Диссертация (Цикл “сонеты с португальского” в контексте творчества Элизабет Баррет браунинг), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цикл “сонеты с португальского” в контексте творчества Элизабет Баррет браунинг". PDF-файл из архива "Цикл “сонеты с португальского” в контексте творчества Элизабет Баррет браунинг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Elizabeth Barrett Browning // Eminent Women of the Age: Being Narratives of the Lives and Deeds ofthe Most Prominent Women of the Present Generation. Hartford, Conn.: S.M. Betts, 1868. P.223.30Griswold H. T. Personal Sketches of Recent Authors. Chicago: A. C. McClurg, 1898. P.115.31Fawcett M. G. Some Eminent Women of Our Times: Short Biographical Sketches.
L.: New York: Macmillan, 1889.P.111-112.32Browning E. B. Two Autobiographical Essays // Browning Institute Studies. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 1974. Vol. 2. P. 123.33Avery S., Stott R. Elizabeth Barrett Browning. L.: Longman, 2003. P.89.34Ibid. P.19.35Browning E. B. Complete Works of Elizabeth Barrett Browning. Hastings: Delphi Classics, 2013. P.1686. Здесь идалее при цитировании данного источника в скобках указывается номер страницы.36The Brownings’ Correspondence: In 25 vols / Ed. by R.Hudson, P.Kelley, S.Lewis. Winfield: Wedgestone Press,1984. Vol.1.
P.167.17позднего вечера, и чей голос громче всего слышен только при кашле»37. В 1838году поэтесса едет лечиться в Торки (Torquay), город с более мягким климатом.В 1846 году Элизабет заочно знакомиться с поэтом Робертом Браунингом.Обмен письмами приводит к личным встречам, которые в 1848 годузаканчиваются, несмотря на запрет отца поэтессы, тайным браком и бегствомсупругов в Италию, что приводит к окончательному разрыву отношений сотцом.
С этого момента симптомы болезни отступают. С 1849 года пара живётв Италии, где у них рождается сын. Элизабет и Роберт изредка приезжают вЛондон, где поэтесса несколько раз пытается встретиться с отцом, но он нежелает видеть дочь. В 1861 состояние поэтессы снова ухудшается, и посленепродолжительного лечения она умирает.Как видно из фактов биографии, жизнь поэтессы не изобиловала яркимиличными событиями, но этого нельзя сказать о творческой биографии. Причёмсамые тяжёлые периоды жизни практически совпадали с самой интенсивнойтворческой деятельностью. Принимая во внимание факты биографии,возможно предложить следующую периодизацию творчества Элизабет БарретБраунинг:1) Ранний этап (1812-1831) начинается с первого стихотворения «Ожестокости принуждения человека» (1812) и включает в себя эпическую поэму«Битва при Марафоне» (1819) и первый поэтический сборник «Эссе о разуме идругиестихотворения»(1826).Поэтессаотмечала«подражательныйхарактер» 38 этих произведений и скрывала своё авторство, но они значимы сточки зрения формирования концептуального содержания творчества.2) Второй этап (1832-1845).
Поэтесса, уже лет десять страдающая отболезней, в 1832 году навсегда покидает любимое поместье Хоуп Энд (HopeEnd) и вскоре переезжает в Лондон, «сосредотачиваясь на литературе какпризвании и главном занятии своей жизни» (P.1490).
В 1833 году она переводитдраму Эсхила «Прометей прикованный», в 1838 году издаёт второй сборник37The Brownings’ Correspondence: In 25 vols / Ed. by R.Hudson, P.Kelley, S.Lewis. Winfield: Wedgestone Press,1986. Vol.4. P.50.38Avery S., Stott R. Elizabeth Barrett Browning. L.: Longman, 2003. P.79.18«Серафим и другие стихотворения», который обращает на себя вниманиекритиков и читателей. Этот год можно считать началом большой литературнойкарьеры: поэтесса начинает вести обширную переписку с известнымилитераторами и литературоведами, в том числе, Уильямом Вордсвортом,Томасом Карлейлом и Эдгаром Алланом По. В 1844 в свет выходит двухтомноеиздание, озаглавленное «Стихотворения», включающее в себя как некоторыепредыдущие, так и новые произведения.
Американское издание выходит спредисловием Эдгара По.3) Поздний этап (1845-1860). Этот период можно считать своеобразным«пиком» литературной карьеры Элизабет Баррет Браунинг. В 1850 переиздаётсясборник «Стихотворений», дополненный циклом «Сонеты с португальского».Журнал «Читальня» предлагает передать от Уильяма Вордсворта титул поэталауреата Э. Б. Браунинг. В 1857 году поэтесса публикует поэму «Окна домаГвиди», в 1857 году в свет выходит «Аврора Ли», известнейшее произведениепоэтессы. В 1860 году поэтесса публикует сборник «Стихи перед Конгрессом»,но почти не получает доброжелательных отзывов.Примерно половину жизни поэтесса провела в борьбе с недугом.
Этообстоятельство, по мнению многих исследователей, значительно повлияло нахарактер всего творчества поэтессы. Хотя она и говорила о себе как о «птице вклетке, большинство событий жизни и самые глубокие удовольствия которойпрошли в воображении»39, она «оставалась по-прежнему в курсе изменений какв социальной и политической жизни общества, так и литературных ихудожественныхтенденций» 40.Обусловленноеболезнью,непрямоевзаимодействие с миром через книги, газеты, письма и журналы накладываетотпечаток «книжности» на всё её творчество.
Критики отмечают некуюнаивность взглядов и суждений, незнание жизни: «Она была более увлеченакнигами, чем социальной жизнью» 41, «стиль жизни наложил явный отпечатокна её работы <…> тот, кто живёт в отдалении от мира, знает слишком мало о39Benson A. C. Essays. L.: William Heinemann, 1896. P.206.Avery S., Stott R. Elizabeth Barrett Browning.
L.: Longman, 2003. P.112.41Bolton S. K. Lives of Girls Who Became Famous. New York: Thomas Y. Crowell & Co, 1886. P.199.4019женщинах и мужчинах»42, «воображение восполняло недостающие факты»43.Анализируя более поздние произведения, когда болезнь отступила, критикиотмечают рост поэтического мастерства в связи с личными событиями:«…вместе с материнством, созрел и осуществился гений, который до этого<…> приносил ароматные и свежие, но бесплодные цветы» 44, «…вторымследствием замужества стало полноценное знание жизни»45, «по мерерасширения опыта <…> её поэтический гений поднимался до более смелыхвысот»46.Анализтворчества,основанныйнавзаимосвязибиографииихудожественной реальности, привёл к тому, что почти неоспоримой стала точказрения на болезнь как триггер, запустивший осознание своей миссии поэта исерьёзное отношение к поэзии: «Слабость тела привела только к развитиюдуха»47.
Соглашаясь с этой точкой зрения, всё же необходимо отметить, чтоанализ поэзии Э. Б. Браунинг только в ракурсе сублимации представляетсяодносторонним. Болезнь не спровоцировала творчество, но «скорректировала»творческий вектор. Если не одержимость, то немалый интерес к литературе иособое отношение к поэзии были присущи поэтессе с раннего детства, и первыепоэтические опыты состоялись ещё до болезни благодаря амбициям. «Я нетщеславна, но некоторая доля гордости есть <…> признаюсь, что славапредставляет для меня наибольшее наслаждение из всех светских радостей» 48, заявляет поэтесса в автобиографическом эссе «Мой характер» уже в 12 лет. С1845 года, когда Э. Б.
Браунинг наконец-то справляется с болезнью и выходитзамуж, поэзия остаётся для неё столь же важной, и, например, «самое зрелое»49и известное произведение «Аврора Ли» она пишет именно в поздний период.Таким образом, влияние длительного болезненного состояния на42Sharp A. Victorian Poets. L.: Methuen & Co. Ltd, 1891. P.104.Walford L. B. Twelve English Authoresses. L.: Longmans, Green, and co., 1892.
P.170-171.44Stedman E.C. Elizabeth Barrett Browning // Lowell J. A. Modern Classics. Boston: Houghton, Mifflin and company,The Riverside press, Cambridge, 1888. P.55.45Ibid. P.71.46Parton J. Daughters of Genius. Philadelphia: Hubbard Brothers, 1886. P.69.47Smith G. B. Poets and Novelists; a series of literary studies.
L.: Smith, Elder, & co., 1875. P.70.48Browning E. B. Two Autobiographical Essays // Browning Institute Studies. Cambidge: Cambridge University Press,1974. Vol. 2. P. 120.49Smith G. B. Poets and Novelists; a series of literary studies. L.: Smith, Elder, & co., 1875. P.103.4320творческую индивидуальность Э. Б. Браунинг представляет собой болеесложный вопрос. Конечно, нельзя не отметить, что болезнь не мешала, но внекоторомродедажеспособствовалатворчеству.Так,помнениюисследовательницы Барбары Дэннис, «подобная ситуация дала поэтессезамечательноевыполнении<…>оправданиедомашнихеё нежеланию приниматьобязанностейженщинучастие ввикторианскойэпохи» 50,«предоставив огромный запас времени для поэзии и чтения» 51. Тем не менее, вданном случае, свободное время от участия в домашних делах является лишьпрямым следствием болезни.Для Э.
Б. Браунинг поэзия стала своеобразным «убежищем» по принципузамещения: отсутствие полноценной, насыщенной личными событиями жизникомпенсируется художественной реальностью. Само понятие жизни сливается споэзией, сосредотачиваясь в самой себе и закрываясь от мира внешнего:«Поэзия стала для меня столь же серьёзной, словно и сама жизнь»52. Поэзияприближается к понятию интроспекции: поэтесса пытается осмыслить своюжизнь и место поэзии в своей жизни. Именно с этих позиций можноинтерпретироватьпараллелимеждуреальностьюхудожественнойидействительной. Например, до сих пор исследователи не пришли к единомумнению о природе болезни поэтессы. Изначально это было связано с травмойспины, но впоследствии мать поэтессы определяла его как «загадку, в которуюнельзя проникнуть» 53 из-за невозможности точной диагностики.
Постоянныеболи и тревоги заставляли Э. Б. Браунинг чувствовать себя на грани жизни исмерти. По мнению критиков, болезненное состояние трансформировалось воригинальную, но трагическую тональность творчества: «Следствием болезнистала та грусть, которая проявляется в её поэзии» 54, «грусть, по крайней мере,серьёзность – ключ к её природе и гению <…> здоровые и счастливые умывыбирают темы счастья и здоровья, которые лежат в сфере повседневности; но50Dennis B.
Elizabeth Barrett Browning: The Hope End Years. Bridgend: Seren, 1996. P.41.Avery S., Stott R. Elizabeth Barrett Browning. L.: Longman, 2003. P.62.52Bolton S. K. Lives of Girls Who Became Famous. New York: Thomas Y. Crowell & Co, 1886. P.203.53Avery S., Stott R. Elizabeth Barrett Browning. L.: Longman, 2003. P.61.54Sharp A.