Диссертация (Интегративный подход к формированию профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интегративный подход к формированию профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов". PDF-файл из архива "Интегративный подход к формированию профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Князева [88], Н.Б. Крылова [98] В.А. Петровский [138],В.И. Слободчиков [164]. Вопросам конструирования образовательной средыв применении к практике посвящены труды О.С. Газмана [51], В.В. Давыдова[62], М.В. Кларина [85], И.Д. Фрумина [179].По мнению Н.Б. Крыловой, образовательная среда является «частьюсоциокультурного пространства, зона взаимодействия образовательныхсистем,ихэлементов,образовательногоматериала,исубъектовобразовательных процессов» [97]. В.А.
Ясвин рассматривает данное понятиекак «совокупность условий, влияний и возможностей, которые создаютвозможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых иобеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе,их личностное развитие и саморазвитие» [205].Образовательная среда вуза культуры и искусств прежде всего являетсятворческой, отличительными чертами которой являются: доброжелательноеобщение, основанное на диалоге и демократическом стиле управленияпедагогическим процессом; эмоционально-коммуникативные связи междупредметом деятельности (музыка) и обучающимися, между предметомдеятельности и педагогом, внутри системы (педагог, обучающийся, музыка);опора педагога на лучшие личностные качества студента при блокированииотрицательных качеств.Выделяютнесколькоосновныхпараметровтворческойобразовательной среды вуза: тесное взаимодействие субъектов общения,способствующеесотворчеству;самовыражениеисамореализацияобучающегося; близкий эмоциональный контакт с обучающимся, учет его63эмоционального состояния в каждом конкретном случае; преобладаниедемократическогостиляобщения;большаястепеньдоверительныхотношений и возможность влияния на личностные качества субъектовпедагогическогоидентификацияобщения:сэмпатия,педагогическойспособностьпрофессией,крефлексии,интеллигентность,инициативность, уверенность в себе, стремление к сотрудничеству.ПомнениюО.В.Грибковой,особенностьпрофессионально-образовательной среды музыкально-педагогического факультета заключаетсявсложноминтеграционномвзаимодействииобщеобразовательныхиспециальных музыкальных дисциплин, а также в особом, творческоэмоциональномартистической,режимеработыисполнительскойстудентов,ипродиктованномсамостоятельнойихпрактическойдеятельностью [58].
Л.И. Уколова музыкальную среду рассматривает какинтегральный показатель развития культуры личности, способна оказатькомплексное воздействие на духовную сферу подрастающего поколения[174].Творческая образовательная среда представляет возможность развитиятворческого потенциала студентов, формирования его мировоззрения, атакжепотребностькдальнейшемусаморазвитию,формированииобъективной самооценки.Наиболееблагоприятныеусловиядляпроцессаформированияпрофессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантовбудутсозданывтомслучае,еслицеленаправленнаяработапоформированию данной культуры будет осуществляться не только во времяпроведения дисциплин, а будет реализована в рамках спроектированнойтворческой образовательной среды.
Проектирование позволяет компонентыобразовательной среды объединить в единую систему, которой можноуправлять. Применение интегративного подхода при проектированииобразовательнойсредыпозволяетоптимизироватьпреимущества отдельных компонентов среды.её,использовать64Проектирование образовательной среды отражается в организациипроцессоввзаимодействиякомпонентов,аименноивзаимопересеченияееструктурныхсодержательно-методического,материально-технического, социально-управленческого.Содержательно-методическийразвивающихвозможностейкомпонентобразовательнойопределяетобеспечениесреды,способствуеткачественной организации образовательного процесса, расширению научноисследовательскойдеятельностиит.д.Содержательно-методическийкомпонент включает содержательную сферу образования – концепцииобучения и воспитания, программы профессиональной подготовки, учебныепособия и др., и организационную сферу – технологии, формы и методыорганизации образования.Материально-технический компонент характеризуетсовокупностьматериальных и предметных условий образовательной среды (наличиеоборудованныхсовременнымитехническимисредствамиобученияаудиторий, материально-технические ресурсы для обмена информациейпосредством локальной и Интернет-сети и др.).
Данный компонентспособствуетсозданиюнеобходимойучебно-материальнойбазыдляобеспечения образовательного процесса.Социально-управленческийкомпонентопределяетвключенностьсубъектов образовательного процесса во взаимодействие и управлениеобразовательным процессом на основе совместной творческой деятельности.Данныйкомпонентхарактеризуетстепеньвовлеченностистудентов,преподавателей и руководителя в совместный процесс организации учебногопроцесса, а также инициирование самостоятельной деятельности; уровеньмежличностных и эмоциональных отношений; социально-психологическийклимат; поведенческие реакции.Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: творческаяобразовательная среда, обладая рядом действенных качеств, оказываетрешающее влияние на формирование профессионально-педагогической65культуры молодежи и является интегральным показателем.
Сущностныехарактеристики творческой образовательной среды, базирующиеся набогатой музыкально-педагогической традиции, деятельности выдающихсяпедагогов-музыкантов, заключаются в интенсивности ее влияния начеловека, способностью к формированию культуры и мировоззрениястудентов.В целях создания конструктивной, творческой образовательной средывуза как фактора формирования профессионально-педагогической культурыстудентов необходимо: обеспечить в вузе профессиональное становлениебудущих педагогов-музыкантов посредством активного их участия в работетворческихлабораторий;активизироватьсовместнуюнаучно-исследовательскую работу профессорско-преподавательского состава истуденческого сообщества вуза, основанную на принципах сотрудничества исотворчества; рассматривать образовательную среду вуза не только вкачестве средства решения педагогических задач преподавателя, но и каксобственный ресурс развития студента.Профессионально-педагогическаякультурабудущегопедагога-музыканта зависит от многих факторов.
Однако мощным механизмом егопрофессионального становления является образовательная среда, потенциалкоторойдолженобеспечитьегопрофессиональноестановлениеидальнейшее развитие.2.Интеграциясодержаниямузыкально-исполнительскойпсихолого-педагогическойподготовкибудущихипедагогов-музыкантов.Психолого-педагогическая подготовка будущего педагога-музыкантазаключается в умении применить на практике полученные теоретическиезнания в области психологии, главным образом в умении эффективногопедагогического взаимодействия с учащимися.
Для будущего педагогамузыканта важна теоретическая информированность по вопросам возрастной66психологии, знание индивидуальных черт темперамента, особенностейвосприятия и мозговой активности.Музыкально-исполнительская подготовка обучающихся определяетпродуктивностьикачественнуюрезультативностьтрудапедагога-музыканта. Основными задачами музыкально-исполнительской подготовкиявляютсяовладениезвукоизвлечения,техникойпередачапроизведения.Следуетдеятельностибудущемуигрынаинструменте,художественногоотметить,чтовобразапроцессепедагогу-музыкантумастерствоммузыкальногоисполнительскойнеобходимоприменятьпсихологические знания.
Обозначим некоторые направления: при решениитехнических проблем исполнения у обучающегося должны быть налаженыпсихологические и физиологические связи; при исполнении произведенийнеобходима быстрая психологическая перестройка, возникающая при сменехудожественного образа; при подготовке к публичному выступлениюнеобходимо устранение психологических барьеров.Наблюдения за практикой подготовки будущих педагогов-музыкантовпозволяютконстатироватьнаправленностьобразовательногопроцессамузыкально-исполнительских факультетов вузов культуры и искусств наисполнительскую деятельность. Однако многие обучающиеся реализуютсебя в качестве преподавателей.
Большинство из них сталкиваются струдностями в педагогической работе, которые заключаются в неуменииприменять психолого-педагогические знания, знания и умения общения впрактической деятельности, неумении самостоятельно ставить и решатьпедагогические задачи, применять методы обучения. Данные трудностисвязаны с недостатком знаний проблем педагогики, знаний педагогическихзакономерностей формирования личности, знаний психолого-педагогическихособенностей общения, методик музыкального воспитания и обучения.Поэтому мы сочли необходимым осуществлять подготовку студентов вконтекстеинтеграцииихисполнительской деятельности.будущейпсихолого-педагогическойи67Ввузесамымактивнымвидомподготовкиобучающихсякпрофессиональной деятельности является педагогическая практика, котораяпредполагает освоение всех видов деятельности педагога-музыканта.
Онапредполагает углубление и закрепление теоретических знаний, полученныхобучающимися в вузе, и формирование у них умений применять эти знанияна практике в работе с обучающимися.Содержание работы по педагогической практике включает в себяследующие направления:- психолого-педагогическое изучение личности учащегося;- планирование и подготовка к проведению урока;- изучение приемов работы педагога-музыканта;- оформление документации;- методическая и исследовательская деятельность.Для их осуществления будущему педагогу-музыканту необходимоовладеть следующими умениями:- наблюдать, анализировать, планировать педагогическую работу;- работать со специальной методической литературой, программами;- применять музыкально-дидактический материал (картины, учебныепособия, видеоматериалы);- разрабатывать конспекты уроков;- профессионально проводить уроки с учащимися;- осуществлять педагогический контроль за музыкальным развитиемучащихся;- выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства дляпроведения уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся;- осуществлять самоанализ результатов собственной деятельности.В настоящее время руководители студентов-практикантов отмечаютряд следующих недостатков в процессе проведения уроков: неумениеправильно определять цели и формулировать образовательные задачи;импровизировать, публично выступать; понимать психологическую позицию68обучающихся,ирешатьпсихолого-педагогическиезадачи;доступнообъяснять информацию.