Диссертация (Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Махотина, Н.Н. Матушкина, М.Г. Синяковой, О.Г. Смоляниновой, О.А. Савельевой, Л.Н. Сухоруковой, А.В. Соловьевой, И.Д. Столбовой, Ю.В. Фролова и др. рассматриваются профессиональныекомпетенции в образовании с разных сторон. Ряд авторов опирается на понятие «предметныекомпетенции», другие оперируют понятиями специальные, предметно-профессиональные, дисциплинарные компетенции. Однако общим является осмысление данного феномена с позицийдеятельностного, личностного, системного подходов для выявления целостных характеристиккачества подготовки специалиста (В.Д. Шадриков).О.Г. Смолянинова, рассматривая компетентностный подход в системе высшего образования,определяет профессиональные компетенции как готовность и способность к профессиональнойдеятельности в нестандартных ситуациях, наличие рефлексии и критической самооценки специалиста [278].Не вызывает сомнения тезис, сформулированный Е.Л.
Грачевой, Л.Н. Сухоруковой о том, что,проектируя компетенции студентов в предметной области, необходимо учитывать вклад той илииной дисциплины в формировании общекультурных и профессиональных компетенций будущегоспециалиста. Следовательно, необходимо не только обеспечить высокий уровень дисциплинарнойкомпетентности студентов в предметной области, но и показать междисциплинарный характердисциплины, ее тесную связь со специальными отраслями профессии [82].Ю.В. Фролов, Д.А.
Махотин рассматриваемые компетенции называют предметно-ориентированными. Ю.В. Фролов, Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова сходятся во мнении относительно необходимости проецировать компетенции выпускника на область предметной подготовки, так какименно предметно-дисциплинарное обучение традиционно реализуется в высшем образовании.В.И. Байденко использует термин академические компетенции в контексте владения методологией и терминологическим аппаратом определенной области знаний во взаимосвязи и осознанииих аксиоматических пределов [19].В.А. Девясилов рассматривает дисциплинарные компетенции как базовые, на формированиекоторых направлены цели предметной образовательной программы, позволяющие определить еевклад в формирование социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профильныхкомпетенций будущего специалиста, как итоговые результаты обучения [89].Н.Н.
Матушкин, И.Д. Столбова под дисциплинарной компетенцией понимают компетенциювыпускника, формируемую в рамках определенной дисциплины [289]. Понятие «дисциплинарнаякомпетенция» закреплено в проектах образовательных стандартов реализации ВПО некоторыхвузов. О.Е. Гаврилова утверждает, что формирование профессиональных компетенций выпускников должно быть ориентировано на требования современного производства [75].Таким образом, профессиональная компетентность будет рассматриваться нами какуниверсальная константа, опирающаяся на устойчивые психологические качества личности, охватывающая широкий практический контекст. Для убедительности нашего тезисауточним следующее: профессиональная компетентность представляет собой интегративное42понятие, включающее в себя готовность выпускника к деятельности в профессиональнойобласти; владение профессиональным знанием; предметно-практический опыт проявления компетентности в творческой деятельности; личностное отношение к культурнымсмыслам и ценностям всечеловеческого понимания мира; регуляцию процесса и результатапроявления компетентности в художественно-проектной деятельности, успешного функционирования в социуме в соотнесенности с личными, социальными и общественнымиценностями субъекта.Рассмотрим профессиональную компетентность дизайнера в контексте анализируемойпроблемы.Отметим отличительные черты национальной системы дизайн-образования, которыезаключаются в специфике художественного и проектного образования.
Как было отмеченонами в §1.1. данная система складывалась десятилетиями, в течение которых сформировалсябазис профессиональных понятий, теоретических конструкций, технологий, отражающихвзаимодействие человека с окружающим миром через призму ментальных установок личности. В связи с этим существует противоречие между системой художественного образования,высшей школой и традициями дизайна «...как особой ценностной социально-художественнойформой познания мира, синтезирующей отражение и преобразование индивидуального и общественного бытия.
В своей мировоззренческой сущности дизайн выступает одним из важнейших концептов придания научно-техническому прогрессу гуманистического и экологическицелесообразного направления» [315]. Таким образом, задачей дизайн-образования являетсяформирование личности, осваивающей богатейший культурный пласт человеческой истории,национальных культурных ценностей российской художественной культуры, художественногообразования. В данном контексте выражение ментальности человека в дизайн объектах отражает образ мышления, духовную настроенность мировосприятия дизайнера.Рассуждения о значимости подготовки студентов позволяют нам с большой долей уверенности говорить о необходимости рассмотрения формирования профессиональной компетентностидизайнера с позиций отыскания универсальных профессиональных констант личности.Как было выяснено нами в §1.1., профессия дизайнера представляет собой особую творческую художественно-проектную деятельность, имеющую общественную значимость, длявыполнения которой необходим набор декларируемых компетенций.
Соответственно, компетентность дизайнера, проявляющаяся в широком практическом контексте основана насубъективности, духовности как проявлении сущности личности дизайнера, развития еготворческого потенциала и познания. Таким образом, формирование компетентности дизайнерадолжно реализовать общую концепцию профессионализма: обучение должно быть подчиненопроцессу саморазвития личности. Данное положение будет обосновано нами во второй главенастоящего исследования.Анализ сущности профессиональных компетенций позволил нам сделать вывод о том, чтопрофессионализм в области дизайна предполагает его сформированность на основе общечеловеческих и национальных культурных ценностей.
Именно фундаментальные ценности российскогоискусства и культуры должны определять смысл деятельности дизайнера, находить проявленияв личностной и социальной значимости профессии (Схема № 2, Рисунок 1.2.1.).43Схема № 2Рис. 1.2.1. Процесс формирования профессиональной компетентностиРассмотрим некоторые позиции ряда ученых в вопросах формирования профессиональныхкомпетенций дизайнера.Структуру и содержание профессиональных компетенций дизайнеров в рамках компетентностного подхода в диссертационных исследованиях рассматривают ученые: И.Р.
Абсалямова,Ю.М. Бундина, Т.П. Васильева, Н.М. Кришталь, А.И. Кулешова, О.В. Кузьмина, С.М. Мурзина,С.А. Муртазина, А.В. Соловьева, Л.М. Тухбатуллина, И.Б. Торшина, В.П. Фалько, и др.И.Р. Абсалямова, раскрывая вопросы формирования профессиональной компетентностибудущего дизайнера, актуализирует взаимосвязь профессионально-эстетической, проектно-технологической, профессионально-коммуникативной, эргономической, правовой, этнокультурнойкомпетенций [2]. С позиций аксиологического подхода Ю.М.
Бундиной уточнено понятие профессиональной компетентности дизайнеров костюма как интегративного качества личности,готового к выполнению профессиональных решений. Это происходит за счет суммы знанийи умений в инженерно-технической и художественной областях, рассматриваемых автором в системе личностных и профессионально-значимых ценностных отношений [57]. Т.П. Васильева,рассматривая вопросы готовности студентов к проектной деятельности, определяет готовность44как положительную мотивацию, специальные знания, умения и опыт проектирования в областикостюма [58].
Компетентностный подход к подготовке дизайнеров, по мнению Н.М. Кришталь,включает в себя методологию проектирования целей образовательного процесса, образовательныхпрограмм и планируемых результатов обучения с ориентацией на узкопрофессиональные и переносимые навыки, социально-личностные умения, сопряженность целей и результатов обученияс требованиями работодателей [158]. А.И. Кулешова, рассматривая профессиональную компетентность графического дизайнера, выявляет ее структурные и функциональные компоненты.Автором конкретизированы признаки проявления профессиональных компетенций на основеиспользования дескрипторов результатов образования: знает, умеет, владеет с позиций таксономииБ.
Блума [160]. О.В. Кузьмина в диссертационном исследовании дает характеристику профессиональной деятельности дизайнера костюма, раскрывает теоретические основы компетентностноймодели с позиций рассмотрения конструкторской готовности как процесса проектирования,доказывает необходимость формирования прикладных квалификаций бакалавров [161]. Вопросы формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнерарассматриваются С.М. Мурзиной в контексте ценностно-ориентированной и коммуникативнойдеятельности.
В исследовании раскрывается роль эмоционально-коммуникативного и личностногоаспектов, способствующих выявлению творческого и профессионального потенциала художника-дизайнера [209]. Процесс формирования профессиональных компетенций дизайнеров рассматривается С.А. Муртазиной с позиций проектно-деятельностного подхода через организациюактивных способов действий обучающихся. Активизируются логико-системные связи учебногоматериала с жизненным опытом студентов, творческой деятельностью, многовариантностью решений в процессе проектирования [210].
Формирование художественно-проектной компетенциипедагога профессионального обучения в области дизайна, по мнению В.П. Фалько, представляетсобой совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, построенных на интеграции дисциплин отраслевой и специальной подготовки [306]. Л.М. Тухбатуллина, исследуятворческий компонент профессиональной компетентности дизайнера, раскрывает ее сущностнуюхарактеристику через совокупность мотивации, знаний, умений, навыков, способностей личности.Творческое мышление рассматривает как системообразующий элемент [303]. Художественноепроектирование школьной одежды рассматривается И.Б.
Торшиной как основа формированияпрофессиональной компетентности дизайнера по костюму. Исследователь предлагает в качествепоказателя профессиональной компетентности рассматривать сформированность профессионального мышления с опорой на нормативную модель специалиста [299].Анализ целого ряда диссертационных исследований позволил нам сделать вывод о существовании различных теорий реализации компетентностного подхода в дизайн-образовании, чтов целом позволяет обеспечить продуктивное вхождение личности в социум, адаптацию и творческую реализацию в этом мире. Исследуя закономерности формирования профессиональныхкомпетенций, ученые делают попытку вывести общую формулу успешного существования личности в социальном пространстве, которая учитывает знаниевый, содержательный компонент,универсальные навыки и компетенции. Мы отмечаем общую направленность исследований нарассмотрение признаков, особенностей формирования компетенций/компетентности обучаемогов конкретной области предметной подготовки, что еще раз говорит об устойчивых традициях45предметно-дисциплинарного обучения в системе образования.