопроекта, который значительно усилит слежку за семьями приезжих, втом числе и за выходцами из России. В новом законопроекте Хаген делаетакцент на то, что приезжие «злоупотребляют» своим родным языком натерритории Норвегии, следовательно, необходимо строже следить за тем, какотносятся к норвежскому языку приезжие.
По замыслу Хагена, представителивластей Норвегии будут приходить домой к семьям мигрантов, объяснять имобычаи и традиции воспитания детей в королевстве и проверять родителейиностранцевнатолерантностькнорвежскомуязыку.КаждойНазвания данных организаций связаны с религиозной тематикой и атрибутами религиозной жизнипредставителей ислама («Путь Корана», «Национальный взгляд». «Религия», «Сулейман» и др.67ЕдиномышленникиБрейвикапришликвласти.[Электронныйресурс].http://www.utro.ru/articles/2013/10/01/1147302.shtml (дата обращения 26.11.2014).семье66URL:40иммигрантовпредписываетсяиметьпланобучениясвоегоребенканорвежскому языку с момента его рождения. При отсутствии подобного плана,по словам политика, «семьи необходимо лишать детей и, соответственно,детских пособий».68 На основании сказанного можно понять, почему Норвегиясчитается одной из стран с самой успешной политикой интегрированиямигрантов – фактически признается курс на их ассимиляцию.
Необходимотакже отметить: число СМК, апеллирующих к цитатам Хагена, невелико, чтотакже свидетельствует об их нежелании распространять радикальные взгляды.При более подробном рассмотрении правовой базы миграционнойполитики Норвегии69 отчетливо прослеживается так называемая «жесткаяполитика» в отношении мигрантов, проведение которой возможно, в том числепотому, что Норвегия не является членом Европейского Союза (что былодважды подтверждено итогами референдумов). Хотя, по мнению некоторыхисследователей, принадлежность этой страны к Европейской ассоциациисвободной торговли, – региону, перспективному для стратегии расширенияЕС70, – заставляет предположить, что она может пойти на некоторое смягчениесвоей позиции.
В том числе, по вопросам миграционной политики, который,как известно, входит в перечень так называемых «копенгагенских критериев» –условий присоединения к ЕС новых стран – потенциальны членов. Так,представители власти Норвегии предложили новые идеи интегрирования лиц,получивших гражданство страны. Три обязательных условия, необходимые дляэтого по их мнению: владение норвежским языком, понимание норвежскойкультуры и стремление найти работу в стране. Таким образом, «норвежскийподход» к интеграции мигрантов, в том числе и мусульман, может бытьохарактеризован как соединение прав и обязанностей мигрантов, с целью«полноценной интеграции» в коренное общество страны.68В Норвегии детей иммигрантов будут изымать за… родной язык [Электронный ресурс] URL:http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=7444&sphrase_id=7611508 (дата обращения: 27.09.2015).69Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С.
Иммиграционная политика в Российской Федерации истранах Запада. М., 2003. — с. 31470Тэвдой-Бурмули А.И. «Велосипедист на болоте»: уроки и перспективы расширения ЕС в XXI веке / А.И.Тэвдой-Бурмули // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 4. - С. 106-112.41При этом важным отличием интеграционных мер Норвегии отаналогичных мер других стран является вопрос о выплате денежных пособий,но не любым мигрантам, а только лицам, получившим разрешение напребывание в Норвегии.
Власти страны пришли к заключению, что не следуетпроводить разделение между гражданами Норвегии и теми мигрантами,которые получили право на жительство в стране. Поэтому финансоваяинтеграционная помощь таким лицам равна сумме социальных пособийгражданам страны. Заместитель министра по вопросам интеграции К. Йонсен,представитель Консервативной партии правых, считает, что это способствуетвосприятию того факта, что все в обществе равны.71По существу, норвежская модель интеграции мусульман– этосвоеобразный договор между властями и лицами, обладающими правомжительства в стране. Сейчас такую схему называют экспериментальной, новысока вероятность, что в случае успеха она быстро распространится по всейтерритории страны и за рубежом. Главный принцип этой модели заключается впрохождении лицами, получившими разрешение на проживание в этой стране,а также его прямыми родственниками и членами семьи, двухгодичного курса сцелью получения знаний о стране пребывания, изучении языка и включающимтакже трудовую практику.
Важной особенностью таких курсов является их«локальная привязка»: ответственность за их организацию лежит на местнойвласти, что дает возможность установить контакт между ней и лицом,получившим право проживания на территории Норвегии. В том случае, еслимигрант пропускает много занятий (один день равен шести академическимчасам), в дальнейшем государство может лишить его поддержки. Независимыеаналитики указывают, что такая система позволяет соблюдать баланс междуправами и обязанностями.
Кроме того, подобные действия со стороныгосударства помогают мигрантам трудоустроиться и, как полагают аналитики,71Vil ikke gi kirkeasylanter oppholdstillatelse. [Электронный ресурс] URL: http://www.bt.no/nyheter/innenriks/Vilikke-gi-kirkeasylanter-oppholdstillatelse-2407714.html (дата обращения: 11.02.2015).42тем самым сэкономит Норвегии в течение десяти лет около 45 миллиардовкрон.Правда, на деле ситуация не столь радужна. В настоящий момент все ещесуществует несоответствие заявленных и реально предоставляемых услуг попредоставлению работы и интеграции по отношению к заявленным. ВластиНорвегии полагают, что муниципалитеты не справляются с возрастающимколичеством миграционных проблемам, при этом предпринимая попыткипроведения «усредненной политики», где заимствуются меры Дании и Швеции.Но подобная«норвежская модель» далеко не всегда реализуется из-зарассогласования в подходах и как следствие – потери эффективности.72ПоявлениепредставителейисламскойрелигиивФинляндиизафиксировано раньше, чем в других скандинавских странах – около 1870-ых 1920-ых гг.
Во многом это происходило по причине территориальной близостик Российской империи, откуда переселились татары, проживающие в деревняхСергачского уезда на Волге и к юго-востоку от Нижнего Новгорода.Переселенцы являлись в основном купцами, торговавшими текстилем ипушниной. Сначала они поселились в Хельсинки, а затем распространились погородам и провинциям государства: Тампере, Рауме, Оулу, Васа, Кеми, Куопио;Варкаус, Ярвенпяя, Терийски. Первая мечеть на территории Финляндии былапостроена татарами в 1871 г. В 1925 г.