Диссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения), страница 12

PDF-файл Диссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения), страница 12 Философия (55977): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения) - PDF, страница 12 (55977) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения". PDF-файл из архива "Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Vorwort // Thomasius Chr. Introductio ad philosophiam aulicam. S. XI-XII.94Thomasius Chr. Discours von der Nachahmung der Franzosen. Leipzig, 1687.95См.: Schröder P. Christian Thomasius zur Einführung. S. 7, 9, 159.96О влиянии дискуссии об истоках происхождения властных полномочий светских правителей на изгнаниеТомазия из Лейпцига см.: Grunert F. Zur aufgeklärten Kritik am theokratischen Absolutismus. Der Streit zwischen Hector Gottfried Masius und Christian Thomasius über Ursprung und Begründung der summa potestas //Christian Thomasius (1655-1728). Neue Forschungen im Kontxt der Frühaugklärung / Hrsg.

von F. Vollhardt. S.51-77. О влиянии на изгнание Томазия из Лейпцига споров вокруг издаваемого им ежемесячника см.: Jaumann H. Vorwort. S. XXIII-XXXII.97См.: Kaufmann M. Die Rolle des Decorum in der Ethik des Christian Thomasius // Jahrbuch für Recht und Ethik.Annual Review of Law and Ethics, 2000. Vol. 8. P. 233.38сделался критиком других и стремился изменить все общество98.

Все этопривело его к разочарованию в силах человеческого духа и к уверенности,что в деле морального развития надеяться можно лишь на Бога, но никак нена естественные силы человека99. Эта уверенность в необходимости духовного обновления осталась с Томазием до конца его жизни. И именно второйпериод его творчества представляет с философской точки зрения для наснаибольший интерес, хотя многие идеи, высказываемые в работах позднегопериода, сохраняют явную преемственность с взглядами раннего периода100,что нередко делает проблематичным установление четкой хронологическойпоследовательности становления и развития философского учения Томазия.1.1.

Учение о моралиОсновы морального учения Хр. Томазия были четко сформулированы вдвух его работах – «Об искусстве любить разумно и добродетельно, или Вве-98Этому Томазий посвящает отдельную работу: Thomasius Chr. Lection an sich selbst. Halle, 1694.О значимости этого духовного кризиса для Томазия, а также о сомнительности его отвращения от своихстрастей см.: Schneiders W. Vernunft und Freiheit. Christian Thomasius als Aufklärer.

S. 5-6. Вундт объяснялэтот переворот достаточно просто – влиянием со стороны пиетиста Франке, которого Томазий выбрал себе висповедники (см.: Wundt M. Die deutsche Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklärung. Tübingen, 1945. S. 5052). Впрочем, далеко не все исследователи сводят сложность изучения взглядов Томазия к сложности выявления границы между ранним и поздним периодом его творчества. Так, например, Х. Драйцель указывает нанепостоянство взглядов Томазия (даже в рамках одного и того же периода) как на одну из основных сложностей изучения взглядов этого мыслителя. Другой, не менее значимой проблемой, по его мнению, оказывается объемность его наследия, сопрягающаяся с проблемой установления аутентичности значительной егочасти (см.: Dreitzel H.

Christliche Aufklärung durch fürstlichen Absolutismus. Thomasius und die Destruktion desfrühneuzeitlichen Konfessionsstaates. S. 20-21).100Прежде всего, это касается идеи необходимости отделения церкви от государства и идеи подчиненностирассудка воле, которые отчетливо высказывались Томазием уже в его работе «Institutiones jurisprudentiaedivinae» (1688). В связи с этим мне кажется, что более уместным было бы рассматривать в качестве коренного перелома в творчестве Томазия именно год выхода в свет этой работы, а не сам факт духовного кризиса, постигшего Томазия несколько позже.

Сам же факт духовного кризиса, связанного с острым переживанием греховности не столько своих поступков, сколько своих волевых устремлений, пронизанных тщеславными амбициями, который и привел Томазия к утверждению принципиальной неспособности человека побороть свою ущербность и греховность без Божьей помощи, стал в свою очередь возможен только благодаря этому уже свершившемуся перевороту его взглядов на природу взаимодействия воли и рассудка. Толькопо причине того, что не рассудок контролирует волю, а воля полностью направляет рассудок, положениелюдей столь печально, так как в распоряжении человека не остается никаких естественных средств борьбы спорочными наклонностями воли, а следовательно, уповать остается только на средства сверхъестественные,т.е.

Бога. Высказывается в ранних работах Томазия и мысль об отличии правового регулирования от регулирования поведения по любви (см.: Dreitzel H. Christliche Aufklärung durch fürstlichen Absolutismus. Thomasiusund die Destruktion des frühneuzeitlichen Konfessionsstaates. S. 27), в чем В. Шнайдерс усматривает основу дляпоследующего кантовского разделения на легальное и моральное (см.: Schneiders W. Vorwort // ThomasiusChr. Einleitung zur Sittenlehre. S. IX-X), полагая, что именно эта томазианская традиция (а вовсе не вольфианское разеление на совершенные и несовершенные обязанности) оказала решающее влияние на последующее развитие естественно-правовых учений в Германии (см.: op.

cit. S. XI).9939дение в учение о нравах» (1692)101 и «О лекарстве от неразумной любви и онеобходимых для этого познаниях себя самих, или Практика учения о нравах» (1696)102. Эти две работы органично складывающихся в единое целое –учение о нравах. При этом Томазий продвигается в своем исследованиипредметов морали последовательно и планомерно.

В первой работе он выявляет основные принципы добродетельного поведения, проясняя все связанные с этим понятия и дефиниции. Во второй переходит к рассмотрению возможностей применения этого всего на практике, т.е. в обыденной повседневной жизни людей. И уже в одном этом подходе мы усматриваем две тесносвязанные друг с другом и в полной мере проявляющиеся в философии Томазия черты Просвещения.

С одной стороны, мыслители обращают свои силы на возвышение человеческого разума (рассудка)103, полагая, что толькоправильное использование этой величайшей человеческой способности мо101Здесь будет цитироваться по изданию: Thomasius Chr. Von der Kunst vernünftig und tugendhaft zu lieben, alsdem einzigen Mittel zu einem glückseligen, galanten und vergnügten Leben zu gelangen, oder: Einleitung der Sitten-Lehre (ESL). Halle, 1726.102Здесь будет цитироваться по изданию: Thomasius Chr. Von der Artzeney wider die unvernünftige Liebe, undder zuvor nöthigen Erkäntniß Sein Selbst.

Oder: Ausübung der Sitten-Lehre (ASL). Halle, 1726.103Отчетливое разделение на разум и рассудок как на две разные познавательные способности человека ивыстраивание их в такой иерархической последовательности, что разум из них двоих оказывается высшейспособностью, следует, по всей видимости, возводить к Канту. До Канта эти термины хотя и различались,однако это различие не было столь четким и вполне допускало синонимичное словоупотребление. В частности, именно так эти два слова употребляет Томазий, не проводя четкого различия этих способностей, в томчисле и по функциям. Если для Канта рассудок был способностью судить, а разум – способностью умозаключать, а для Вольфа рассудок – это «способность отчетливо представлять возможное» (см.: Wolff Chr.

Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt (DM). Halle,1747. § 277. S. 153; Вольф Хр. Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще(НМ) // Христиан Вольф и философия в России / Под ред. В.

А. Жучкова. СПб., 2001. С. 264), тогда как разум – это «понимание или усмотрение связи истин» (см.: DM. § 368. S. 224; НМ. С. 269), то Томазий подразумом, так же как и под рассудком, понимает «все мысли вообще» (EVL. S. 34, 13) и приписывает рассудку функцию как выносить суждения о том, что есть истинное или ложное, благое или злое (см.: EVL. S. 2),так и открывать новые истины, выводить их из ранее известных и с пользой их применять (см.: EVL. S. 4).Кроме того, в эпоху раннего Просвещения даже если различие между понятиями Vernunft (разум) и Verstand(рассудок) и проводилось, то нередко таким образом, что высшей способностью оказывался скорее Verstand,чем Vernunft, и именно первый наделялся определенным духовным значением (см.: Schneiders W.

Vernunftund Freiheit. Christian Thomasius als Aufklärer. S. 9). Если принять это во внимание, становится гораздо понятнее, почему Бог наделялся волей и рассудком (Verstand), вместо более привычного нам сегодня разума, инередко именовался «рассудительным» (verständiges) существом, а не разумным (см.: Klebsabel G. R. Katechismus der christkatholischen Religion.

Bamberg, 1812. S. 13; Katechesen für die Elementar-Schüler nach demLeitfaden des Kathehismus der Erzdiözese. Bamberg, 1834. Tl. 1. S. 55; Caspar E. Christliches Hausbuch, oder dasgroße Leben Christi. Augsburg, 1841. Tl. 1. S. 2 и др.). По всей видимости возводить эту традицию следует кбиблейскому переводу Лютера. Так, «разумное сердце» (3 Царств 3:12), которым наделяет своего раба Бог,переводится Лютером на немецкий язык, как „verständiges Herz“ (1. Könige 3.12.

Ср.: Sprüche 18.15, 28.7).Отголоски этой традиции мы находим в изобилии и у Канта (см.: Kant I. Die einzig mögliche Beweisgrund zueiner Demonstration des Daseins Gottes. A 40; Т. 1. С. 412-413; Kant I. Vorlesungen über die philosophische Religionslehre [V-Phil-Th/Pölitz] / Hrsg. von K. Beyer.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее