диссертация (Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)), страница 8
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)". PDF-файл из архива "Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Д. Попова и И. А. Стернин указывают на многослойную организациюконцепта, которая может быть выявлена через анализ всех средств его репрезентации. Ученые предлагают полевую модель описания структуры концепта, выделяя в ней ядро и периферию. Ядро концепта включает прототипические слои иобладает наибольшей степенью чувственно-наглядной конкретности, в то времякак периферийные элементы представляют собой более абстрактные признаки55Попова З. Д., Стернин И.
А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 2001. Вып. 8. С. 34–56.34концепта. Периферия состоит из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний ввиде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей.
Этот слой содержания концепта был обозначен термином«интерпретационное поле концепта»56. По словам Поповой и Стернина, интерпретационное поле, как воздух, пронизывает концепт, наполняет его, заполняет местомежду его структурными компонентами57.С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин говорят о возможности разделения концепта на составляющие. Понятийная (фактуальная) часть соотносится сядром концепта, отражающим признаковую и дефиниционную структуры концепта. Данная часть является своеобразным «каркасом» концепта, «каркаснаярамка» в процессе формирования концепта «разворачивается», то есть оформляется лексически и ассоциативно. Понятийная составляющая концепта представлена фактуальными данными о том объекте действительности, который служитпрообразом для формирования концепта58.Выделяя ценностную составляющую лингвокультурного концепта, ученыесвязывают ее с культурологической «сутью» и придают ей большое значение ввидуее соотнесенности с информацией, наиболее важной для носителя языка.
Данныйэлемент считается той «сильной» точкой, с которой соотносится концепт [там же].Образная составляющая концепта представлена ассоциативными признаками концепта. Образная составляющая «опредмечивает в языковом сознании когнитивные метафоры, через которые постигаются абстрактные сущности»59.Учитывая характер и природу ассоциаций, используемых как метод описания концепта, Г. Г. Слышкин отмечает, что концепт имеет вход («точки приложения воздействий среды») и выход (точки, из которых исходят реакции системы,56Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта: методы выявления и механизмы семантизации // Вестник ЛГУ им.
А.С. Пушкина. 2012. № 1. С. 49–60.57Попова З. Д., Стернин И. А. URL: http://sterninia.ru/files/757/ 4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Kognitivnaja_lingvistika/Semantiko_kognitivnyj_analiz_jazyka_2007.pdf.58Ожгихина Е. С. Концептуальный анализ рекламного текста с позиции гендера: на материале современного английского языка. Уфа, 2006.59Воркачев С. Г.
Образная составляющая концепта LOVE // Anglica Selecta: избранныеработы по лингвоконцептологии. Волгоград, 2012. C. 36–42.35передаваемые среде). Совокупность входов образует интразону, выходов – экстразону. Кроме того, выделяются квазиинтразона, образованная совокупностьювходящих формальных ассоциаций, и квазиэкстразона, образованная совокупностью исходящих формальных ассоциаций60.Согласно мнению Н. Н. Болдырева, структура концепта имеет вид гештальта. Ядро концепта представлено конкретно-образными характеристиками, которые являются результатом чувственного восприятия мира, обыденного познаниямира. Производными являются абстрактные признаки, отражающие знания обобъектах, полученные в процессе теоретического, научного познания.
Взаиморасположение этих признаков носит индивидуальный характер, это зависит от условий формирования концепта у каждого отдельного человека. Концепт не обладаетжесткой структурой. Его объем постоянно увеличивается, приобретая новые характеристики. В структуре концепта выделяются общенациональный компонент игрупповые компоненты, региональные (локальные), индивидуальные 61.Множество подходов к описанию структуры концептов с пояснением каждого из его элементов предложено в работе И.
В. Кононовой. Исследователь также выдвигает собственный подход к определению структурных элементов концепта, разработанный с учетом известных точек зрения на структурирование концепта. И. В. Кононова выделяет в концепте образную, ассоциативную, понятийную, ценностную, этимологическую и историческую составляющие и предлагаетпояснение для каждой из них [там же].В определениях концепта, приведенных выше, многими учеными отмеченасвязь концепта с опытом, в том числе чувственным опытом, индивида.
Принципиальным для настоящего исследования является также взгляд американскогофилософа Марка Джонсона на образную структуру концепта. В своих научныхизысканиях М. Джонсон исходит из соображений о «телесности» («воплощенности») (“embodiment”) разума и предлагает термин “image schema” («образ-схема»)60Лыткина О. И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике // Rhema.Рема. 2010. Вып. № 2.61Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74023340.36для объяснения телесного происхождения значения и мыслей. Термин этот появляется в 1987 году одновременно в книге Марка Джонсона «Тело в уме» (M. Johnson.
The Body in the Mind) и книге Дорджа Лакоффа «Женщины, огонь и другиеопасные вещи» (“Women, Fire, and Dangerous Things”) и трактуется как «устойчивая повторяющаяся структура в когнитивных процессах, которая описывает закономерности нашего понимания и рассуждения. Образ-схемы формируются из наших телесных взаимодействий, из языкового опыта, а также из историческогоконтекста.
Образ-схемы не являются конкретными образами, а представляют схематичные изображения наиболее часто повторяющихся примеров нашего физического опыта (движение, право-лево, сила, вместилище, направление и т.п.). Ониконцентрируют полученный нами опыт в определенные структуры, упорядочивающие факты эмпирического свойства на уровне физического восприятия идвижения.»62.М. Джонсон рассуждает о «телесности» когниции следующим образом:«Структуры восприятия и действия должны быть подходящими для осуществления актов понимания и знания. Наши сенсомоторные способности должны бытьзадействованы в абстрактном мышлении. Если подходить к решению этой проблемы на уровне концептов, необходимо знать, как появляется концептуальнаяструктура как конкретных («дерево», «дом», «на», «перед»), так и абстрактныхконцептов («ум», «идеи», «знание», «справедливость»), и как отношения междуконцептами способствуют выводному знанию (инференции).
Попытка ответитьна этот вопрос заставляет нас сфокусироваться на структуре. Иными словами,следует определить структуры сенсомоторного опыта – образ-схемы – которыемогут быть использованы для понимания абстрактных концептов и для осуществления абстрактного мышления (перевод наш – К.Т.)63.Одна и та же образ-схема может объективироваться в разных когнитивныхобластях. Это связано с присущей каждой отдельно взятой образной схеме спо62Gibbs R. W. The Cognitive psychological reality of image schemas and their transformations// Cognitive linguistics: basic readings.
Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2006. 241 p.63Johnson M. The Philosophical significance of image schemas // From Perception to Meaning:Image Schemas in Cognitive Linguistics / ed.by B. Hampe. Mouton de Gruyter; Berlin; New York,2005. P. 27.37собности быть переосмысленной метафорически. Согласно исследованиям Дж.Лакоффа, образ-схемы способствуют структурированию нашего опыта на доконцептуальном (уровне (прежде, чем мы осознанно сформировали понятие о чемто), а метафоры мотивированы теми структурами, которые неизменно представляют собой часть нашего ежедневно пополняющегося опыта, основанного на физических ощущениях64.Исследователь Б.
Хампе в своем предисловии к сборнику научных трудов,посвященных образным схемам65, тезисно очерчивает основные аспекты теорииобразных схем, взятые за основу в большинстве лингвокогнитивных работ, посвященных данной предметной области. Среди основных принципов функционирования образ-схем она выделяет их «воплощенность». Образные схемы являютсобой доконцептуальные структуры, которые выводятся из и укореняются в повторяющихся телесных движениях человека, связанных с пространством, восприятием и пользованием различными предметами.
Образные схемы представляютсобой высоко схематичные гештальты, которые запечатлевают структурные контуры сенсомоторного опыта, интегрируя данные, поступающие из множественных сфер. Образ-схемы существуют как постоянные и аналоговые образцы внеосознанной осведомленности, появляясь ранее и независимо от других концептов.Представляя собой гештальты, образ-схемы обладают внутренней структурой, т.е.структурой, состоящей из небольшого числа элементов, и высокой степенью гибкости (сочетаемостной мобильности).