Диссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов". PDF-файл из архива "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиЦАО СЮЭМЭЙМИФОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ КИТАЯ И КИТАЙЦЕВ В РУССКОЙ ПРОЗЕ1920-Х ГОДОВСпециальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорДефье Олег ВикторовичМосква – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3-11ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................
12-138ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МИФА О КИТАЕ ИКИТАЙЦАХ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ...................................................... 12-641.1. Теоретические подходы к изучению образа «другого» и возможностям егомифологизации ................................................................................................... 12-291.2. Интуиция «китайского ума» как мотивный источник для мифологизации ипоявления мифологических образов ................................................................. 29-501.3.
Мифотворческие мотивы и приемы создания мифа о Китае и китайцах врусской литературе ............................................................................................. 50-62ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ......................................................................................
62-64ГЛАВА 2. МИФ О «КРАСНОМ» КИТАЙЦЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920Х ГОДОВ............................................................................................................... 65-992.1. Мотив интернационального братства в повести Вс. Иванова «Бронепоезд 1469» ....................................................................................................................... 67-892.2.
Мотив инфернального зла в рассказах И. Бабеля «Ходя» и М. Булгакова«Китайская история».......................................................................................... 89-98ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ...................................................................................... 98-99ГЛАВА3.«КИТАЙСКИЕМАСКИ»ВЕВРАЗИЙСКОММИФЕО«ВОСТОЧНОМ ПУТИ» РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б.
ПИЛЬНЯКА И М.ЦВЕТАЕВОЙ ................................................................................................... 100-1383.1. «Китайский лик» России в творчестве Б. Пильняка .............................. 101-1283.2. Евразийская интуиция «русского китайца» в рассказе М. Цветаевой «Китаец».........................................................................................................................
129-136ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 .................................................................................. 136-138ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 139-143СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................. 144-1633ВВЕДЕНИЕОбразное освоение Китая и китайского национального характера происходитв русской литературе более двух столетий. Внимание к китайской тематикеусилилось в петровскую эпоху и под европейским влиянием еще более возросло вконце XVIII века.
В творчестве М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира, Н. И. Новикова,А. Н. Радищева, Г. Р. Державина и, не в последнюю очередь, Екатерины II возникобраз «просвещенного Китая», где с уважением и восторгом говорилось окитайских культурных завоеваниях в области философии, искусства и науки. В XIXвеке этот образ расширялся и получил разнообразную трактовку практически у всехписателей-классиков. Китайская тема прочно заняла свое место в русскомкультурном и художественном сознании и выразилась в ряде устойчивыхобщественных и литературных стереотипах, которые использовались литературойв качестве фактических или условных фабул для творческого мифологизирования.В результате многократных творческих переосмыслений и интерпретаций образыКитаяикитайцевприобрелисвойствалитературно-художественныхмифологических конструкций, которые на разных этапах культурного развитияпривлекалисьрусскимивнутриобщественныеписателямипроблемыидлявыраженияполитическиесвоихвзглядовотношенияРоссиинасцивилизациями Востока и Китая.«Европейскоевосприятие»Китаясталопостепенноменятьсянанациональное в начале ХХ века, когда русская литература обнаружила стремлениек самостоятельной точке зрения.
Существенную актуализацию образы Китая икитайцев получили в контексте революционных событий 1920-х годов, которыерезко обострили восприятие темы, вызвав полярную эмоциональную реакцию напривычных по прежней жизни мирных китайцев-«ходей» и предоставив тем самымновый и богатый материал для их мифологизации. Разнообразные точки зрения научастие и роль китайцев в революционных событиях как России, так и в Китае сдраматическимличнымсопереживаниемотразились в произведениях В.Маяковского, В.
Уткина, Н. Асеева, М. Светлова, Д. Бедного, Б. Пильняка, И. Бабеля,4М. Булгакова, Вс. Иванова, А. Фадеева, А. Платонова, М. Цветаевой и др. В русскойлитературе 1920-х годов возникли новые мифопоэтические версии образовкитайцев, в которых героям отводилась не периферийная, а существенная и дажеглавная роль для эстетических трактовок тех сдвигов и процессов, которыепроисходили в культурном сознании и обществе в целом. В произведениях этогопериода изображение Китая и китайцев давало писателям возможность высказатьличные взгляды и предпочтения по всему спектру проблем, связанным с настоящими будущим.
Начался новый этап образной мифологизации Китая и китайскихмигрантов, где далекий восточный сосед и неприметные «ходи» превращались вовнушительную мифическую силу, от которой зависело будущее России.Наиболее важными исследованиями, связанными с темой диссертации, намибыли выбраны те, которые посвящены рецепции Китая и китайцев в русскойкультуре и литературе: «Пушкин и Китай» М.
П. Алексеева 1 , «Темы и стилиВостока в поэзии Запада» Вяч. Вс. Иванова2, монография китайских ученых ВанЦзечжи и Чэнь Цзяньхуа «Дальние отзвуки – русские писатели и китайскаякультура» 3 , и прежде всего, монография А. В. Лукина «Медведь наблюдает задраконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках»4, в которой подробно раскрытаэволюция образа Китая в русском социальном и культурном сознании,подтверждаемая рядом интересных и убедительных примеров из русскойлитературы. Семантические и символические особенности образов Китая икитайцев в произведениях русских писателей в разное время исследовались вАлексеев М.
П. Пушкин и Китай // Пушкин и мировая литература. Л.: Наука, 1987. С. 314-350.Иванов Вяч. Вс. Темы и стили Востока в поэзии Запада // Восточные мотивы: Стихотворения ипоэмы. М.: Наука, 1985. С. 424-469.3Ван Цзечжи, Чен Цзяньхуа. Дальние отзвуки – русские писатели и китайская культура / ВанЦзечжи, Чен Цзяньхуа. ИньЧуань: Иньчуаньское народное издательство, 2002. 406 с.
汪介之, 陈建华. 遥远的回响: 俄罗斯作家与中国文化. 银川: 宁夏人民出版社, 2002. 共 406 页.4Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках. М.: АСТ:Восток – Запад, 2007. 608 с.125статьях М. Н. Крылова 5, Н. Г. Медведевой6, М. Ю. Никишиной7, Н. А. Панишевой8,К. Ф. Пчелинцевой 9, Е. Ю. Раскиной10, М. Н. Хабибуллиной 11, Лю Ядин 12, ТяньХунминь13, Чжа Сяоянь14, в кандидатской диссертации Ван Лицзю15 и др.Среди работ, в которых исследовалась китайская тема в избранных дляанализа произведениях, можно выделить статьи Г.
Горбачева «Творческие пути Б.Пильняка» 16 , Н. В. Кокориной «Цветообозначения в "Китайской истории" М.Булгакова»17, К. Ф. Пчелинцевой «Китай и китайцы в русской прозе 20-х-30-х годовкак символ всеобщего культурного непонимания»18, И. С. Урюпина «Китайская»Крылов М. Н. Символика Китая в современной русской литературе // Критика и семиотика.2016. № 1.
С. 227-235.6Медведева Н. Г. Образ Китая в русской поэтической традиции (Н. Гумилев, О. Седакова, И.Бродский) // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2008. № 1. С.53-72.7Никишина М. Ю. Образ традиционного Китая в романе В. М. Дорошевича «Му-Сян» //Традиционная культура. 2011. № 2. С. 122-132.8Панишева Н. А.
Художественное пространство Китая в лирике А. Несмелова // ВестникВятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 100-105.9Пчелинцева К. Ф. Образы Китая в русской поэзии и философии XX века. В связи с проблемойРоссия-Залад-Восток // Русский язык за рубежом. 2003. №3. С. 106-112.10Раскина Е. Ю. Образы китайской культуры в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Вятскогогосударственного университета. 2008, Т. 2. № 4. С.
93-97.11Хабибуллина М. Н. «Глаз открывая к Востоку»: Китай в лирике Владимира Кучерявкина //Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2013. № 5. С. 220-226;«Очарованность Китаем»: образ транскультурного будущего в творчестве В. Сорокина //Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления итечения. 2014. № 4.
С. 68-76.12Лю Ядин. Возвращение к стереотипу «страны мудрецов»: использование и воображениерусскими писателями китайской традиционной культуры в последние 30 лет // Исследование оРоссии. 2010. № 5. С. 22-35. 刘亚丁. 回归"哲人之邦"套话 – 近 30 年来俄罗斯作家对中国传统文化的利用与想像. 俄罗斯研究, 2010 年第 5 期, 第 22-35 页.13Тянь Хунминь. Образ Востока в современной русской литературе. На материале произведенийВ.