Диссертация (Социальное бытие постмодерна как со-бытие), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальное бытие постмодерна как со-бытие". PDF-файл из архива "Социальное бытие постмодерна как со-бытие", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Авведенные в социокультурную среду понятия с изменчивым, «мобильным»,смыслом, усложняют и так сложную социальную жизнь, побуждая находить вэтой среде обозначенные ими явления. И не суть, были ли в реальности этиявления до введения в оборот соответствующих понятий и терминов. Для насони уже наличествуют, здесь и сейчас, т.к. в настоящем социальномпространстве находятся в обороте, принимаются к сведению релевантные этомусоциальному пространству термины и понятия.Как определяет Н. Файнклаф, «лингвистические феномены – этосоциальные феномены определенного вида (сорта), и социальные феномены –это (частично) лингвистические феномены» 71 .
Но это не означает простой«круговоротслов-социальныхфеноменов».Референтныеотношениясемантического и социального (ноуменов и феноменов) в современностивписываются во введенный Ж. Бодрийяром концептуальный образ «лентыМебиуса»-принципиальнонеориентируемойсистемы,формальноамбивалентной, но содержательно однородной.
В этом случае, что будетсчитаться «изнанкой» или «лицом» реальности (а заодно добром или злом,истиной или ложью) – предмет договора, символического знакового контрактамежду респондентами и корреспондентами. Особую важность при этомприобретает процесс смещения и смешения смыслов слов, посредствомкоторого, происходит то, что социологи П. Бергер и Т. Лукман называли70 Нет В.
Текст как пространство // Критика и семиотика. Вып. 6, 2003.С. 38-50.71 Fairclough N. Language and Power. London: Longman. 1989. Р. 4.46«социальным конструированием реальностей» 72 - трансформация социальнойсреды через введение лингвистических форм, понятий и метафор.Вруслеактуальногодлямировоззрениячеловекапостмодернапостмодернистского подхода к бытию (по сути, идеалистического), пониманиебытия задает модель бытия.73При этом в конкретной социальнойдействительности вычленяется то, что соответствует избранной модели, а то, чтоне вписывается в нее - дискредитируется или игнорируется. Признаки и свойствамногоаспектного бытия, подтверждаемые внедряемой моделью бытия, всяческиафишируются и рекламируются. Концептуальная модель бытия накладываетсяна реальность как информационная (семантическая) сеть, захватывая в свойареал только конкретные социальные феномены и качества, обеспечивая их«видимость» для действующих на авансцене истории социальных субъектов.Термины выступают как семантические разграничители понятийных моделейбытия и «точки приложения» для трансформации одной модели в другую.Подчеркнуто трансгрессивный 74 характер постмодернистских концептов, ихперетекание из одной науки в другую75, в результате насыщаясьдополнительными смыслами, которые вдруг начинают играть ведущую роль,подчиняя доминирующей «ветви» понимания на время весь смысловой контент,означает возможность трансформации любой понятийной модели.
И, подвлияниемтрансформациипонимания(понятийногоперекодирования)привычных социальных явлений (событий) происходит, трансформациясоциального бытия в целом. Или в социокультурной среде, разрывая ее на части,одновременно может существовать нескольких равнозначных по влияниюконцептуальных моделей (при этом по содержанию совершенно различных).Таким образом, преодоление любых границ, «делание их прозрачными» «транспарентными»76 - становится способом бытия; сначала в сфере понятий, а72 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.73 Под «понятийной моделью бытия» здесь понимается семантическая конструкция, определяющая смыслы, акценты бытия, поведения ивзаимодействия социальных субъектов, самих социальных субъектов в понятиях и терминах.74 Трансгрессивный, здесь, - преодолевающий границы. Понятие активно используется в постмодернистской философии (Ж.
Делез, Ж.Блодрийяр).75 К примеру, делезовский термин «ризома», пришедший из биологии.76 Введение в активный оборот понятия «транспарентный» (букв., «прозрачный», или, точнее, «делающий прозрачным»,«опрозрачнивающим») связано с постмодернистской философией. Ряд исследователей считает, что в форме причастия этот термин былвпервые употреблен Жаном Бодрийяром в смысле стирания границ между противоположными явлениями, понятиями, ценностями.47потомвсоциокультурной(ценностной,экономической)илидажепсихофизиологической области.77Безусловно,взаимодействиесмыслов,понятийссоциальнымифеноменами характеризует всякое культурно-историческое пространствочеловеческого бытия, будь то Античность, Средневековье или Новый мир, Западили Восток. Но ранее это было не столь интенсивным, потому что конкретнаясоциальнаядействительностьдоминировала(иколичественно,ипоразнообразию проявлений) над информацией о действительности (пониманием,концептуальнымоформлением).Атакже,потомучтопонятийнымконструированием бытия занимались культурные и социальные элиты; для массэтотпроцессоставался«закадром»реальности.Всеменяетсявинформационном обществе постмодерна.
Глобальная информатизация, вопервых, сделала очевидным для масс влияние информации и технологийраспространения информации на бытие; во-вторых, обеспечила потенциальнуюдоступностьэтоговлияниядлявсех.Так,популярный«блогер»винформационных сетях сегодня может стать значимее для широких слоевобщества, чем известный политик или ученый. Исчезает культурная иерархия,низводитсязначимостькультурнойэлиты,чьярольважнакакдляконцептуального структурирования общества, так и для запуска важныхсоциокультурных процессов, т.е. осуществления бытия. Социальное бытиестановитсяхаотичныминеконтролируемым,социальныесубъектыдезориентируются, внедрение моделей бытия, часто взаимно противоречивых,отдается воле случая, что грозит сценариями, способными разрушить самусоциальность.Все вышесказанное способствовало появлению в социокультурномпространстве таких понятийных «инструментов», посредством которыхразорванное социальное бытие будет снова относительно упорядочено,семантические отношения и связи между отдельными субъектами социальногобытия восстановлены и налажены, горизонты обозначены, но не в ущерб77 Этот процесс анализировал один из теоретиков позднего постмодернизма Ж.
Бодрийяр в книге с «говорящим» названием «Прозрачностьзла». / Baudrillard J. La transparence dumal: essai sur les phénomènes extrêmes. Paris: Galilée. 1990.48многообразию и динамике социальных процессов. Так многообразноединамичноесоциальноебытиепостмодернапроизвелодинамичныемногозначные постмодернистские понятия как его пластичные «константы».78Понятия, в которых содержатся одновременно все смыслы (семантические«горизонты») такого сложного и многовариантного бытия, настоящие и будущие(и,фрагментировано,прошлые).Множественностьзначенийпостмодернистских «динамических концептов» как бы снимает проблемучрезмерной множественности социального бытия (проблему выборавпостмодернистском ракурсе), переводя ее в знаковую, условно-договорнуюплоскость.
Ведь, одно дело выбирать между разнородными действиями, а другое– между разнородной информацией о действиях: последствия неверного выбораменее разрушительны или отложены до того момента, когда жизнь потребуетперевести информацию в действия.Указывая, что в условиях введения в оборот в многообразномсоциокультурномбытиипостмодернадинамическихконцептовсмножественными контекстуальными смыслами встает проблема иерархиисмыслов и понятийного кодирования/декодирования социального бытиянекоторыми социальными силами в требуемом ракурсе, подчеркну, что суть нев том, что это за силы. (В уже глобализированном человечестве на их рольпретендуют транскультурные элиты79). Сам факт курсирующих в современномбытии понятий как открытых семантических «полей» уже создает соблазнсемантических манипуляций, т.е.
появления тех, кто способен структурироватьэти «поля», расшифровать/дешифровать понятийные коды и активироватьтрансформацию социального бытия. В рамках данного исследования важен неанализсил,получающихсоциальныевыгодыоттекущегоналичиямножественности смыслов бытия, а выявление признаков данных процессов иобоснование факторов, их обусловивших, а также, анализ перспектив развития78 «Константность» понятий в этом случае условна. Скорее, имеет место «волновой» характер концептов, а сами концепты позиционируютсяпостмодернистской философией как сингулярности – непрерывно развивающиеся локальные множественности.
Подробнее об используемойфилософами постмодернистского направления трактовки концепта как сингулярности (Ж. Делезом, Ж. Бодрийяром) см. в следующих главах.79 А.И. Неклесса называет «трансграничные элиты» «людьми воздуха», « управляющими смыслами, целеполаганием общества, образами егобудущего, кодексами поведения, информационно-финансовыми потоками, геоэкономичесикми композициями, связанными снематериальным, «воздушным» производством, которые иначе, чем предшествющая им элита «третьего сословия» прочитали понятиясвободы, транснациональности, универсализма и культуры». / Неклесса А.И.
Люди воздуха. Повестка нового века. // ИНТЕЛРОС.[Электронный ресурс] URL: http://www.intelros.org/books/ludi_vozd_1.htm49постмодернового социального бытия, трансформирующегося под влияниемзначений постмодернистских терминов.Возможность смысловых манипуляций заложена непосредственно впринципах многослойного информационно-социального бытия постмодерна. Ктому же, информационный слой в постмодерне непрерывно расширяется, имеятенденцию замыкать в себе всю социальную действительность, что выливаетсяв переизбыток информации по отношению к реальности.80Информация,подобно «плавающим курсам валют»81, «отвязанная» от конкретной социальнойдействительности (чего ранее никогда не было в таком размахе), получаетдополнительный импульс.
Динамично изменяясь, информация тянет за собой«косную» социальную действительность, обеспечивает динамику развитиясоциального бытия, но и испытывает давление медленно меняющихсясоциальных структур и субъектов – групп, индивидов, создателей структур.Возникаютдиссонансы:междуинформациейодействительностиидействительностью; объемом информации и скоростью ее обработки. Этидиссонансы связаны с высветившейся в информационном обществе проблемойестественных ограничений сознания и могут быть сфокусированы в вопросах:«Адекватны ли все еще возможности сознания, производимой сознаниеминформации? Способен ли человеческий разум вмещать и эффективнообрабатывать непрерывно и динамично расширяющееся информационноеполе?» И впервые со времен «критической» теории И.