Диссертация (Социальное бытие постмодерна как со-бытие), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальное бытие постмодерна как со-бытие". PDF-файл из архива "Социальное бытие постмодерна как со-бытие", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Согласнопостмодернистскомуподходу,имманентныйбытиюконцептдолженпровоцировать собственные интерпретации. Это приводит к чрезмерномурасширениютерминологическогоконтентаипонятийногоарсеналапостмодерна. Поэтому, с точки зрения философского постмодернизма, нельзяохватить в равной мере все понятийное и, шире, информационное пространство,важно обозначить в нем лишь ключевые на данный момент последовательностии зафиксировать важные семантические акценты. Так рождается мозаичное,«клиповое сознание»поступающей93: не в силах переработать весь огромный массивинформации,сознаниесовременногоиндивидаперепрограммируется на решение частных, оперативных, задач, переработку иобработку локальных информационных сегментов.
Можно сказать, сознаниеинструментализируется; рассудочные функции получают приоритет над«чистым разумом».Мозаичное сознание легко подвержено семантическим манипуляциям вракурсетехсмысловыхзаданностей,значений,контекстов,которыеобъявляются важными «здесь и сейчас» (с помощью инструментов масс-медиа).При изменении контекстов, смещении смыслов привычных вещей, не способноесоздать цельную картину мира, «клиповое сознание» не распадается, продолжаявыполнять свои оперативные функции, даже если мир радикально меняется.Можно сказать, что в условиях динамичного разнообразного социального бытия,выражаемого посредством динамичных полемичных концептов, обладателям«клипового сознания» выжить, не впадая в девиацию и социопатию94,значительно легче.
Но самому «клиповому сознанию» в современном бытииотведена исключительно оперативная роль. 95 Именно так сегодня происходитсегодняшние сложности в борьбе с терроризмом как социальным явлением вызваны, во многом, диссонансами понимания, что такое естьтерроризм или кого можно и нужно считать «террористами».93 Гиренок Ф.И. Клиповое мышление. [Электронный ресурс] Завтра.
Вып. 51. 18.12.2014. URL: http://zavtra.ru/content/view/klipovoe-soznanie/94 Социопатия - «социальная болезнь», проявляющаяся в массовых действиях людей, направленных на разрушение ценностно-нормативныхустоев общества // Бронников В. А., Надымова М. С. Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов, 2007. С. 67.95 См. подробнее о «клиповом мышлении»: Хрулева Т.
Рада Грановская: Люди с клиповым мышлением элитой не станут [Электронныйресурс] URL: http://econet.ru/articles/67553-rada-granovskaya-lyudi-s-klipovym-myshleniem-elitoy-ne-stanut.; О новой стратификации общества на54новая дифференциация культурной среды - на основе способности работать спонятиями: выделяются условные «менеджеры», «системные техники» понятий,сосредоточенныенараспространениииоперативнойработесинформационными блоками, и «творцы понятий», «программисты», создающиеинформационные блоки.Постмодернистские концепты тоже являются семантическими «блоками»,конструктами, с помощью которых осуществляется моделирование социальногобытия.
К таким конструктам следует отнести постмодернистские понятия«текст», «дискурс», «нарратив», «ризома», «деконструкция» и «событие». Нижея проанализирую их воздействие на социальное бытие и участие вконструировании современной социальной реальности. Здесь же подчеркну, чтопостмодернистские термины, курсирующие из одной области культуры вдругую, в условиях непрерывного расширения смыслового и социальногоразнообразия выполняют и соединительную, и разделительную функции. Спомощью этихтерминов фрагментированное, разбитое нафрагменты-«пазлы»,концептуальныеблоки,социальноесмысловыебытиесновасобирается, «склеивается» - в локальную «картину мира», востребованную вданный момент.
Кроме того, термины и понятия в современном бытии являютсяважным средством идентификации субъектов и установления связей с другимисубъектами, употребляющими те же понятия. Но, в условиях продолжающихсядинамических изменений, завтра может потребоваться иная «картина мира», имногозначные, динамичные понятия становятся инструментом разрушенияпрежнего мировосприятия – и разрушения имманентной ему формы социальногобытия, - чтобы затем снова скрепить отдельные фрагменты социокультурнойреальности, но уже в другой последовательности.
Таким образом, в постмодернеименно понятия несут «заряд» деконструкции (одновременных деструкции иконструирования),информационноговыступаяслояивсейинструментомсоциальнойраспада/собиранияреальности.Впозднейпостмодернистской онтологии (Ж.-Л.Нанси) это явление получает название «со-основе доступа к информации и умению ее обрабатывать заявляет теоретик современных масс-медиа: Засурский И.И. система «троечников»будет снесена [Электронный ресурс]URL: http://pltf.ru/2017/01/18/sistema-troechnikov-budet-snesena/55бытие».Ключевые понятия концептосферы постмодерна определяются тем,насколько эффективно они обеспечивают интеракцию социальных субъектов, ихсо-бытие. Понятия призваны фиксировать и поддерживать связи междуреальностью и ирреальностью, конкретной социальной действительностью иинформационнымпространством,междусегментамисоциума,междутерминами, значениями внутри самих понятий.
Собственно, понятие впостмодернистской трактовке – это и есть многослойная семантическая связь вусловиях разнородного и множественного социального бытия. Понятийныесвязи в постмодерне не отвергают, а даже подразумевают локальныеперманентные разъединения и дифференциации.Это сетевой (матричный)96 способ организации социокультурного бытия,при котором важны именно семантические связи и отношения, не содержаниепонятий, а способ их взаимодействия. Значимость же самих элементов (всоциальном бытии – это разнородные социальные субъекты) постепенно падает,низводитсядоуровнятехническихНивелирование субъектности(информационных)операторов.субъектов делает сетевую форму бытияустойчивее и прочнее, как и (относительно) анонимной.
В идеале, сетеваяпонятийная система тяготеет к абсолютной анонимности, как и всеобщности(что проявляется в постмодернистских постулатах о «смерти автора» и «смертисубъекта»). Ключевые постмодернистские концепты – семантические «узлы» впонятийной матрице постмодерна, обеспечивающие формат социального бытиякак со-бытия.96 Под «матрицей» здесь понимается «таблица, шкала ценностей-пороков, миропонимания, этических норм и правил поведения,характеризующая тот или иной стереотип человека». / Философский словарь. URL: http://slovari-online.ru/word/философскийсловарь/матрица.htm.Одновременно«матрица»– это «инструментисследованиявзаимодействийвмалыхсоц.группах;системаклассификациимежличностного поведения, метод общения между членами группы при выполнении определенных заданий». / Энциклопедия социологии.2009.
URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/socio/fc/slovar-204-2.htm. Факт интерпретации понятия «матрица» в социологическом ифилософском смыслах сравнительно недавний, связан с концепцией симулякров Ж. Бодрийяра и фильмом «Матрица» 1999 г. режиссеровВачовски, популяризовавших и данную интерпретацию, и, в определенной степени, книгу Ж. Бодрийяра «Симулякры и симуляции»,появляющуюся в фильме. Показательно, что философские определения понятия «матрицы» есть только в электронных словарях.
И именнопостмодернистская трактовка «матрицы» становится популярной, проникая в «жизненный мир» обывател, широко распространяясь винформационном поле социума, о чем свидетельствует возросшая частота употребления данного термина в социально-философском ионтологическом ракурсе, расширение его контекста: «матрица» как «начало», «форма», «источник» // Словарь русских синонимов.[Электронный ресурс] URL:http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0561.3. «Узловые» понятия концептосферы постмодерна:постмодернистская матрицаПостмодернистская концептуальная модель бытия, как любая модель,лишь пунктирно задает контуры социального бытия; реальность болеенепредсказуемая и сложная.
В то же время, это – «лекало», по которомуконструируется социальная жизнь. В рамках теорий информатизации подмоделью понимается «условный, мыслимый (знаковый) образ объекта, которыйможет быть использован в качестве его представителя («заместителя»), т.к.отражает его существенные свойства и взаимосвязи». 97 В информационнойсреде, де-юре, модель признается равнозначной действительности.
Вопрос,насколько конструируемая модель соответствует действительности де-факто, икаквеликиотклонения,остается«закадром».Постмодернистскаяконцептуальная модель бытия отличается лишь большей сложностью,разнообразием составляющих, наслаиванием одних аспектов на другие, чеммодернистская или средневековая, тем не менее, это все же модель, а нереальность.
Но в парадигме установок информационного общества ипостмодернистского мировосприятия, раз модель правомочна замещатьдействительность, то определение связей между ключевыми элементамисемантической модели бытия – терминами, понятиями – позволяет выявитьвзаимосвязи между реальными социальными явлениями, объектамиисубъектами социального бытия.Основными концептами в постмодернистской понятийной моделисоциального бытия считаю понятия «текст», «дискурс», «нарратив», «ризома»,«деконструкция». С переосмысления именно этих терминов и понятийоформляются направления в философии и гуманитарных науках, связываемые спостмодернистским мировосприятием. Частота использования данных терминовв современной информационной среде98и их смысловые потенции,97 Беляев М.А., Лысенко В.В., Малинина Л.А.