Диссертация (Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений". PDF-файл из архива "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Чайковским созданаувертюра «1812 год». Сейчас она включена в репертуар почти всех военныхоркестров. С целью обеспечения различного рода мероприятий светскогохарактера создавались также бальные коллективы и симфонические оркестры.Вся палитра духовой музыкальной фактуры широко и ярко представлена всовременных русских военных оркестрах.История военно-музыкантского образования в России и в частности, вгородеСанкт-Петербургеимеетдостаточноглубокиекорни.Согласноутверждениям советского композитора и педагога, Заслуженного деятеляискусствРСФСР(1981 г.),кандидатанаукискусствоведения(1954 г.)Г.М. Калинковича «В военных оркестрах царской России подготовка и обучениемолодых музыкантов производилась при военных хорах или в немногих, такназываемых школах для солдатских детей»1.Музыкальное образование в таких школах поручалось иностраннымкапельмейстерам, которые не имели педагогического мастерства и давалиученикам «лишь узкопрактические навыки игры на духовом и ударноминструменте».
При этом общее, а тем более музыкально-теоретическоеобразование «не считалось обязательным»2.По мнению Г.М. Калинковича, «лишь с того момента, когда во главевоенных оркестров Флота был поставлен Римский-Корсаков впервые былиподняты и разрешены вопросы профессионального обучения молодых военныхмузыкантов и дирижеров»3.1Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков – инспектор военно-музыкальных хоров морскоговедомства. // Труды Института, вып. 1, - М.: 1952. – С. 136-143.2Там же С.
138.3Там же С. 140.23С 8 мая 1873 года общеобразовательная школа для матросских детей привосьмом флотском экипаже была преобразована в специальное военно-учебноезаведение,предназначенноедляподготовкиоркестровыхмузыкантовикапельмейстеров; ученики школы – стипендиаты Морского ведомства приступилик занятиям в классах Петербургской Консерватории 1 сентября 1873 года.Музыкальным руководителем и педагогом школы был назначен Н.А. РимскийКорсаков.В школу принимались мальчики 14-18 лет или рекруты, проявившиемузыкальные способности. Срок обучения в школе – 4 года. После этоговоспитанники служили в военном оркестре в течение 6 лет. Общее количествоучащихся не превышало 20 человек.
«Каждый год в школу принимались 5мальчиков». «Воспитанники обучались игре на всех духовых инструментах и наодном из смычковых. Они изучали нотную грамоту, теорию музыки, сольфеджио,цикл общеобразовательных предметов, включая русский язык, арифметику»1.ПоутверждениюГ.М. Калинковича«учреждениешколы,еебыт,программы и методы обучения представляют большой исторический интерес, таккак это была, по существу, первая школа военно-музыкантских воспитанников идирижеров.Датаееофициальногоучрежденияявляетсяначаломпрофессионального военно-музыкального образования в России»2.Специальнодляшколыбылиразработаныпрограммыобучения.Р.М. Калинкович отмечает, что «программы вполне отвечали тем задачам ицелям, которые ставили перед собой организаторы военно-музыкантскойшколы»3.
Здесь же подчеркивается, что «Обучение игре на духовых инструментаху лучших педагогов Консерватории, изучение теории музыки и сольфеджио и,наконец, регулярные занятия в оркестре, составленном из самих же учеников –всеэтодаваловозможностьподготовкипрофессиональныхграмотныхоркестровых музыкантов». На капельмейстерском отделении школы также1Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков – инспектор военно-музыкальных хоров морскоговедомства. // Труды Института, вып. 1, - М.: 1952. – С. 147-150.2См.: Там же С.
148.3См.: Там же С. 150.24готовились профессиональные музыканты, впоследствии ставшие военнымидирижерами.Особо отмечается роль Н.А. Римского-Корсакова, который «лично следил заотборомнаиболееспособныхмальчиков,руководилвсеймузыкальнойподготовкой учеников, распределял выпускников по оркестрам флота, неограничивался только организаций музыкальных занятий – следил за ростом иуспехами каждого, заботился о мелочах быта»1.В 1884 году должность инспектора военно-морских хоров упразднена, аН.А.
Римский-Корсаков был отправлен в отставку. По мнению Г. М. Калинковича«ИдеиРимского-Корсаковамузыкальноговоспитанников,образования,нашлисвоесостоящейвоенно-музыкальногоотражениеизшколфакультетавсистемевоенно-военно-музыкантскихприЛенинградскойКонсерватории и института военных дирижеров Советской Армии»2.В 1901 году школа была переименована в музыкантскую школуБалтийского флота.
В этом статусе она дошла до Октябрьской революции. В 1917году школа была передана в ведение Народного Комиссариата ПросвещенияРСФСР. В 1923году в связи с трудностями Наркомпроса школа была закрыта.Русский генерал-майор, герой Первой мировой войны Г.Н. Зубов в работе«О положении Военной музыки в России», опубликованной в Санкт-Петербурге в1903 году выразил следующее желание: «Возможно, было бы при каждомармейском кавалеристском полках завести школы солдатских детей, какие нынесуществуют в гвардейских полках. Тогда бы каждый полк имел бы трубачей, чтоизбавило бы наши оркестры от случайного элемента среди вольнонаемныхмузыкантов»3.В период становления военно-музыкального образования в России, интересвызывали «Положение о кадетских корпусах» и «Инструкция по воспитательнойчасти для кадетских корпусов».
Этими документами было установлено1Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков – инспектор военно-музыкальных хоров морскоговедомства. // Труды Института, вып. 1, - М.: 1952. – С. 153-155.2См.: Там же С. 155.3См.: Зубов Г.Н. О положении военной музыки в России. – Санкт-Петербург, 1903.25преподавание музыкальных предметов в кадетских корпусах. В выше упомянутыхположениях музыку среди всех искусств назвали одним из наиболее эффективныхсредств нравственного и эстетического воспитания кадетов. В.И.
Адищев в работе«Из уроков прошлого: о содержании и организации музыкального воспитания вкадетских корпусах», упоминал, что «Учащимся, обнаружившим способности ипризваниекмузыке,предоставляласьвозможностьобучатьсяигренамузыкальном инструменте. Предусматривались индивидуальные занятия сучеником (не менее 2 раза в неделю), самостоятельная подготовка на инструменте(не менее получаса ежедневно) и, по мере овладения навыками игры,еженедельные занятия в ученических оркестрах»1.Педагогический состав кадетских корпусов исполнял ряд «наставлений»,направленных, например, на «введение ежегодных экзаменов по пению и музыке.В наставлениях также были рекомендации оценивать результаты деятельностиоркестров за год.
Таким образом, оркестры должны были на открытом концертеисполнить подготовленную в течение учебного года программу. Экзаменыпринимала специально созданная комиссия. После него составлялся письменныйотчет о его результатах, который представлялся директору корпуса»2.Можно предположить, что доминирующим в системе дореволюционнойподготовки курсантов военно-музыкальных учебных заведений был ряд аспектов.К ним причислены управление системой государства; развитие теории обучения ивоспитания военных музыкантов и дирижеров, вопросы профессиональногообучения молодых военных музыкантов и дирижеров.
А также возникновениесети военно-музыкальных учебных заведений. И кроме выше обозначенного,комплектованиеготовымиофицерскимикадрамивойскпотребованиямГенерального штаба.Методологический этап (1917-1991 гг.)В основе характеристики методологического этапа становления и развитиятворческих способностей в ходе обучения курсантов военно-музыкальных1См.: Адищев В.И.
Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России: (Конец XIX - началоXX вв) / Перм. гос. пед. ун-т. – М.: Сфера, 2000. – С. 96-102.2См.: Там же С. 100.26учебных заведений находится ряд четко обозначенных учеными историческихсобытий. В хронологическом порядке речь идет о 1918-1920 гг. - гражданскойвойне,1921-1941 гг.-межвоенномпериоде,1941-1945 гг.-ВеликойОтечественной войне, 1945-1953 гг. - послевоенном периоде, 1954-1985 гг. периоде научно-технической революции и военно-стратегического равновесия вмире. А также о периоде перестройки - 1985-1991 гг.В первой половине XX века ведущую роль в развитии военной музыки и, вчастности,военно-музыкантскогообразованиявнашейстранесыгралзамечательный тромбонист, педагог, композитор, дирижер Семен АлександровичЧернецкий.
В 1900-1910 гг. он закончил Капеллу Военных духовых оркестров вКишиневе и Одессе, а в 1911-1917 гг. учился в Петербургской-ПетроградскойКонсерватории.После 1917 года он вступил добровольцем в Красную Армию, а уже в 1918году возглавил секцию военных оркестров Петроградского Комиссариата, затемИнспекцию оркестров Петроградского округа.
Он создал худсовет при этойинспекции, возглавить который пригласил русского композитора, дирижѐра,музыкально-общественного деятеля, профессора Петербургской консерваторииА.К. Глазунова.С.А. Чернецкому удалось собрать вокруг себя группу профессиональныхмузыкантов и военных, которым была поручена военно-музыкальная часть вкомандованиях подразделений РККА. Таким образом, благодаря настойчивости иинициативности многих музыкантов, первые из которых Н.А. Римский-Корсакови С.А.
Чернецкий, военно-музыкальное образование в нашей стране активноразвивалось.Народный Комиссариат Обороны СССР и Народный КомиссариатПросвещения РСФСР 8 января 1937 года в Москве издали совместный приказ под7 номером. Им предусматривалось создание школ военно-музыкантскихвоспитанников,которые«комплектуетсямузыкальноодарѐннымивоспитанниками детских домов. А после 3-х годичного обучения школа обязанавыпустить подготовленные музыкальные кадры в части Красной Армии».27Необходимость наполнения рядов Красной Армии профессиональнымикадрами была острой.