Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 8

PDF-файл Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 8 История (55985): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока) - PDF, страница 8 (55985) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

См.: George, Frankl. TheUnknown Self. London: Open Gate Press, 1990. P. 36.1Хабермас Юрген. Проблема легитимизации позднего капитализма / пер. с нем. Л.В. Воропай; под общ. ред. ивступ. ст. О.В. Кильдюшова; примеч. и указ. Т.А. Дмитриева.

М.: Праксис, 2010. С. 14.2Аликберов А.К. Общество и религия в фокусе истории. Казань: Из-во Казан. ун-та, 2018. С. 76–89.32референции. В данной работе дискурс понимается не только как идеологическаяориентация, выраженная в тексте и выявляемая на основе изучения контекста, нои как результат, прямое следствие коммуникативного действия1.Цифровой след (англ. Digital footprint) – совокупность метаданных, куков(cookies) и иной информации обо всех действиях пользователя в цифровомпространстве.

Является важнейшим источником для анализа поведения ипредпочтений современного человека, а через него, посредством анализа«больших данных» – различных социальных групп.Другие ключевые понятия либо даются в соответствии со значениями втеории социальных систем Лумана (смысл, время, событие, элемент, отношение,комплексность, контингентность, процесс, система, системная референция,самореференция, самоописание, рефлексия, взаимопроникновение, дистинкция,или различение, интеракция, или взаимодействие, и др.)2, либо определяютсяпосредством их соотношения друг с другом, а в случае необходимостиоговариваются отдельно. Базовые принципы использования терминологическогокатегориальногоаппарата,уменьшающиестепеньнеопределенностииполисемии, сформулированы в ходе обоснования метода кросскультурногоанализа универсальных языковых эквивалентов.Научная новизна исследования.

Системно-коммуникационный подход неограничивается всего лишь содержательной адаптацией известных социальных(коммуникативных) теорий к системному историческому познанию Востока.Исходя из реальных потребностей востоковедческой науки, познавательные идеии концепции западноевропейских (прежде всего, Ю. Хабермаса и Н. Лумана) иотечественных теоретиков были существенно переосмыслены на совершенноновыхтеоретико-методологических(системных,гносеологических,эпистемологических и социологических) основаниях, раскрытых в главе 2.Ван Дейк, Теун А.

Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.; сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова;вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. Подробный анализ дискурса в различных моделяхнаучного познания дал А.В. Лубский, см.: Лубский А.В. Неоклассическая модель исторического исследования. С.223–224.2Луман Никлас. Социальные системы: очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред.

Н.А. Головина.СПб.: Наука, 2007. С. 19–20.133Предлагаемый в диссертации подход позволяет рассматривать факты и событияпрошлого через систему мышления (сознания) и психологии конкретногоисторического Ego, жившего в определенное время и в определенных условиях,который находится в центре своих собственных коммуникативных связей иотношений(отсюда–принциптранссубъектности,впервыесистемноразвернутый в данной работе). Действия этого исторического Ego анализируютсяв отдельных аспектах (измерениях) истории, прежде всего – общественном,политическом, этническом и религиозном, в наибольшей степени определяющимидентичность человека в мусульманских обществах (отсюда – системнаятрактовка многомерности истории).Раскрывая новизну системно-коммуникационного подхода, необходимосоотнести его с основными источниками исследования – коммуникативнымиподходами к изучению истории, разработанными на уровне теории и методологииЮ.

Хабермасом и Н. Луманом, указав на их основные отличия от нового подхода.1. В современных социальных науках существует тенденция, признающаякоммуникативные подходы Хабермаса и Лумана в качестве универсальныхметатеорий. Системно-коммуникационный подход является инструментальнымв том смысле, что он адаптирован к потребностям изучения коммуникативных иинформационных аспектов истории Востока 1. При наличии необходимых условий(прежде всего, достаточной источниковедческой базы), концептуальные схемыданного подхода могут быть использованы и для изучения традиционной(нецифровой) истории, но лишь в качестве интерпретативных моделей.2. У Лумана общество не состоит ни из групп, ни из личностей (Ego илиAlter), но абсолютно и исключительно – из коммуникаций. Люди это просто«участники», т.е.

посредники, через которых одни коммуникации (элементы исубстрат общества) связываются с другими коммуникациями, «подсоединяются»друг к другу. Такой абстрактный, отчужденный от человека макротеоретическийподход позволяет теории Лумана претендовать на роль метатеории, однако1McCrank, Lawrence J. Historical Information Science: An Emerging Unidiscipline. Medford, NJ: Information TodayPress, 2002. P.

4–7.34существенно сужает ее возможности исследовать микроисторию в масштабе«жизненногомира»информационногоконкретногомоделированиячеловека.Благодарякоммуникативныхсвоемусистемметодусистемно-коммуникативный подход в существенной мере преодолевает эту проблему.3. Коммуникативный подход к истории Ю. Хабермаса опирается нафилософию и диалектику, а системно-коммуникационный подход заменяетдиалектические связи и отношения в системном историческом познаниикоммуникативными, допускающими предметный анализ и верификацию егорезультатов.4. В допополнение к феноменологическому принципу интерсубъективности(поХабермасу,«социальныйжизненныймир»человекаосваивается«интерсубъективно», во взаимодействии людей) диссертант предлагает принциптранссубъектности, который лег в основу нового подхода (человеческоевосприятие в коммуникации транссубъективно). Принцип транссубъектностипозволяет смотреть на события прошлого через систему представленийконкретного исторического Ego, на основе самоописаний субъектов действия.Тем самым уменьшается коэффициент искажения картины прошлого со стороныисторика, повышается степень объективности исторического исследования.5.

Новизна нового подхода в значительной степени связана с методомсистемно-логической верификации, апробированным в истории Востока ивосточном источниковедении. Метод представляет собой адаптацию логикиразличения, на которую опирался Луман, к системному анализу аспектов истории,с учетом особых теоретических условий их использования, которых нет у Лумана:наличиеминформационнойсреды ипрограммных средств,различениемобщественных, политических, этнических, религиозных коммуникаций (у Луманавсе они общественные).6.Хабермасстроилсвоютеориюнаосновебихевиоризма/постбихевиоризма и символического интеракционизма. Поэтому коммуникация у35Хабермаса представляется как феномен языка, а не как система, как у Лумана 1.Бихевиоризм с его креном в сторону «психологизации» коммуникации,рассматриваемой как межличностная интеракция, необходим для включенияличности (вместе с бихевиористским пониманием психической реальности) всистему социокультуры, как того требует социокультурный подход (Сорокин,Хабермас).

Идеи символического интеракционизма, прежде всего взгляд Г.Блумера на общество как символическую коммуникативную интеракцию2, сотдельным выделением социального (=коммуникативного) акта3, получили своеразвитие в системно-коммуникационном подходе.7. Системно-коммуникационный подход изучает историю человечествачерез взаимосвязи и взаимозависимость ее различных аспектов: общественнойистории, политической истории, этнической истории, экономической истории,религиозной истории, культурной истории и т.д. Тем самым он решает одну изключевых проблем коммуникативных подходов, допуская, что объектомисторического исследования могут быть не только общества, но и конкретныелюди, экономические структуры, государства, этносы, религии и культуры, т.е.все, что связано с человеческими коммуникациями.8. В качестве отдельных систем рассматриваются системные проявлениясоциальности в отдельно взятых аспектах истории, это важно для болееэффективногоиспользованиявозможностейметодасистемно-логической(межлинейной) верификации.9.

Теория коммуникативного действия Хабермаса использует понятийныйаппарат критической теории, а коммуникативная теория Лумана – терминологиюобщейтеориисистем.Посколькувостоковедениетребуетпониманияуниверсальных социальных феноменов в различных культурах, предлагаемыйсистемно-коммуникационный подход, будучи информационным, предлагаеткросскультурный метод универсальных языковых эквивалентов, углубляющийЛуман Никлас. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии.

СПб.:Петрополис, 1994. С. 43–54.2Blumer, Herbert. Symbolic Interactionism. P. 78.3Ibid. P. 90.136познавательные возможности коммуникативных теорий. Метод артикулируетразличия между объемом понятия и его семантическим ядром, с помощьюкоторого выявляется семантический эквивалент, общий и взаимопонимаемый вразныхкультурах.Крометого,онуказываетнапутипреодоленияполисемантичности, неопределенности и размытости абстрактных понятий,искаженийпонятийногоаппаратаиз-затеоретических(концептуальных),национальных, религиозных и иных коннотаций, а также заменяет декларативныепонятия категориальными, основанными на четких критериях.Посравнениюсдругимикоммуникативнымиметодаминовыйинтегративный подход к изучению истории Востока и восточных обществотличается следующими характерными особенностями:1.

Особое гуманитарное измерение. Существующие коммуникативныеподходы в социальной философии и истории выступают как альтернативычеловекоцентричности. В научной литературе отмечается, что «подходыХабермаса и Лумана не сводятся к какой-то единой теории коммуникации. Тем неменее, они едины в стремлении создать европейский проект расставания ссубъектцентрированным разумом и метафизикой целерациональности, присущейбольшинству социальных теорий»1. Человек, по Луману, из общества исключен.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее