Диссертация (Духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии сущность, факторы влияния и приоритеты)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии сущность, факторы влияния и приоритеты". PDF-файл из архива "Духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии сущность, факторы влияния и приоритеты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное казенное военное образовательноеучреждение высшего образования «Военный университет»Министерства обороны Российской ФедерацииНа правах рукописиСиротина Татьяна БорисовнаДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГОСОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ:СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ И ПРИОРИТЕТЫДиссертацияна соискание ученой степени кандидата философских наукСпециальность 09.00.11 – социальная философияНаучный руководитель –доктор философских наук, доцентКафтан В.В.Москва – 2017СОДЕРЖАНИЕВведение ………………………………………………………….....3Раздел I. Сущность, структура и специфика воплощения духовного выбора личности военнослужащего в современных условиях ....16Раздел II.
Социокультурные факторы, влияющие на духовныйвыбор личности военнослужащего современной Российской армии ...70Раздел III. Основные приоритеты духовного выбора личностивоеннослужащего современной Российской армии ................................ 106Заключение ...………………………………………………………... 159Список литературы .......…………………………………………….. 1712ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. В бытии Вооруженных Сил на всехэтапах развития российского общества духовность военнослужащих всегда играла решающую роль. Платоновская позиция понимания воина как стража бытиявыражалась в принятии на себя российским воинством добровольных ограничений, связанных с выполнением обязанностей военнослужащего не ради материально-денежного поощрения или социальных льгот, а благодаря высокой ответственности солдат и офицеров за судьбу своего Отечества, за мирный труд и безопасную жизнь своего народа.На протяжении истории страны недостаточный учет силы воинского духа,невнимание к духовным запросам личности военнослужащего всегда приводилак негативным последствиям.
Так, генерал А.И. Деникин считал, что одной изглавных причин поражений русского оружия в Первой Мировой войне являетсянедостаточная подготовка войск в духовном плане: «накануне уже неизбежнойотечественной войны наши власти старательно избегали возбуждения в народездорового патриотизма, разъяснения целей, причин и задач возможного конфликта, ознакомления войск со славянским вопросом и вековой борьбой нашей сгерманизмом»1. Он использовал в качестве страстного призыва к советским солдатам и офицерам, вступившим в смертельную схватку с нацизмом, слова апостола Павла: «Духа не угашайте!»2.В настоящее время в условиях обострения экономических и политическихпротиворечий как на международном, так и на региональном уровнях, значимость духовного подкрепления выполнения военнослужащими своих обязанностей не только не снизилась, но и существенно выросла. Известный писатель, военный журналист и советский офицер-участник Великой Отечественной войныА.П.
Платонов отмечал: «Удельное значение человеческого духа в нашу войнувесьма увеличилось. Дух, этот род оружия, вечен. Он действовал при катапультах и переживет танки… Наша общая вера, правда и смысл жизни из умозрения,из мысли обратились в чувство, в страсть ненависти к враждебной силе, в воин12Деникин А.И. Путь русского офицера. Нью-Йорк, 1953. С. 294.Первое послание апостола Павла к солунянам. 5:193ское дело, в подвиг сражения. Я думаю над тем, как нужно еще лучше, во всенародном и всесолдатском измерении, превратить нашу общую мысль, нашу философию, владеющую исторической истиной, превратить в простое, доступноевсем, страстное, святое чувство, подобно молитве, чтобы оно постоянно укрепляло воина и подымало на врага его руку.
Это великое, нужное нам оружие, которым мы еще не овладели, как следует им владеть, чтобы скорее сдвинуть противника с нашей земли. Мы многое сделали в этом отношении, но вооружать человека духом надо непрерывно, чтобы в боевом действии наш воин имел великоесовершенство сердца и ума»1.В последние годы, несмотря на усиление заботы о материальном обеспечении военнослужащих со стороны политического руководства страны, эффективное участие военнослужащих в боевых и миротворческих операциях в различныхрегионах мира, создание имиджа передовой в техническом и оперативнотактическом отношении армии, следует признать, что духовному, моральнонравственному и ценностному компонентам формирования личности солдата иофицера Российской армии и флота внимания всё же уделяется недостаточно.Вместе с тем, устойчивое развитие боеспособной Российской армии невозможнобез учёта того опыта в утверждении духовных отношений, моральнонравственных ценностей, самобытных традиций и мировоззренческих ориентиров, который был накоплен отечественной армией за века добросовестного воинского служения своей стране и народу.Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующимиобстоятельствами.
Во-первых, необходимостью для военнослужащих Российскойармии сохранения преемственности социокультурных традиций, избранных духовных ориентиров военной службы и организации противодействия навязываемому социальному хаосу, деконструкции ценностных оснований и размываниюсоциальной идентичности в российском обществе.Во-вторых, обращением внимания государственных управленческих структур почти исключительно на материальные аспекты военной службы при недо1Платонов А.П.
Размышления офицера // Советский военный рассказ. М., 1988. С. 137-138.4статочном учете духовного компонента, на котором в силу специфики ратноготруда в первую очередь должна формироваться личность российского воина.В-третьих, необходимостью обоснования духовного характера воинскогослужения в условиях все большей активности пацифистских движений, отказывающим военнослужащим не только в наличии духовности, но и вообще в жизненной важности военного дела для стабильного и безопасного развития социума.В-четвертых, наличием и все усиливающимся предложением, особенно длямолодежи, привлекательных, но духовно пустых, поверхностных, отвлекающихот жизненно важных проблем альтернативных предпочтений, носящих в основном материальный, потребительский характер.В-пятых, активным использованием в качестве средства духовной экспансии особого оргоружия – динамически развивающихся военно-информационныхтехнологий, направленных на разрушение ценностной системы российского общества, морально-нравственных основ военной службы и духовного ядра социума в целом.Трудности, имеющиеся в исследовании осуществления военнослужащимсвоего духовного выбора, объясняются прежде всего сложностью этого социального феномена, недостаточным вниманием исследователей к самой сути даннойпроблемы.Степень научной разработанности темы.
Несмотря на наличие внушительного объема работ по духовно-ценностной проблематике и определенноераспространение понятия «духовный выбор», в предметном плане указаннаяпроблема пока рассматривалась недостаточно. Для более углубленного изучениянаучной литературы по данной проблематике имеет смысл объединить конкретные источники в несколько групп.К первой группе следует отнести труды, раскрывающие различные теоретические позиции относительно определения духовного выбора вообще и личностивоеннослужащего в частности. Опираясь на труды известных авторов, можносформулировать различные методологические подходы к исследованию духов5ного выбора: метафизический (Платон, Эсхил), диалектический (К. Маркс, Д.Лукач), экзистенциалистский (С.
Кьеркегор, Ж-П. Сартр, К. Ясперс), феноменологический (М. Хайдеггер), синергетический (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.Пригожин, И. Стенгерс) и постмодернистский (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар) подходы1.Другие ученые исследуют рядоположенные с духовным выбором социальные явления, такие как: определение самости (Д.С. Деннет, Дж.
Мид, К.Г. Юнг),самосознания (О.Н. Козлова, С.Л. Рубинштейн), идентификации (Э. Гидденс, Э.Фромм, Ю. Хабермас, Э. Хоффер)2.Важнейшие сущностные характеристики духовного выбора личности гражданина вообще и военнослужащего в частности выявлены и раскрыты в трудахАристотеля, Н.А. Добролюбова, Е.С. Иванова, А.А.
Керсновского, А.И. Пантелеева, П.А. Сапегина и др.3Определяющие структурно-содержательные элементы духовного выбораличностивоеннослужащегопредставленывработахА.Бергсона,См.: Платон. Государство. М., 2005; Эсхил. Прикованный Прометей // Греческая трагедия.Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на/Д, 1997; Маркс К. Святое семейство. Соч. М., 1955.Т. 2; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Кьеркегор С.Наслаждение и долг.
СПб., 1894; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Ф. Ницше, З.Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989; Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994;Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.
М., 1986;Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома (Тысяча плато) // Альманах Восток. 2005. Вып. № 11-12; ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998 и др.2См.: Деннет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004; Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996;Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000; Гидденс Э. Модерн и самоидентичность //Современная теоретическая социология Энтони Гидденса / под ред. Ю.А.
Кимелева. М., 1995;Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросыфилософии. 1989. № 2; Хоффер Э. Истинноверующий. Мн., 2001.3См.: Аристотель. Никомахова этика. // Соч. М., 1983. Т. 4. кн. 3; Добролюбов Н.А. Избранные произведения. М., 1946. Т. 2; Иванов Е.С. Воспитание чести у офицеров российскойармии XVIII – начала XX в.
М., 2007; Керсновский А.А. Мировая война. К 25-летию объявления войны (1914-1939). Белград, 1939; Пантелеев А.И. Честное слово: соч. Л., 1984; СапегинП.А. Офицерская честь // Военный вестник, 1989. № 7 и др.16А.А. Гусейнова, Х.А. Ливраги, Г. Маркузе, Л. Фестингера, С.Л. Франка,В. Франкла, Э. Фромма и др.1Вторую группу составляют работы авторов, анализирующих различныефакторы, определяющие направленность духовного выбора военнослужащего.Так, общий анализ влияния разнообразных объективных и субъективных факторов различной степени общности и масштабов распространения на духовныйвыбор личности осуществляли С.А.