Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Религиозное образование выше общегоминимума,предоставляемоесветскимиучебнымизаведениями,должноосуществляться вне зависимости от мировоззрения обучаемого.-Религиозное воспитание в светской школе должно опираться на тотуровень информации о религиях, который предоставлен образовательнымистандартами, и проводиться силами школьных педагогов.51-Религиозноевоспитание,осуществляемоеврамкахшкольныхфакультативов силами священнослужителей, должно проводиться по желаниюобучаемых или их родителей.-Религиозное воспитание не является основной задачей светскойшколы и осуществляется, прежде всего, в семье, в религиозной общине, то естьвне школы.1.2.
Динамика взаимодействия светскости и религиозности вроссийском образованииИстории и особенностям развития российского образования, содержаниювзаимоотношений религиозности и светскости в образовании посвященыинтересные современные исследования63.По результатам их анализа были сделаны некоторые выводы, которыеслужат основанием для нашего исследования.Сущность взаимоотношенийсветского и религиозного элементов культуры в сфере образования определяетсяособенностями исторического периода и уровнем государственно-церковныхотношений, соответствующих ему.Для российского общества характерно наличие нескольких этапов развития.Каждыйэтапхарактеризуетсяопределеннымичертамисоотношениярелигиозного и светского элементов культуры в образовании, выделяя которые,мы можем определить тип взаимодействия религиозного и светского подходов всистеме обучения.63В истории российского образования можно выделитьСм., например: Левин В.Ф.
Вопросы религиозно-правового просвещения населенияРоссийской Империи в трудах К.П. Победоносцева, Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского ///Интеграция образования. М., 2006. № 3(44). С. 45-47; Наливайко Н.В., Панарин В.И., ПаршиковВ.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социальнофилософский анализ): монография.
Новосибирск, 2010. Т. XХХVIII. 332 с.; Панарин В.И.Тенденции развития отечественного образования: социально-философский анализ: монография.Новосибирск, 2008. Т. XХХIII. 230 с.52следующие типы образования, соответствующие определенным историческимэтапам:-IX – XIII века. Киевская Русь и период раздробленности. Церковныйтип образования, характеризующийся полным приоритетом церкви в вопросахобразования и воспитания;-XIV – XVII века. Московское царство.
Церковно-государственныйтип образования, для которого свойственно частичное участие государства в делеобразования и приоритетом церкви в воспитании;-XVII – XVIII века. Российская империя периода просвещенногоабсолютизма.Государственно-церковныйтипобразования,отличающийсяприоритетом государства в образовании и воспитании, участием церкви ввоспитании;-XIX – начало XX века. Российская империя периода развитиякапитализма. Государственно-общественный тип образования, отличающийсяприоритетом государства в образовании и воспитании, при котором допускаетсярегулируемое участие церкви в процессе воспитания;-XX век. СССР периода построения социализма.
Государственно-партийный тип образования, при котором устанавливается единовластиегосударства в воспитании и образовании, а участие церкви в этих процессахстановится принудительно минимальным.Теперь обратимся к более подробной характеристике указанных периодовроссийской истории и соответствующих им типов образования.Киевский период – это время становления древнерусской народности игосударственности, что повлияло на содержание процессов воспитания иобучения.Содержаниеиформыобразованияивоспитанияиспытализначительные изменения в связи с принятием в 988 году православия.Для этого первого этапа взаимоотношений светского и религиозногоподхода в образовании, который мы определяем как церковный, свойственнополное преобладание церкви в выполнении воспитательных и образовательныхфункций.
Именно религиозное образование на данном этапе приобретает черты53всеобщности, первичности в процессе воспитания. Оно означает общуюобразованность.развиваться,Вместепоэтомустем,религиозноедецентрализованоиобучениенеимееттольконачинаетгосударственнойрегламентации и регулирования. Церковь берет на себя развитие и дальнейшеераспространение «византийского» права на Руси, укрепляет отношения в периодмеждоусобицы и способствует политическому спокойствию.
В социальной сфереже определяет нравственные принципы поведения, занимается созданиемсистемы образования, отвечает за воспитание человека в соответствии схристианской моралью. В силу того, что собственно русских образованныхспециалистов мало, а закончившие учебное заведение недостаточно компетентны,религиозноеобразованиеимеетнизкоекачествоиз-занедостаткапрофессионалов. Реальные знания распространяются приезжими иностраннымиспециалистами, которые привозят книги, открывают свои частные школы илипростопреподаютвужесуществующихобразовательныхучреждениях.Религиозное образование осуществляется по религиозным книгам богословскогоили воспитательного характера, которые были написаны общественными илицерковными деятелями64.
Так, суть воспитания и образования сводилась к единымпринципам поведения, как в семье, так и в обществе, и представляла собойнеотделимую набожность и веру в Бога от одновременного исполненияобщественных правил и повседневных действий. На данном этапе, по словамакадемика Д.С. Лихачева, происходило «подкрепление моральной дисциплинойнового политического строя»65.
В первую очередь религиозное воспитание иобразование были задачей семьи. Но существовали и учебные заведения66.64Это, например, «Изборник Святослава» (основывался на притчах Соломона, Псалтыри,«Премудрости Иисуса, сына Сирахова»), «Поучение Владимира Мономаха детям», поучениявизантийца Иоанна Златоуста, составившие основы сборников «Измарагды» (изумруды),«Златоусты», «Пчелы».65Лихачев Д.С.
Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Л., 1987.Т. 2. С. 133-154.66Первая школа «учения книжного» открылась при князе Владимире Святославиче в Киеве в988 г. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый велел ставить по городам и весямновые церкви, а их священникам – «учите людей». Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. вКиеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию..,ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам». // Русский биографический словарь:54На протяжении периода X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве иНовгороде, но и других городах.
На первых порах устройство школ брали на себякнязья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Существовало исветское образование, но оно было выборочным и вторичным в процессевоспитания. Такое образование было организовано с минимальным участиемгосударства, децентрализовано. В основном это было обучение «полезнымремеслам», которое передавалось от отца к сыну, или в ремесленных школах,существовавших лишь для обучения навыкам определенной направленности. Вэтих школах можно было получить знания лишь от состарившихся учителей,мастеров своего дела, одновременно преподававших основы счета и письма,которые уже могли не бояться передать свои знания и обучить «конкурентов».Немногочисленность специализаций подразумевала собой широкую сферудеятельности.
Так, например, человек обучался ремеслу, которое было гораздошире, своего названия: кузнец и подковы прибивал, и мечи ковал, и зубы рвал.Эта система наблюдалась во всех сферах жизни общества. Именно поэтомусветское образование на данном этапе не было связано с развитием российскойнауки и опиралось только на российскую практику.После нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Русирезко снизился. В результате монголо-татарского ига сильно страдали города, втом числе как источники образования. Поэтому образование перешло вмонастыри,центрпросвещениявмонгольскийпериодпереместилсявНовгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземногонашествия.