Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 11

PDF-файл Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 11 Философия (56363): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития) - PDF, страница 11 (56363) - Ст2020-03-26СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

по 1941 г. и с 1954 г. по 1964 год. В течение этого временисоотношение религиозной и политической власти характеризовалось какконфликт, в котором происходило подавление государством любых формсуществования религии и проводились различные мероприятия для ихуничтожения. Основой системы государственного управления и воздействия намассы была коммунистическая антирелигиозная идеология, тоталитаризм идиктат. Особенно ярко это проявлялось в системе образования и воспитания,которые проходили под лозунгом «Религия – опиум народа»55.Системаобразования и воспитания складывалась под влиянием Н.К.

Крупской, А.Н.Луначарского, которые всем методом воспитания предпочитали трудовое,коллективное, идеологически направленное обучение.В 1920-30-е годы в СССР существовало массовое организационнооформленноеантирелигиозноедвижение.Ведущейантирелигиознойорганизацией был Союз воинствующих безбожников. Лидером СВБ стал ЕмельянЯрославский56, который написал книгу «Библия для верующих и неверующих».Эта книга не только открыто высмеивала Библию, но и давала понять на55Маркс К.

«К критике гегелевской философии права» 1844 г. // URL:http://www.marxists.org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01.htm (Дата обращения 23.04.2016)56Миней Израилевич Губельман, года жизни 1878 – 1943 гг.46примерах, что разумный советский человек никогда не станет рассматриватьпредлагаемую религией картину мира57.Церковная организация изначально враждебно восприняла правовыедокументы, провозглашавшие отделение церкви от государства и школы отцеркви. В постановлении поместного Собора58 русской православной церкви 1917года декреты59 были расценены как «злостное покушение на весь строй жизниправославной церкви и акт открытого против нее гонения». Под страхомотлучения от церкви запрещалось верующим какое-либо участие в проведенииэтого декрета в жизнь. Результатом открытой конфронтации государства и церквистало разделение церкви на несколько организаций (обновленцы, катакомбнаяцерковь, «непоминающие», и др.).

Государство поддерживало церковный раскол,считая, что таким образом «религиозная зараза» будет искоренена изобщественной жизни и человеческого сознания по принципу «разделяй ивластвуй».Итогомвсейантирелигиознойполитики20–30-хгодовсталисоответствующие статьи Конституции 1937 года. В основном законе страныформально провозглашалась свобода совести и вероисповедания, свободаотправления культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Религиознаяпропаганда не допускалась60.Следующий антирелигиозный этап в СССР проходил в течение управлениястраны Н.С. Хрущевым. Причиной этого возвращения стало отрицаниесталинского режима.

После Великой Отечественной Войны Сталин «оставилцерковь в покое», а хрущевская политика предполагала активное противоречиесталинскому режиму. Поэтому снова были организованы «гонения» на церковь,57См.: Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский. Общ. ред., вступит. статьяи примеч. д-ра ист. наук М.

М. Шейнмана. М.: Политиздат, 1977.58«О правовом положении Российской православной церкви» 1917 г. URL:http://www.rusoir.ru/president/works/141/ (Дата обращения 08.11.2016)59Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 г. Конституция СССР 1918 г. URL:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm, http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_181.htm (Датаобращения 08.11.2016)60Конституция 1937 г. Ст.

128. URL: http://federacia.ru/encyclopaedia/law/constitution_1937/(Дата обращения 08.11.2016)47выразившиеся в повсеместном закрытии храмов, в обвинениях церкви вукрывательстве преступников, в обвинениях антисовесткого поведения ипоощрения хулиганства и пьянства. Было выпущено множество документов,таких как «Религиозные культы в СССР», «О мерах по прекращениюпаломничества к так называемым «святым местам», в которых религия ставится водин ряд с «пережитками» общества: пьянством и хулиганством, объявляетсяосновой невежества и вообще всех социальных бед. Повсеместно вводилисьновые торжества, призванные заменить религиозные обряды: комсомольскиесвадьбы, дни совершеннолетия.

В образовательной системе обязательнымпредметом были «Основы атеистических знаний».Антирелигиозная политика Н.С. Хрущева была прекращена с приходомЛ.И. Брежнева, когда основным во взаимоотношениях верующих и атеистов сталоположение «Верующий должен видеть в атеисте своего друга, желающего емудобра»61.Атеистическая и антирелигиозная модификации прагматической моделиимеют свои особенности, проявляющиеся в политической концепции государстваи в системе обучения:-Существуют на протяжении ограниченного времени в определенныхисторических условиях.-В значительной мере идеологизированы, императивны. Идеологиязаменяет религиозность во всех сферах, становится основой системы воспитанияи образования.-Длясвоейреализациитребуютнетолькозначительныхпедагогических усилий, но и обязательного контроля со стороны государства иотсутствия вмешательства гражданского общества и семьи.-Несогласные с такими подходами вынуждены обходить проблемырелигии, умалчивая свое настоящее «ввиду полной победы над церковнымвлиянием».

Педагогические идеи А.С. Макаренко и В.С. Сухомлинского обходятданные вопросы и заменяют их нравственным коллективным воспитанием,61См.: Центр Документации Новейшей Истории ЯО, ф.7386, оп.1, д.24.48уважениемкэстетическимценностяминезаостряютвниманиенаидеологической пропаганде и антирелигиозности.-Разрушаются очень быстро со сменой политического курса, не имеютдостаточных, всем обществом принимаемых аргументов в пользу непреложностиатеистических духовных ценностей жизни.Вместе с приведенными выше моделями, в истории на разных этапахпроявляются и смешанные варианты реализации этих моделей.

Это церковнопатерналистская вариация, получившаяся в результате смешения церковной ипатерналистской моделей, когда часть информации, предназначенной дляосуществления светского образования, приобретает религиозных характер. Ицерковно-прагматическая вариация, которая появляется в результате смещенияграниц между патерналистской и прагматической моделями. Она выражается вприобретениирелигиозногохарактерачастиинформациииметодов,предназначенных для осуществления светского воспитания.Причины появления смешанных вариантов подразделяются на объективныеи субъективные.

К объективным причинам относятся:-Содержание этапа социального развития;-Роль науки и других форм общественного сознания в достижении«плюсов» и «минусов» данного этапа;-Уровень государственно-церковных отношений;-Роль церкви на данном этапе социального развития.В качестве примера можно привести систему образования и воспитания,сложившуюся в правление Николая I, когда российское общество преодолевалоэтап очередного социального кризиса. В результате деятельности сословнойсистемыобразования,общественноесознаниеразделилось,появившаясяинтеллектуальная элита значительно отдалилась от основных слоев общества.

Дляподавления кризиса в образовательную систему были внесены изменения,частично возвращающие ее назад. Главным образом это выразилось в передачевоспитанияподвлияниеичастичныйконтрольправославнойцеркви.Национальное православие и патриотизм стали основой всей системы обучения.49Нопоследниедостиженияобщественногопрогресса,подкрепляемыедостижениям западной научной мысли, противоречили изменениям в системеобразования. Для преодоления западного влияния был введен строгий контрольнаучного преподавания, вплоть до выискивания в университетских дисциплинах«вредной научности». Упоминать в лекциях о том, что все законы природы могутбыть выведены из разумных принципов, запрещалась. В инструкциях дляуниверситетов доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, «сутьлишь эгоизм и скрытая гордыня»62. Человек должен быть воспитан в духепослушания и боязни. Из учебных дисциплин были вычеркнуты философия,логика, значительно изменен подход к преподаванию математики.Ксубъективнымпричинамвзаимоотношений государствареализациисмешанныхмоделейи церкви в сфере образования и воспитанияотносятся:-Решения власти, продиктованные ее интересами собственногосохранения;-Решения обучающих, обусловленные ситуацией;-Решения обучаемых, вызванные их интересами.Историческим примером воздействия субъективных факторов служиторганизация братских школ в западнорусских землях.

Они создавались дляобразования и воспитания детей, в том числе и из бедных семей или приютов, ислужили источниками распространения знаний. Появлялись они при ЛьвовскомУспенском и Виленском Троицком, Рогатинском, Городокском, Перемышльском,Комарнинском,Бельском,Люблинском,Каменец-Подольском,Галичскомбратствах и многих других.

Именно такие братские школы способствовалиобразованию населения, занимались религиозным воспитанием, при этом давалиобширные знания языков, риторики, грамматики, права, философии. Братскиешколы образовались без участия государства, их создание вызвано совместнымрешением обучающих, т.е. деятелей братств, и обучаемых, прежде всегородителей и опекунов, желающих образовать и воспитать своих детей в62Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 321.50соответствии с религиозными и нравственными ценностями конкретногообщества.В результате изучения практики взаимоотношений государства и церкви всфере образования и воспитания с использованием приведенной типологии,можно выделить основные методологические принципы, позволяющие провестидостоверноеисследованиесовременногоэтапаразвитиягосударственно-церковных отношений в сфере образования и воспитания:-Религиозное образование и религиозное воспитание взаимосвязаны,но в современных условиях сущность этой взаимосвязи выражается какдиалектическое сочетание участия в религиозном образовании и воспитаниинескольких субъектов: государство, церковь, семья, личность.-Религиозное образование в современных условиях осуществляетсясветскими (государственными и общественными) органами образования ирелигиозными организациями.-Религиозное образование, осуществляемое светскими органами,должно гарантировать некоторый минимум необходимых знаний о религиях,предназначенный для всех граждан, независимо от мировоззрения, и имеющийобщее культурное значение и воспитывающий толерантность.-Религиозное образование в светской школе не должно носитьмиссионерскогохарактера,можетидолжноосуществлятьсясветскимипедагогами, вне зависимости от их мировоззрения, но в зависимости от ихспециализации и профессионализма.-Религиозное образование в более полном объеме должно бытьдобровольным, по выбору обучаемого; может осуществляться как религиозными,так и светскими учебными заведениями.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее