Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Широко известный компаративный подход сравнивает историческиеявления и культуры между собой, неизбежно порождая тем самым дискурсы,оценки и противопоставления более развитых и прогрессивных с менее41развитыми («отсталыми»): восточные культуры оцениваются не сами по себе, а вих противопоставлении с европейскими культурами.
Такой поход совершеннонеприемлем для восточных и особенно – мусульманских обществ, до сих порпереживающих болезненные комплексы «Другого» и предрассудки ориентализма(по Э. Саиду). Противоположную крайность представляет некритическийкультурный релятивизм, оправдывающий практически любые архаические ибесчеловечные проявления культуры их правом на самобытность. Компаративнаяистория во многом преодолевает эту проблему, сравнивая реальные явления вистории с их реально-типическими конструктами.
Системно-коммуникационныйподход идет еще дальше, сравнивая каждое историческое явление, которое можнопредставить в виде системы или модели, с его идеально-типическим конструктом,и добивается гораздо более объективной картины – все реальные явления одногосистемного порядка (и стадиальной градации) в разных культурах сопоставляютсяс теоретической моделью той же системы.9.Висторическомпознаниисохраняетсяпроблемапроизвольных(субъективных) интерпретаций, а также искажений, связанных с объяснениемпроцессовмежкультурнойкоммуникации,когдаязыкоднойкультурыиспользуется для описания другой. В востоковедении проблемы подобного рода внекоторой степени могут быть преодолены с помощью кросскультурного методауниверсальных языковых эквивалентов.10.
Решение проблемы противоречивости дискурсов и перспектив на одно ито же событие со стороны носителей разных культур и научных школ (преждевсего, западных, российских и восточных) может быть достигнуто не только наоснове методологии перекрестной истории М. Вернера и Б. Циммерман, но и вглобальной системе информационной истории, «всеобъемлющем историческомархиве», с помощью формализации научной информации, подразумевающейразделение фактов (артефактов) от их интерпретаций, первичных интерпретаций– от вторичных и т.д., а также представление этого формализованного знания вединой информационной базеданныхв видевзаимосвязанных единицинформации c перекрестными ссылками.42Теоретическаязначимостьработыобусловленапознавательнымпотенциалом представленных в ней концептуальных схем и объяснительныхмоделей, а также возможностями использования системно-коммуникационногоподхода в качестве аналитической платформы для разработки перспективныхцифровых методов и программных инструментов для изучения истории икультуры народов Востока в целом и мусульманских обществ в частности.Практическая значимость результатов исследования выражается вподготовке и начале реализации конкретных практикоориентированных научныхпроектов, целью которых является внедрение новых исследовательских практик иинформационно-коммуникационных технологий в разные области (исторические,лингвистические, социологические, антропологические, религиоведческие и др.)востоковедческих и исламоведческих исследований.
В их числе: 1) созданиенового направления научно-исследовательских работ в ИВ РАН по теме:«Проблемы теории и методологии истории Востока: информационные икоммуникационные аспекты», включение этой темы в план НИР на 2019–2021 гг.;2) создание проекта Лаборатории комплексных цифровых технологий Институтавостоковедения РАН, а также уточнение плана ее исследований, в том числе вобласти разработки цифровых методов и программных продуктов, повышающихпроизводительность труда в востоковедении; 3) участие в проектах, связанных сизучением коммуникативных аспектов истории Востока (динамики развитиясетей морских коммуникаций в Сирии и Северном Причерноморье с древности доXII в. и др.); 4) учреждение открытого международного электронного журнала«Testis Temporum.
History & Humanities in the Digital Era» с привлечением рядаведущих ученых с мировым именем в этой области знания1; 5) организация ипроведение серии межинститутских научно-практических семинаров «Проблемытеории и методологии истории: информационные и коммуникационные аспекты»на базе ИВ РАН для обсуждения общетеоретических и прикладных проблеммеждисциплинарных областей входящих в состав востоковедения научных1См.: Testis Temporum: History & Humanities in the Digital Era // [URL] www.ttemp.org.43дисциплин – истории, социологии, политологии, философии, религиоведения,культурологии и др.Наосновеиспользованияпринциповиметодовсистемно-коммуникационного подхода был выдвинут ряд новых исторических гипотез поистории Кавказской Албании, Хазарского каганата, кавказских владенийАрабского халифата, предложены новые интерпретации по истории Востока.
Этигипотезы и интерпртации нашли свое отражение в публикаиях диссертанта.Методы системно-коммуникационного анализа, предназначенные длясистемного анализа сложных механизмов действия общественных, политических,этнических и религиозных коммуникаций, могут быть полезны не только дляисториков,ноисоциологов,политологов,антропологов,религиоведов,культурологов и других исследователей, имеющих дело с междисциплинарнойпроблематикой, а также для специалистов, работающих в области цифровойистории и цифровых гуманитарных наук.Верификациятеоретическихположений.Первичнаяпроверкарелевантности теоретических выводов и заключений осуществлялась путемсопоставления данных и их критического анализа, которые приводятсясоперничающими теориями по отношению друг к другу. Понятно, что в структуренаучного знания не может быть эмпирических утверждений, свободных от какойбы то ни было теоретической интерпретации, поэтому более предметнаяверификацияосуществляласьнадвухуровнях:непосредственном(эмпирическом), заключающемся в прямой проверке фактических данных наосновеписьменныхисточникови/илиматериальныхсвидетельств,иопосредованном (теоретическом), в котором устанавливались и семантическиеэквиваленты исследуемых понятий в разных культурах и языках (прежде всего, варабском как языке Корана, и русском), а также логические отношения междунепосредственноверифицируемымиикосвенноверифицируемымиутверждениями.
Это стало возможным благодаря методу системно-логическойверификации, который является частью системно-коммуникационного подхода.44Метод позволяет учитывать не только линейную, но и межлинейную (в разныхаспектах истории) непротиворечивость фактов и рассуждений.Апробация результатов исследования. Важнейшие положения системнокоммуникационного подхода формировались на основе фактического материалапо истории Кавказской Албании, Арабского халифата, Хазарского каганата,ЦентральнойАзии.Поэтомудиссертациираскрываютбольшинствопубликацийавторапознавательныйпотенциалэтогопотемеподходапреимущественно на эмпирическом материале востоковедения.Апробация методов и приемов системно-коммуникационного подхода кизучению истории в публикациях диссертанта затронула следующие важныепроблемы: периодизацию истории на основе информационных критериев1,классификацию исторических типов политической культуры на основе системнокоммуникационного подхода2, мифологизацию образов исторических персонажейв религиозной традиции, обусловленную политическими интересами власти3,обоснование метода системно-логической верификации результатов системногоисторического познания4, анализ принципа транссубъективности в историческойметодологии Н.
Лумана5, кросскультурный анализ ранних форм государственныхобразований6, взгляд на нацию-государство как на территориальное измерениенации-народа на основе универсальных языковых эквивалентов7, системнокоммуникационныйанализисторических формнационализма8,проблемыАликберов А.К. К вопросу о периодизации истории в парадигме информационного подхода // Вестник РУДН.Серия «Всеобщая история».
Т. 10. № 1. 2018. С. 7–16.2Аликберов А.К. К изучению политического аспекта истории. Классификация исторических типовполитической культуры на основе системно-коммуникационного подхода // Электронный научно-образовательныйжурнал «История». Том 10. Выпуск 7 (81).
2019.3Alikberov, Alikber. History and Legend: Mythologizing the Image of a Saint in Islamic Tradition (The Case of Ibrāhīmb. Adham) // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol. 23. No. 1. June 2017. P.3–9.4Аликберов А.К. Системная логика как инструмент системного подхода к истории. С. 15–25.5Аликберов А.К. Принцип транссубъективности в исторической методологии Лумана // Вестник РУДН.
Серия«Всеобщая история». 2019. Т. 11. № 2. С. 172–178.6Аликберов А.К. «Земля» как территориальное государство: кросскультурный анализ ранних формгосударственных образований // Восток (Oriens). № 1. 2019. С. 24–38.7Аликберов А.К. Нация-государство как территориальное измерение нации-народа: опыт кросскультурногоанализа // Электронный научно-образовательный журнал «История». Том 9. Выпуск 8 (72).
Ред.: Мирзеханов В.С.,Ларин А.Б., Ковалев М.В. Империи и нации-государства Нового и новейшего времени: власть, общество,идентичность. Дата публикации 28.09.2018.2018.DOI: 10.18254/S0002468-3-1.8Аликберов А.К. Исторические формы национализма в системно-коммуникационном анализе // Вопросыистории. № 9. 2019. С. 11–23.145формирования российской идентичности в культурно-сложных обществахСеверного Кавказа1, постановка проблемы системной классификации религий2,изучение индивидуального аспекта социальных функций религии3, исследованиеисторической роли коммуникации в религиозной метаморфозе инаковости4,информационно-коммуникативный взгляд на проблему строительства российскоймодели ислама5, изучение суфийских тарикатов на Кавказе в контекстеэтнорелигиозной коммуникации6 и др.Некоторые базовые идеи диссертационной работы зародились в 1992–2003гг.
в ходе работы над монографией «Эпоха классического ислама на Кавказе», вкоторой один из разделов был посвящен методологическим основам изученияконфессиональных процессов7. Специальное изучение проблем взаимодействияобщества, религии и государства продолжилось в 2006–2008 гг. в рамках проекта«Власть и общество на Северном Кавказе» (руководитель – А.К. Аликберов)Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Власть иобщество в истории»8.Завершающий этап работы над настоящей диссертацией совпал по временисработойнадакадемическимипроектами:«Сравнительно-историческоеизмерение евразийского наследия (общество, власть и религия в ЦентральнойАзии и на Кавказе в XIX–XXI вв.)» Программы фундаментальных исследованийАликберов А.