диссертация (Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ))
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиДианина Светлана ЮрьевнаОСОБЕННОСТИ ТРАНСЛЯЦИИ ИСЛАМСКИХ ЦЕННОСТЕЙСРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИСКАНДИНАВСКИХ СТРАН(ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)Специальность – 09.00.13 – Философская антропология,философия культурыДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорСилантьева М.В.Москва – 20162ОглавлениеВведение…………………………..…………………………………………………3Глава I. Динамика включения ценностей ислама в социокультурноепространство скандинавских стран……………………………………………171.1.
Культурное единство и разнообразие стран Северной Европы……………171.2. Проблема миграции представителей исламской культурыв страны Скандинавии …..................................................................................251.3. Трансформация «исламских ценностей» в европейском культурномпространстве …..……………………………………….……………………...47Глава II.
Теоретические и практические аспекты отражения темыисламской культуры скандинавскими СМК…………………………………842.1. Информационная среда как функция деятельности СМК:особенности скандинавских стран ……...…………………………………...842.2. «Исламские ценности» и образ ислама в СМК…………………...………..1122.3. Преодоление барьера «свой – чужой» в общественном сознании:проблема ломки стереотипов…………………………..…………………..139Заключение……………………………………………………………………….163Список использованных источников и литературы…………………………….1723ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования определяется усилением роли«исламского фактора» в мировом масштабе.
Страны Скандинавии, или, как ихпринято называть в средствах массовой коммуникации, «страны СевернойЕвропы»1 (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия), в этой связи представляютособый интерес, т.к. скорость распространения ислама здесь – одна из самыхвысоких в мире: согласно статистике, число его приверженцев в государствахСкандинавии на сегодняшний день превышает один миллион. В период 20002014 гг.2 количество членов исламской общины в этих странах возросло вдвое.В ответ правительства ряда стран региона ввели в государственныхшколахпреподаваниеисламанаравнесхристианскойрелигией;поддерживается создание частных исламских колледжей и институтов. В то жевремя, бытовая и мировоззренческая погруженность мигрантов-мусульман в«средневековыетрадиции»нередкопровоцируетростнедовольства«мусульманским фактором» со стороны коренного населения этих государств.Стоит подчеркнуть: на практике до сих пор не отработана продуктивнаяконцепция, позволяющая перейти от поляризованных оценок современногоислама к строгому научному анализу перспективных путей его развития3.Недавние события «арабской весны», связанные с падением ряда авторитарныхправящих режимов, вспышками массовых протестных движений и резкимувеличением потока мигрантов в Европу, повлекли за собой обострениевнимания к освещению проблемы роста мусульманского присутствия врегионе.
Обострение конкуренции за рабочие места, наряду с криминализациейсреды мигрантов, также усиливают позиции сторонников «борьбы с исламскойугрозой». В свою очередь, «исламские СМК» вносят в данный процесс своюлепту, стремясь адаптировать мигрантов к «принимающему обществу» и1ГоркинА. П. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн, 2006. – 624 с.Snart 600 000 muslimer i Sverige.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.exponerat.net/snart-600-000-muslimeri-sverige/ (дата обращения: 20.03.2016).3Повразнюк К.В. Проблема интеграции мусульман в европейское общество. – СПб.: 2007. – С.127.24вместе с тем помочь им «не утратить подлинные ценности». Разумеется, СМКне могут претендовать на роль организационных структур, в чью компетенциювходитнепосредственноеруководствопроцессами,способствующимисмягчению (либо обострению) ситуации. Однако в качестве «четвертой власти»они существенно влияют на общественное мнение, активно модулируяпроцессы межкультурной коммуникации как внутри страны, так и намеждународной арене. При этом поддержание социальной стабильности игражданского мира остается одной из насущных задач СМК, выполнениекоторой составляет обязательное условие легитимности их деятельности.Степень разработанности темы диссертации характеризуется наличиемнескольких групп источников информации.
Первую составляют непосредственноматериалы СМК, СМК, отражающие особый «срез» массового сознания и в тожевремявыступающиедейственныминструментомформированияопределенных установок, мнений и стереотипов, его составляющих. Вторуюгруппу представляют официальные документы, а также тексты выступленийрелигиозных деятелей и представителей власти как мусульманского мира, так истран Северной Европы. Среди них: документы Комитетa ООН по ликвидациирасовой дискриминации, уставы союзов и организаций (Stopp islamiseringen avNorge,SIAN;сотрудничества;СоветЦентрмусульманШвеции;«Детихристиано-мусульманскогоАвраама»;диалогаСоветДании;Информационная исламская ассоциация; Исламский союз стран СевернойЕвропы и др.). Также использовались сетевые ресурсы политических партий,государственных органов и статистических управлений Швеции, Дании,Норвегии и Финляндии4; интернет-ресурсы мусульманского сообщества, в томчисле официальных организаций мусульман в Швеции, Дании, Норвегии иФинляндии5.4Интернет-ресурсы:www.sd.se,www.frp.no,http://www.perussuomalaiset.fi,http://www.sian.no,http://www.riksdagen.se, https://www.stortinget.no/no, http://www.ft.dk, www.eduskunta.fi, http://www.norden.org/sv,http://mkcentrum.se5Интернет-ресурсы: http://www.islamiskaforbundet.se, www.islam.no, http://www.abrahamsbarn.se/5Научная литература, посвященная анализу тем, важных в контекстеисследовательского подхода диссертанта, может быть условно разбита наследующие подгруппы.
Прежде всего, это круг вопросов, связанных спроблемой обоснованного выбора методологических установок изученияконфессиональной (в данном случае, «исламской») оставляющей обществаразличных стран. Здесь особое место занимает идея изучения ценностейфилософией и «науками о культуре»6; концепция Ф. Шлейермахера осоциальных проекциях религии7; идеи философов, культурологов, социологов ирелигиоведовДж. Ваттимо,–Р.Барта,А.Ф. Лосева,Ж.
Бодрийяра,Н. Лумана,С.Н. Булгакова,А. Макинтайра,П. Бурдье,П. Рикёра,С. Хангтингтона, М. Элиаде; Е.И. Аринина, О.Н. Астафьевой, Л.В. Баевой,В.С. Глаголева,А.Л. Доброхотова,С.А. Кравченко,Ю.В. Любимова,А.И. Подберезкина,Н.К. Иконниковой,А.В. Малашенко,В.И. Пржиленского,В.Д. Соловья,И.Г.
Каргиной,Е.А. Островской,А.В. Торкунова,С.М. Хенкина, В.И. Шамшурина, А.В Шестопала и др.8; труды политологов и6Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре - М.: Республика, 1998. – 410 с.; Риккерт Г. Философия жизни- Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. – 512 с.; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий.Логическое введение в исторические науки. - СПб.: Наука, 1997. - 536 с.; Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб.,1904.– 320 с.; Виндельбанд В.
Философия культуры: Избр. М.: ИНИОН, 1994. – 350 с.; Кассирер Э. Философиясимволических форм. Т 1; Язык. — М.: Академический Проект, 2002. — 271 с.; Кассирер Э. Философиясимволических форм. Т 2: Мифологическое мышление. — М: Академический Проект, 2011.– 279 с.; КассирерЭ. Философия символических форм. Т 3: Феноменология познания. — М: Академический Проект, 2011. — 398с.; Вебер М.
Избранные произведения. М., 1990. – 804 с.7Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим: Монологи . СПб.: Алетейя, 1994,с.57.8Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. — М.: Изд. группа «Прогресс»-«Универс», 1994,616 с.; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр.
Екатеринбург,2000. - 248 с.; Булгаков С. Н. Агнец Божий Текст: о Богочеловечестве: ч. 1./ С.Н.Булгаков.-М.: Фолио, 2000. 97с.; Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимова и Ю. В. Марковой, отв.ред. ипредисл. Н. А. Шматко. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 160 с.; Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Пер.с ит./ Перевод Дм. Новикова. М.: Издательство "Логос". 2002. - 128 с.; Лосев А.Ф.
Философия. Мифология.Культура. М.: Мысль, 1991. – 525 с.; Луман Н. Реальность массмедиа. / Пер. с нем. А. Антоновского. М.:Праксис, 2005. – 256 с.; Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали/ Пер. с англ. В.В.Целищева – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с.; Рикёр П. Конфликтинтерпретаций. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С.
Вдовиной. М.: Академический проект, 2008. – 695 с.;Хантгтинтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, Мидгард, 2006. – 576 с.; Элиаде, М. Избранныесочинения. Очерки сравнительного религиоведения. Перевод с английского. / М. Элиаде. – М.: Ладомир, 1999. 488 с.; Астафьева О.Н. Межкультурные коммуникации и коллективная идентичность: новые акценты вкультурной политике национальных государств // XV Международные Лихачевские научные чтения 2015 год.«Современные глобальные вызовы и национальные интересы»: материалы и выступления, 14-15 мая 2015 г..2015 №ХV. С.302-305; Аринин, Е. И.
Религиоведение в XXI веке: «религия» как слово и термин : монография /Е. И. Аринин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 336 с.;Астафьева О.Н.теории : науч. альм. М., 2010. Т. IV.С. 255–281; Баева Л.В. Религиозные ценности: неклассический подход / Л.В. Баева // Гуманитарные6философово1)мультикультурализмеитолерантности(Ю.Хабермас,М.Уолцер, У.Кимлика, С.Бенхабиб и др.
9); 2) об этногенезе и проблемеинтеграции мусульман в современное европейское общество (И.С. Семененко,И.В. Кудряшова10). Свой вклад в постижение специфики цивилизации,генетически связанной с исламом, внесли также философы: Т.К. Ибрагим,А.А. Игнатенко, Н.С. Кирабаев, А.В. Сагадеев, А.В. Смирнов, М.Т. Степанянц,Е.А. Фролова,Г.Б. Шаймухамбетова11;историки:Е.Ю.
Барковская,исследования. – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2005. - № 4. С.7-12; Глаголев В.С.Проблемы толерантности в современной международной деятельности // Материалы круглого стола,проведенного в рамках Дня Петербургской Философии 16 ноября 2002 г. «Религия и гражданское общество:проблема толерантности».