Диссертация (Динамика и вариативность оценки в русском языковом сознании параметрический подход), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика и вариативность оценки в русском языковом сознании параметрический подход". PDF-файл из архива "Динамика и вариативность оценки в русском языковом сознании параметрический подход", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Начиная с античныхвремен, основные понятия добра и зла обсуждались в трудах Эпикура, Сократа,Платона и др. [Аристотель 1984; Платон 1990 а, 1990 б, 1993, 1994; Письмо кГеродоту… 1983]. В трудах средневековых философов ценностные отношения(нравственные, эстетические, политические) рассматривались как эманацииБожества [Августин Блаженный 2011; Фома Аквинский 2003]. Мыслители эпохиВозрождения развивали представления о земной природе аксиологическогоотношениякдействительности[Мор1978].ВэпохуПросвещенияразрабатывались категории хорошего и плохого [Декарт 1950; Локк 1960],категории добра [Гоббс 1991] и красоты [Шефтсбери 1975], рассматриваласьпроблема субъективности оценочных значений [Гоббс 1964]. Ценностныеотношения субъекта и объекта связываются с культурой [Кант 1966] иэкономическими категориями [Гегель 1990].
«Оценка» и «ценность» какфилософские категории, имеющие универсальный характер, стали активноразрабатываться лишь к 60-м годам XIX века. В предклассический период31развития аксиологии (1860-1880 гг.) обсуждаются вопросы объективности исубъективности ценностей [Брентано 1996; Lotze 1874; Ritschl 1990], выделяютсяихтипы(эстетические,моральные,религиозные)[Lotze1874,1923].Проблематика классического периода аксиологии (1890-1920 гг.) охватывала какпредельно общие законы, лежащие в основе ценностных отношений, так иструктуру и иерархию «эмпирических» ценностей [Виндельбанд 1904; Риккерт1998; Bougle 1922; Hartman 1973; Lapie 1902, 1915; Moor 1903; Münsterberg 1908;Urban 1909].
Для постклассического периода развития аксиологии (с 1930-х гг.)характерен интерес к прикладным аксиологическим исследованиям [Хайдеггер2007; Wittgenstein 1980; Dewey 1939; Perry 1926, 1954; Morris 1956; Nowell-Smith1957; Stevenson 1963; Wright 1963]. В современной западной философии научныйинтерес к проблеме аксиологических отношений между человеком и окружающейдействительностью возрождается в связи с развитием философии и аксиологиикультуры, проблемами гуманизма [Findley 1970; Fried 1971; Werkmeister 1972;Baier 1973; Frondizi 1977; Levinas 1979; Marcel 1981; Lemos N. 1994; Lemos R.1995; Oishi and other 1998; Carson 2000; Vokey 2001; Foot 2001].В отечественной философии с начала XVIII века происходит теоретическоеосмысление и понятийный анализ аксиологических отношений между субъектоми объектом познания как с позиций западно-европейских аксиологических идей[Кистяковский 1916; Новгородцев 1903], так и с позиций оригинальныхконцепций [Белинский 1955; Бердяев 1989, 1994; Бахтин 1986; Вейденгаммер1911; Достоевский 1985; Лосский 1931; Писарев 1968; Соловьев 1988;Чернышевский 1951; Шпет 1996].
В советский период осмысление категорииценностных отношений осуществлялось преимущественно в работах по этике,эстетике, логике, социологии и социальной психологии [Дробницкий 1967, 1970;Каган 1997; Тугаринов 1971, 1988]. В дальнейшем аксиологические отношениярассматривались в связи с такими понятиями, как: 1) общественные системыценностей [Панфилов 1994]; 2) культура [Степин, Кузнецова 1994]; 3) предметнаядеятельность, духовные цели и смыслы человека [Рачков 1996]; 4) благо [Бакиров1988; Разин 1996]; 5) универсальные нормы [Смирнов 1995]; 6) ценность как32трудноуловимая сущность всеобщности [Розенбергс 1995]; 7) значимость[Бакиров, Рущенко 1993; Залевская З.
П. 1990; Коршунов 1982].Новымразделом«формальной»аксиологиисталофилософскоеобоснование логики оценок (деонтическая логика и др.). Логика оценок – разделлогики,которыйизучаетлогическуюструктуруоценок[Философия:Энциклопедический словарь 2004]. Логика оценок включает в себя логикусравнительной оценки и логику абсолютной оценки. В основе данных логиклежат абсолютные (модальные понятия или модальности) и сравнительныепонятия (импликации). Импликации и модальности, по мнению А.
А. Ивина,образуют два разных логических пространства, в рамках которых можетрассматриваться мир. При этом эти два способа видения мира являютсявзаимодополняющими [Ивин 2004]. Модальное видение как более конкретное вбольшей мере связано с жизнедеятельностью человека, чем импликационное.Логическая теория абсолютных оценок начала складываться в 20-е годы XXвека [Husserl 1976]. Логика абсолютных оценок рассматривается как логика добраи логика зла [Менгер 2005; Zeman 1973; А. А.
Ивин 1970]. Логическая теориясравнительных оценок (или логика предпочтений) [Hallden 1957; Wright 1951]стала разрабатываться на двадцать лет раньше. При этом логика предпочтенийявляется пока множеством соперничающих концепций, что объясняется разнымпониманием отношения «лучше» или «предпочитается» [Ивин 2004, 2010].Таким образом, в философии категория оценки рассматривается черезсоотнесение с такими аксиологическими категориями, как значимость, отношениеи ценность. Осмысление оценки через категорию значимости дает ее широкоепонимание: оценка – это «способ установления значимости чего-либо длядействующего и познающего субъекта.
Можно выделить 3 типа значимостей:теоретический(гносеологическиеоценки);ценностный(аксиологическиеоценки), практический (реализация гносеологических и аксиологических оценокчерез волевые импульсы субъекта в системах предметных и коммуникативныхдействий)» [Абушенко 2001: 755]. Оценка, рассматриваемая через категориюотношения, имеет более узкое определение: «аксиологическое отношение33человека ко всему нормативно представленному многообразию предметныхвоплощенийчеловеческойжизнедеятельностиивозможностямихпознавательного и практического освоения» [Современный философский словарь1998: 631].Под ценностью в аксиологии понимается объективное отношение междупотребностью субъекта и объектом ее удовлетворения, при этом оцениваниеявляется процессом выявления объективных отношений между потребностьюсубъекта и объектом ее удовлетворения, а оценка как результат оцениваниясчитается специфической формой их отображения.Если в философии оценке дается достаточно широкое определение какфункции сознания, то в психологической науке «оценка понимается излишне узкокак частный познавательный или даже только педагогический прием, а истинныефункции оценки «распределяются» между другими психическими феноменамиили обозначаются другими терминами» [Батурин 1998: 32].Большинство психологических работ, посвященных исследованию оценки,выполнено в социальной, педагогической и возрастной психологии.
В социальнойпсихологии первые исследования оценки были связаны с изучением аттитьюда[Allport 1935; Fishbein 1975; McGuire 1985; Petty, Wheeler, Bizer 2000] и проблемыоценок «от других» или «для других» [Кон 2000, James 1900 и др.]. Возрастная жепсихология изучает в основном онтогенез самооценки [Erikson 1968; Выготский1982б; Соколова 1989; Липкина 1976 и др.].Вкогнитивнойсоставляющихпсихологиипознавательногооценкапроцесса.рассматриваетсяМоделированиекакоднаизценностногоосмысления мира предпринимается Дж. Р. Андерсоном (сравнение с эталоном)[Anderson 2014], Р. Солсо (теория центральной тенденции и частоты признаков)[Солсо 2002], И.
В. Чекулаем (эффект нового взгляда) [Чекулай 2004] и др.Осознание оценки не только как составляющей, но и определяющей структуру исодержание мышления, приводит В. Н. Дружинина и Д. В. Ушакова к такомувыводу: «Вынося оценочное суждение, человек классифицирует, ранжирует,приписывает определенные числовые значения объектам, событиям или34людям…Оценочные суждения можно с полным правом отнести к категориикогнитивных процессов или процессов переработки информации» [Дружинин,Ушаков 2002: 315].Активно изучается проблема оценки в связи с регуляцией практическойдеятельности человека.
По мнению В. П. Зинченко, ценностная активностьпредполагает работу ценностного слоя сознания [Зинченко 2011б]. Орудийныйхарактер ценностного слоя сознания обсуждался в работах Н. О. Лосского [1994],М. М. Бахтина [2003], Г. Г. Шпета [2006], В. А. Петровского [2010], Ч. Мориса[1956] и др.Таким образом, психологические дисциплины описывают разные поспецифике характеристики оценки. При всем этом нужным становитсяисследование и ее общих параметров.В психологии оценка получает широкое и узкое толкование. В широкомсмысле слова оценка – это психическое отражение отношений между внешнимидля субъекта объектами познания. В узком смысле слова под оценкой понимаютотражение ценностных (потребностных) отношений, которые принадлежатсубъект-объектному и субъект-субъектному типам [Батурин 1998].
Как показалипсихологическиеисследования,субъектспособенотражатьценностныеотношения и на когнитивном, и на эмоциональном уровнях [Батурин 1998;Веккер 1981; Рубинштейн 1946].«Сущность оценки как психического феномена заключается в отражениинекоторых видов объективных отношений: оценки I рода, или оценки в широкомсмысле, направлены на отражение объект-объектных отношений превосходства;оценки II и III рода, или собственно оценки – на отражение субъект-объектных исубъект-субъектных отношений предпочтения» [Батурин 1998: 8].В приведенном выше определении оценки, Н. А. Батурин соотносит данныйфеномен с такими понятиями, как «отношения» и «потребность». Сущностьпотребности отечественными психологами раскрывается через категорию«нужда».