Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Проблема формирования российской идентичности в культурно-сложных обществах СеверногоКавказа (системно-коммуникационный дискурс) // Вестник Российской нации. 2019. № 1. С. 45–57.2Аликберов А.К. Проблемы системной классификации религий // Ислам в современном мире. Т. 14. № 3 (2018).С. 181–196.3Аликберов А.К.
Исторические изменения социальных функций религии (индивидуальный аспект) // Ислам всовременном мире. Т. 13. № 1 (2017). С. 147–166.4Аликберов А.К. Роль коммуникации в религиозной метаморфозе инаковости: исторический аспект // Minbar.Islamic Studies. 12 (2) 2019. С. 364–372.5Аликберов А. Исламизм vs исламской традиции: О проблемах строительства российской модели ислама // Азияи Африка сегодня.
2018. № 10. С. 2–7.6Аликберов А.К., Шихалиев Ш.Ш. Суфийские тарикаты на Кавказе: опыт системно-коммуникационного анализакультурно-сложных обществ // Восток (Oriens). 2019. № 6. С. 138–148.7Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия«Райхан ал-хака’ик» (XI–XII вв.).
М.: Вост. лит-ра РАН, 2003. С. 413–440. Об этой работе см.: Гамзатов Г.Г.,Шихсаидов А.Р. Фундаментальное исследование по истории ислама на Кавказе // Научная мысль Кавказа. СевероКавказский научный центр Высшей школы. 10 / 2004. № 3. С. 131–137.8Аликберов А.К. Общество и религия в фокусе истории. Казань: Из-во Казан. ун-та, 2018.146Президиума РАН «Евразийское наследие: новые смыслы» (2016–2017 гг.)1 и«Культурно-сложные общества в Центральной Азии и на Кавказе» ПрограммыфундаментальныхисследованийПрезидиумаРАН«Культурно-сложныеобщества: понимание и управление» (2018–2020 гг.).Общие и частные аспекты темы диссертации неоднократно обсуждалисьдиссертантом на различных научных конференциях, симпозиумах и семинарах: наежегодной сессии петербургских арабистов («Роль монотеистических религий втрансформации локальных обществ»), СПб., декабрь 2001 г.; ежегоднойконференциивостоковедов(«Ополитическомкомпонентеобщественныхпроцессов в мусульманском мире»), Москва, апрель 2001 г.; XII Международнойконференции «Ислам и христианство, XXI век» («Динамика развития мировыхрелигий на примере истории народов Кавказа»), Москва, 10–11 сентября 2002 г.;Международной конференции «Sufi brotherhoods in contemporary World» («Vitalityand influence of brotherhoods and Sufism in the Caucasian region»), Турин (Италия),19–25 ноября 2002 г.; Международном симпозиуме ОБСЕ «Трансформация странЦентральной Азии и проблемы безопасности» («Роль ислама в трансформацииместных обществ»), Бишкек (Кыргызстан), 2004 г.; Международном форуме«Диалог цивилизаций» в Бахрейне («Значение исторического знания в диалогекультур»), Манама, 2008 г.; научной конференции, посвященной 190-летиюИнститута востоковедения РАН («О некоторых методологических проблемахизучения общества, религии и исторического процесса»), Москва, 8 декабря 2010г.; Международной конференции «Россия и исламский мир» («Об особенностяхисторического опыта исламо-христианского взаимодействия в Урало-Поволжье ина Кавказе»), Уфа, 24–26 марта 2011 г.; научной конференции «Восточная Европав древности и Средневековье.
Язычество и монотеизм в процессах политогенеза»(пленарныйдоклад:«Овзаимосвязиивзаимозависимостисоциальныхпроявлений культуры в историческом процессе»), Москва, 16–18 апреля 2014 г.;IX съезде общества востоковедов России «Перспективы деятельности в условияхСравнительно-историческое измерение евразийского наследия: Общество, власть и религия в ЦентральнойЕвразии в XIX–XXI вв. Коллективная монография. Отв. ред. и сост.
А.К. Аликберов и И.С. Савин. М.: ИВ РАН,2020 [в печати].147проведения реформы Российской академии наук» («Востоковедческие подходы кразработке отдельных аспектов методологии исторической науки»), Звенигород,22–24 сентября 2014 г.Методологические аспекты темы, связанные с ролью коммуникации втрансформации обществ, апробированы автором на исламоведческом материалекак исторического, так и современного развития народов Центральной Азии иЮжногоКавказа1.религиозных,Современныеэтнокультурныхипроблемыиныхполитических,коммуникацийсоциальных,затрагивалисьнаМеждународной конференции «Globalisation and Eurasia: Changesand Challenges»,организованной Центром изучения Центральной Азии и Кавказа Кашмирскогоуниверситета («Conflict Potential of Modernization Processes in Muslim Societies»),Шринагар (Индия), 18–21 октября 2011 г.; Международном семинаре «Post-SovietStates: Two Decades of Transition & Transformation», организованном Центроммеждународных исследований Университета им.
Дж. Неру («Some Problems ofTransformation in Post-Soviet Space»), Дели (Индия), 1–3 ноября 2011 г.2; VIIсъезде лидеров мировых и традиционных религий («Есть ли альтернативамультикультурализму?»), Астана, 28 мая – 1 июня 2012 г.; Международнойконференции «Muslims and East / West» («Contemporary Islam: Fitna orReformation?»), Оттава (Канада), 2–4 ноября 2012 г. Специальное исследование натему «Religion und Transformation in Zentralasien und Südkaukasus» былоопубликовано на немецком языке в 2014 г. в соавторстве с Арне Зайфертом3.Проблемы общественных трансформаций затрагивались и в сборнике статей,опубликованном в совместной редакции А.К.
Аликберова и И.Д. Звягельской(2013 г.)4. Предмет академического исламоведения, а также его место в системеАликберов А.К. Роль ислама в трансформации местных обществ: методологический аспект // Трансформацияцентральноазиатских обществ и региональная безопасность. Ред. Т.М. Мастюгина, Л.С. Перепелкин. М.: Центрстратегических и политических исследований, Фонд Розы Люксембург, 2005.
С. 66– 81.2Alikberov A.K. The Russian Perspective of Post-Soviet Transformation: Some Dimentions and Problems // Post-SovietStates. Two Decades of Transition & Transformation. Editors Ajay Patnaik and Tulsiram. New Delhi, 2012. P. 51–58.3Alikberov, Alikber; Seifert, Arne C.
Religion und Transformation in Zentralasien und Südkaukasus. RLS–Papers.Berlin, 2014. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rosalux.de/fileadmin/rls _uploads/pdfs/rls_papers/RLS–Papers_Religion_Kaukasus.pdf4Трансформация и конфликты в Центральной Азии и на Кавказе / отв. ред.: Аликбер Аликберов, ИринаЗвягельская. М.: ИВРАН, 2013.148гуманитарного знания, обоснованы в научном сборнике «Ars Islamica»,вышедшем в 2016 г. под редакцией М.Б. Пиотровского и А.К.Аликберова1.Прикладные аспекты темы с помощью символически генерализированныхсредств коммуникации апробировались во время проведения серии встречДартмутской конференции по Нагорному Карабаху (Снегири, 2008–2009 гг.),заседаний Рабочей группы Дартмутской конференции (Валдай, 2010 г.,Вашингтон, 2011 г., Валдай, 2012, Екатеринбург, 2012 г., Вашингтон, 2013 г.,Портланд, 2014 г.).
Результаты сравнительного изучения Южного Кавказа,ЦентральнойАзиииКаспийско-Черноморскогоколлективноймонографии«RussiainaрегионаPolycentricобобщеныWorld»(2015вг.)2.Практическую пользу для данного исследования принесли дискуссии в научных иэкспертных советах, в которых состоит диссертант: Научном совете РАН покомплексным проблемам востоковедения, Научном совете РАН по комплекснымпроблемам этничности и межнациональных отношений и Экспертной комиссииФедерального агентства по делам национальностей РФ.Непосредственныерезультатыдиссертационногоисследованиябылиапробированы на XI конференции российских арабистов («Кросскультурныйметод универсальных языковых эквивалентов в востоковедении», Москва, ИВРАН, 27–29 ноября 2017 г.; Всероссийской научной конференции «Этнополитикав современной России: актуальные проблемы и решения» («Использованиекросскультурного метода в изучении этнополитических процессов»), МГУ имениМ.В.
Ломоносова, Москва, 11 апреля 2018 г.; Общем собрании Отделенияисторико-филологическихнаукРАН,Научнойсессии«Стратегическиенаправления развития гуманитарных наук» в докладе «Востоковедение ипроблемы макротеоретических подходов к гуманитарным наукам», 12 ноября2018 г.; Ученом совете Института востоковедения РАН в докладе «ОсновыАликберов А.К. Российское исламоведение, его предмет и место в системе гуманитарных знаний (По следамодной научной дискуссии) // Ars Islamica.
В честь Станислава Михайловича Прозорова / сост. и отв. ред. М.Б.Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука – Вост. лит-ра, 2016. C. 51–76.2Abashin S., Alikberov A., Naumkin V., Skakov A. The Southern Vector (the Southern Caucasus, Central Asia, theCaspian–Black Sea Region, and the Greater Middle East // Russia in a Polycentric World. Section 3.2. M.: IMEMO, 2015.P.
407–419.149системно-коммуникационного подхода к изучению истории Востока», 23 января2019 г. Доклад «Преимущества системно-коммуникационного подхода кизучению новейшей и цифровой истории» был представлен на Международнойконференции «Актуальные проблемы истории Центральной Азии: теория иметодология исследований», организованной Фондом Конрада Аденауэра (Исыккуль, 25 июня 2019 г.).По теме диссертационного исследования опубликовано свыше трехдесятков научных работ: 2 индивидуальные монографии1, одна коллективнаямонография2, два сборника статей, один из которых содержит материалы поиспользованию цифровых методов в востоковедении3, а второй посвящен теориии методологии истории4. Из 20 научных публикаций по теме диссертации вреферируемых журналах ВАК 8 статей опубликовано в журналах Web of Scienceи Scopus.