Диссертация (Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»), страница 41
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»". PDF-файл из архива "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 41 страницы из PDF
«Выбери снова», – говорит Энея своим ученикам, даруя, темсамым, человеку право на ошибку, право на выбор, право на движение вперёд.И несомненным символом этой «борьбы за эволюцию» человека и Космосастала фигура священника Поля Дюре, его семилетние крестные муки во имя верыи человечества, красной нитью проходящие через всю тетралогию. «…он виселздесь… о Боже милостивый… семь лет. Живой. Умирающий. Крестоформ <…>принуждал его жить… и чувствовать боль… снова, и снова, и снова… Но онпобедил. <…> крестоформ свалился с его груди <…> Он улыбнулся. И он умер…319Симмонс Д. Эндимион. Восход Эндимиона – М.: АСТ, 2014.
– С. 226.181умер по-настоящему… там, у меня на руках»320, − рассказывает о своём духовномучителе Ленар Хойт и, поражённый мужеством и стойкостью священника,принимает его ношу, его «крест», уповая на его воскрешение. Спустя годы, вмире, прошедшем путь от космоса Гегемонии через хаос Ордена к новомукосмосу Энеи, Рауль Эндимион встречает Поля Дюре и, разговаривая с ним овере, душе, смирении и бессмертии, воспринимает его как живую легенду.Могучую личность, истинного защитника веры, который, ради своих принципов иубеждений, распял себя на электрическом дереве Тесла, не желая принятькрестоформ. В образе Дюре отразился характерный для произведений научнойфантастики пафос борьбы, героического служения своим принципам ифанатического упорства в их защите, вплоть до самопожертвования.
С другойстороны, здесь можно увидеть интерпретацию христианских сюжетов обискушении героя ложными богами и его мученической смерти во имя боганастоящего.Оппозиция временной и настоящей смерти в тетралогии ярко иллюстрируетубеждения автора. Симмонс отвергает идею физического бессмертия, телесноговоскрешения как подделку, пародию на тейяровскую концепцию конечнойэволюции сознания, приводящей ко всеобщему слиянию с космосом, в точке, гдеисторическое соединяется с трансцендентным. Путь к достижению мировогокосмоса, утверждает Симмонс, непосредственно зависит от самоочищения исаморефлексии человека, как в мировом масштабе, так и в личной судьбе.
«ПесниГипериона» в целом можно представить как эпос мира, который пришел вдвижение, а мифологему смерти-воскресения – в качестве основной метафорыциклической концепции истории, движущейся от космоса к хаосу и сновакосмосу. Человеческий разум в фантастическом произведении сталкивается с тем,с чем в обыденных условиях он встречаться отказывается. Фантастика всегданаходится на грани между верой и неверием, поскольку для её возникновениянеобходимо наличие чёткой демаркационной линии между реальным инереальным.320Симмонс Д. Гиперион.
Падение Гипериона – М.: АСТ, 2014. – С. 93.182Мифологические мотивы не раз становились предметом интерпретации вфантастической литературе, которая способна придать их архаическому значениюновую глубину. Вторгаясь в области табуированного, она касается, например,таких тем, как смерть и послесмертие.
Мотивная структура произведения,рассматриваемая с различных перспектив, способна обеспечить целостностьхудожественногонеограниченныетекста.Фантастическаявозможностииспособыжелитератураиспользованиядемонстрируетмифологическихмотивов. Благодаря интерпретации авторами таких мотивов, в романахзначительно возрастает степень художественного своеобразия и их поэтическоебогатство.183ЗаключениеВлитературномМелетинский,«намифологизме,первыйпланкаксправедливовыступаетидеязамечаетвечнойЕ.М.циклическойповторяемости не столько основных событий мироздания, сколько первичныхмифологических прототипов под разными «масками».
Однако же пафосмифологизма заключается в выявлении неких неизменных, вечных начал,позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического бытаи исторических изменений»321.Цельюработысталоисследованиеспецификимифопоэтическойорганизации романа Нила Геймана «Американские боги» и тетралогии ДэнаСиммонса «Песни Гипериона». Сумма мифопоэтических приёмов и установокявляется основным формообразующим и структурообразующим фактороманализируемых произведений.
Проникновение мифа в рассматриваемые романыпроисходит на всех уровнях текста от структуры до отдельных образов и мотивов,заимствованных авторами из различных мифологических систем. Различныеспособы конструирования фантастического в произведениях Геймана и Симмонсаобуславливают нюансы их мифологизма.Нил Гейман использует фантастические и мифологические элементы каксредство для дополнения описываемой объективной, хорошо узнаваемойсовременным читателем реальности сверхъестественными деталями, тем самымрасширяя и углубляя повествовательное пространство.Фантастика Дэна Симмонса – «содержательная», более того, «ПесниГипериона» − это science fiction с набором характерных для неё особенностей. Втетралогииочевиденсинтезнаучнойимифологическойкартинмира.Пространство и время, равно как и сама одухотворённая Вселенная, обладаютмифологическими характеристиками, но автор делает попытки объяснить этихарактеристики с помощью терминов и величин квантовой физики, математики,биологии.321Мелетинский Е.М.
Поэтика мифа – М.: Наука, 2000. – С. 295.184Доказательством поставленных задач и положений, выдвигаемых назащиту, являются следующие выводы:1. Мифопоэтическая модель мира исследуемых произведений выстроенасогласно принципу бинарных оппозиций, в том числе глобальной дихотомиисакрального и профанного.
Это проявляется как в пространственно-временнойорганизации романов, так и в разработке авторами мотивов и системыперсонажей.Центральной оппозицией в романе Геймана становится противопоставлениенеподвижного сакрального времени и скоротечного эмпирического. Этадихотомия синонимична древнейшей бинарной оппозиции жизнь – смерть. Вавторской интерпретации жизнь – это движение, а быть неподвижным, значитбыть мёртвым. Среди пространственных оппозиций особое значение имеютдихотомия верха и низа, а также центра и периферии. Противопоставление верхаи низа связано с путешествием героя-медиатора в царство смерти и еговозвращением оттуда.
Оппозиция центра и периферии у Геймана интересна тем,что древнее понимание сакрального центра, начальной точки мироздания у негонесёт негативный оттенок. Центр в романе − антисакральное место, губительное,как для богов, так и для людей. Ещё одна важная оппозиция, такжесопоставляемая с оппозицией жизнь – смерть, это дихотомия память – забвение.В интерпретации Геймана забвение синонимично смерти, сакральные сущностиумирают только тогда, когда их забывают. С другой стороны, памятьсимволизирует жизнь.
В царстве смерти Тень вспоминает себя и, тем самым,возвращается к жизни.Для тетралогии Дэна Симмонса наиболее значимой является характернаядля научной фантастики оппозиция своего и чужого, равно как и сопутствующаяейоппозицияизведанногоинеизведанного,структурированногоинеструктурированного, восходящая к древнейшей дихотомии космоса и хаоса.Онавыражаетсявпротивопоставленииструктурированного,понятногопространства Гегемонии и неизведанной, неструктурированной, чужой Окраины.Для описания этой дихотомии как во временном, так и в пространственном185измерении, Симмонс оперирует научными и околонаучными понятиями энтропии(стремления материи к разрушению) и антиэнтропии (процесса, обратногопервому).
Время сакральных субъектов и объектов тетралогии противоположноэмпирическому времени, они движутся из будущего в прошлое, изредкасоприкасаясь с историческим временем человечества. Оппозиция жизнь – смертьвтетралогиисопоставимаспротивопоставлениемверы–неверия,одухотворённости – неодухотворённости. Сквозь всю тетралогию проходит идеяпоисков бога, либо его создания. Эта идея и служит основанием для указаннойдихотомии.ЖивойодухотворённыйэволюционирующаяВселенная,богвмиресочувствующееГипериона–мироздание.этоОнапротивопоставлена изначально мёртвым, искусственным богам Техно-Центра,которые так и не смогли синтезировать душу.2.Дляанализируемыхромановхарактерноналичиеособогопространственно-временного континуума, сопоставимого по характеристикам смифологическим временем и пространством.ИвроманеГеймана,ивтетралогииСиммонсаприсутствуютсверхъестественные взаимопроникаемые пласты бытия (Закулисье у Геймана,Связующая Бездна и пространство Техно-Центра у Симмонса).
Время впроизведенияхможетбытьнеподвижным,прерывным,обратимым,материализованным. Для их пространственной организации характерно наличиеМировых осей (ясень у Геймана, река Тетис и улица Гранд-Конкурс у Симмонса),связывающихвоединовсепластыбытия.Пространствоможетбытьодухотворённым (Связующая Бездна), персонифицированным (человек-бизон какперсонификация Земли у Геймана).