диссертация (Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов))
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)". PDF-файл из архива "Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиТкаченок Карина АнатольевнаКогнитивно-прагматические особенности дискурсa моды (на примере англоязычных фэшн-текстов)Специальность: 10.02.04 – Германские языкиДиссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорТ. А.
ИвушкинаМосква – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 3Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ДИСКУРСАМОДЫ В РУСЛЕ КОГНИТИВНОЙ ПРАГМАТИКИ ........................................ 101.1. Дискурс моды как область речевого воздействия ..................................... 101.1.1. Мода как фактор социальной дифференциации .................................................. 101.1.2. Дискурс моды и фэшн-текст. Соотношение понятий .......................................... 141.2.
Прагмалингвистические аспекты анализа фэшн-текста. Речевой акт втексте о моде ......................................................................................................... 171.2.1. Дискурс как деятельность. Речевой акт ................................................................
171.2.2. Опыт классификации речевых актов ..................................................................... 221.3. Концептуальное пространство фэшн-текста .............................................. 251.3.1. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики ................................... 261.3.2. Структура концепта ................................................................................................ 331.3.3. Типология концептов. Фреймово-слотовая структура концепта ....................... 391.3.4. Концептуальный анализ. Значение и проблемы .................................................. 461.3.5.
Концептуальный анализ. Этапы ............................................................................ 51Выводы по Главе 1 ............................................................................................... 61Глава 2. КОГНИТИВНАЯ ПРАГМАТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯДИСКУРСА МОДЫ.................................................................................................... 632.1.
Опыт выделения «удачных» совокупностей речевых актов в тексте омоде ........................................................................................................................ 632.1.1. Прагматические параметры фэшн-текста .............................................................
632.1.2. Дискурсивное событие в тексте о моде................................................................. 682.2. Построение концептуального пространства фэшн-текста. Выделениенаиболее характерных компонентов картины мира реципиента .................... 782.2.1. Концепт EFFORTLESSNESS .................................................................................
792.2.2. Концепт TIME .......................................................................................................... 872.2.3. Концепт CHALLENGE ........................................................................................... 972.2.4. Описание фреймовых структур DESIGNER, CELEBRITY, FEMALE ............. 1042.3. Ассоциативный эксперимент.
Опыт проведения и перспективы .......... 1162.4. Концептуальное обоснование речеактовой структуры фэшн-текстов .. 134Выводы по Главе 2 ............................................................................................. 140ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 148СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................... 151Приложение А. Questionnaire on Vogue US .......................................................... 169Приложение Б.
Мультимодальные фэшн-тексты .............................................. 1703ВВЕДЕНИЕНа данном этапе развития науки о языке в фокусе ученых находится рядтем, объединенных отношением к языку как к средству достижения человекомговорящим/пишущим поставленных целей, среди которых основной является воздействие на реципиента. Огромную роль в реализации интенции оказания влияния на аудиторию посредством языка играют средства массовой информации. Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению когнитивнопрагматических характеристик дискурса моды, представленного текстами англоязычных глянцевых журналов. Центральной для работы является когнитивнодискурсивная парадигма лингвистических исследований, занимающая одно изглавных мест на данном этапе развития науки о языке.Актуальность работы объясняется повышенным вниманием исследователей −представителей разных областей знания к функционированию языка в различныхтипах дискурса в его неразрывной связи с индивидом, его порождающим, а такжеинтересом научного сообщества к проблемам воздействия средств массовой информации на широкий круг представителей аудитории.
Исследователи говорят ороли современных средств массовой информации как о главенствующей в формировании мировоззрений, присущих представителям социума на данном этапеего развития. «В современном обществе СМИ являются основным каналом влияния на массовое сознание – на формирование мнения как отдельных его членов,так и всего общества в целом, то есть на трансляцию идеологии, в случае моды –идеологии потребления», − пишет российский исследователь дискурса модыБашкатова Д. А.1.
В фокусе данной работы находятся способы реализации авторской интенции, характеризующие дискурс журнала о моде как средство оказаниянаправляющего и воздействующего влияния на целевую аудиторию, как инструмент коррекции картины мира, присущей сознанию реципиента. Повышенноевнимание в работе уделяется аспекту сочетания нескольких типов речевых актовБашкатова, Д. А. Современный русский дискурс моды: дис.
... канд. филол. наук:10.02.01 / Башкатова Дария Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. М., 2010. 306 с.14для достижения запланированного эффекта воздействия на читателя. В своей книге, посвященной методам анализа дискурса, Дебора Шиффрин говорит о том, чтов дискурсе анализ каждого отдельного высказывания, будь то вопрос, просьба илипредложение, приводит к необходимости анализа высказываний, за ним следующих. В соответствии с идеей ученого о том, что высказывания коррелируют с речевыми актами, анализ последовательности высказываний становится анализомпоследовательности речевых актов2.Выбор англоязычных текстов в качестве объекта описания и анализа представляется нам обоснованным в силу наибольшей популярности глянцевых изданий, издаваемых в Америке, а также их заслуженным авторитетом и богатой историей.
О «ведущем положении» медиа текстов на английском языке в мировоминформационном пространстве говорит Т. Г. Добросклонская, выделяя такие ихпланы, как объем и влияние3.Объектом настоящего исследования являются фэшн-тексты, составляющиедискурс моды, предметом – речевой акт дискурса моды и его концептуальноепространство.Научная новизна данного исследования заключается в выявлении арсеналалингвистических средств, к которому авторы-составители фэшн-текстов прибегают наиболее часто в процессе реализации иллокутивной функции продуцируемых сообщений для достижения наибольшего перлокутивного эффекта. В настоящей работе впервые осуществляется попытка создания модели универсального «коммуникативного события», иными словами, выявления совокупности речевых актов, которая могла бы использоваться для скорейшего достижения прагматической установки глянцевого издания – стимулирования сбыта.
Впервые анализу подвергается концептуальное пространство, создаваемое в дискурсе моды посредством вербализации концептов, присущих ментальному пространству представителей фэшн-культуры. Исследовательская деятельность направлена на выде2Shiffrin D. Approaches to discourse / ed. by Blackwell Oxford UK and Cambridge USA(Malden), 1994.
P. 76.3Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современнойанглийской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005. 159 с.5ление ряда концептов, бытующих в сознании представителей аудитории модногожурнала, апелляция к которым приводит к порождению желания приобрести тотили иной модный продукт.Основной целью исследования является выделение речевых актов и их сочетаний, наиболее часто используемых авторами текстов о моде, построение концептуального пространства фэшн-текста, а также выявление связи речеактовыхструктур с концептуальным пространством в дискурсе моды.Поставленная в работе цель и выбранные параметры исследования определили ряд задач, решение которых необходимо в рамках осуществляемого анализа:– дать характеристику феномену моды как силе воздействия и дискурсу моды как области речевого воздействия;– описать прагматический потенциал текста о моде и возможности его использования авторами глянцевых изданий;– определить наиболее частотные сочетания речевых актов (коммуникативныесобытия) в дискурсе моды на примере текстов авторитетного глянцевого издания;– выявить ряд концептов, присущих сознанию читательской аудитории,наиболее часто вербализуемых в текстах о моде и составляющих общую концептосферу моды;– верифицировать результаты выявления ряда основных концептов дискурса моды в ходе ассоциативного эксперимента;– проанализировать фреймо-слотовую структуру основных концептов дискурса моды;– проследить закономерности вербализации ключевых концептов дискурсамоды через цепь речевых актов в фэшн-текстах.Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается врасширении представления о когнитивном пространстве дискурса моды и особенностях его построения с учетом интенционала формирующих данный дискурс текстов.Практическая ценность работы состоит в возможности применения полученных результатов в процессе разработки специальных курсов, посвященных6созданию текстов для современных глянцевых изданий.