Диссертация (Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»), страница 40
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»". PDF-файл из архива "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 40 страницы из PDF
В случае гибели кибрида, смерти подвластна только егофизическая часть, ИскИн, как сакральный субъект, невредимым воссоединяется спространством Техно-Центра. Создавая кибридов в художественном пространствететралогии, Симмонс задает риторический вопрос: что значит быть человеком?Один из персонажей, поэт Мартин Силен, отвечает, что способность мечтать – этоединственное, чем люди отличаются от машин.Еще один глубоко философский аспект мотива смерти в тетралогии – этопротивопоставление физического и духовного бессмертия.
В архаическоммышлении страх смерти снимается с помощью мифа, который «включает»неизвестное и непонятное в область известного, преобразовывает хаос в космос,176выполняясвоеобразную,практическитерапевтическуюфункциюзащитычеловеческой психики. «Фантастика, − отмечает А.Н. Михайлов, − предлагаетнегативную версию постоянства в её наиболее яркой и трагической форме,создавая многочисленные негативные варианты бессмертия»314.
Привлекательнаякартина вечной жизни переворачивается и предстаёт в весьма негативном свете. Вхудожественном пространстве тетралогии упомянутая оппозиция смерти и«несмерти» представлена метафорическим образом крестоформа. Крестоформ,как уже говорилось выше – это высокотехнологическое нано-устройство,созданное Техно-Центром и «дарованное» человечеству. Его кладут человеку нагрудь, и оно в течение нескольких дней полностью «прорастает» все клетки телатончайшими нано-волокнами, запоминая всю информацию о своем носителе домельчайших мелочей. В случае физической смерти носителя, крестоформспособен воссоздать его, фактически воскресить.
Он оживляет тело и душу,воссоздает индивидуальность, позиционируя её как совокупность информацииДНК, которую можно просто «перезаписать». Советник Альбедо, выступающий втетралогии глашатаем Техно-Центра, сам рассказывает о принципе «работы»крестоформа: «В человеческом мозгу имеются нейроны. В человеческом телеприблизительно 1028 атомов. Чтобы восстановить тело и душу, крестоформдолжен помнить не только эти атомы и нейроны, но и точную конфигурациюхолистических волн, которая и представляет собой человеческую личность.Кроме того, он должен обладать энергией для перекомпоновки этих атомов,молекул, клеток, костей, мышц и воспоминаний, чтобы человек воскрес той желичностью, какой был до смерти. Сам по себе крестоформ на такое не способен.Он может в лучшем случае воспроизводить приблизительную копию оригинала.Но у Центра имелись огромные возможности по поиску, хранению ипереработке этой информации.
Вот чем мы занимаемся уже на протяжениитрехсот лет»315. Бережно собирая информацию, продуцируемую сознаниеммиллионов живых существ, они по крупицам создавали киберорганического бога,314Михайлов А.Н. Фантастическое как иное культуры // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема).Сборник материалов Международной научной конференции. – Самара: Изд. Дом «Раритет», 2009.
– С. 43.315Симмонс Д. Эндимион. Восход Эндимиона – М.: АСТ, 2014. – С. 615.177способного править галактикой.Крестоформ метафорически можно обозначить как «крест в теле»,поскольку он становится неотъемлемой частью своего носителя. Поль Дюре,первым столкнувшийся с ним, сравнивает его с паразитом, нематодой. С другойстороны, крестоформ символизирует необходимость веры в жестоком мире, верыв то, что есть нечто, оберегающее от смерти, гарантирующее буквальноевоскрешение. Воскрешение в тетралогии более не чудо, не аллегория, некрасивый поэтический образ, а реальность для любого человека, получившегокрестоформ.
Нано-устройство в форме креста, обнаруженное на Гиперионе, черезтри столетия после этого было принято человечеством как «дар божий» ираспространено практически повсеместно. Казалось бы, торжество веры?Напротив, при внешнем великолепии − полный упадок, ибо в основании такойверы находится гедонизм и спекуляция на естественном страхе человека передсмертью.Искусственная консервация, подпитываемая страхом смерти, так удобноэксплуатируется Техно-Центром, но ведёт человечество к деградации, посколькузалогом эволюции является сменяющая поколения череда смертей и рождений.«Неприятие смерти, − говорит И.Г. Садовская, − связано, в первую очередь, субежденностью, что жизнь – это вечное движение, вечное превращение материи.Именно метаморфозой – постоянным изменением жизнеформ – объясняетсяцикличность времени в мифе, а также обыгрывание характерного длякалендарного мифа сюжета смерти-воскресения героя»316.
Крестоформ –возможность получить физическое бессмертие, которое представляет собойпародию на христианское обещание воскрешения. При этом крестоформ неявляется космической аналогией христианского креста. Ни о какой сознательнойили подспудной иронии в соотношении христианского символа – креста исимвола земного бессмертия – крестоформа, у автора речи нет.В316условияхсовременнойтелесноориентированнойкультуры,Садовская И.Г. Феномен Хаоса и особенности европейской ментальности: монография – Ростов-на-Дону: Издво ЮФУ, 2014.
– С. 74.178аллегорически отраженной в тетралогии, Симмонс пытается противопоставитьбессмертие физическое бессмертию духовному. Обращаясь к табуированнымзонам человеческой культуры, он стремится расширить границы, очерченныеестественным страхом неизвестного и непознанного. Извечная человеческаяпотребность в бессмертии (или его заменителе), объяснённом и понятном,прослеживается в роли той метафорической красной нити, на которуюнанизывается любой философский дискурс. Умирание как будто касается чего-тоне совсем важного: человек умирает в основном для мирской жизни, и смерть,таким образом, начинает восприниматься как высшее посвящение, начало новогодуховного существования.
«Именно в нуминозном опыте, − говорит К. Хюбнер, −явление мира смерти оказывает воздействие на жизнь, и таким образом егосмертные качества превращаются в нечто вневременное. Человеческое становитсянеобъяснимо трансцендентным, надысторическим, приобретает вид прообраза ипрототипа»317.Процедуравосстановленияутраченноготела,обретаемоговкульминационном акте победы над смертью, рассуждает в своей работе А.А.Польский318, мыслится апологетами христианства как самый важный элемент вмеханизме реализации всего божественного промысла.
Антропологическийсолипсизм, сжимающий весь мир до размеров человеческого потребительства,получил своё воплощение в мотиве телесного воскрешения. При этом теология,ориентированнаянаперсоналистическуюмифологему,разрабатываетивыстраивает здание утопического будущего, имеющего много общего с давнимичаяниями человечества о наступлении счастливой эпохи − Золотого века. Хотядалеко не всегда эти чаяния присутствовали в том или ином социуме,традиционной,коллективной,илижеиндивидуальнойментальностиизолированно и независимо друг от друга. Напротив, переживание острого итрагического момента, первоначально связанного, например, с бунтом противсмерти, категорическим несогласием с ней, могло привести к апатичному317318Хюбнер К.
Истина мифа – М.: Республика, 1996. – С. 326.Польский А.А. Постскриптумы смерти: от мифологии к мифологеме – Ставрополь: СКСИ, 2008. – 96 с.179примирению со смертью или же к стремлению победить, уничтожить смерть,изгнать её из жизненного пространства социума. Отсюда исходят все эти образыбезликих, безындивидуальных персонификаций смерти. Смерть – это то, чточеловек не хочет видеть и идентифицировать в эмпирическом пространстве своейжизни.Сдругойстороны,смерть–необходимаясоставнаячастьсовершенствования, ведь бессмертие – это прекращение движения.Если у человека впереди вечность, говорит в тетралогии Симмонс, онперестаёт развиваться, останавливается в поисках себя, своего предназначения, аего чувства и мысли никогда не сольются с ноосферой.
С помощью крестоформакаждый человек может умирать и воскресать снова и снова. Нет смысла двигатьсявперёд, если ощущаешь себя равным богам. Впрочем, смерть людей необходима иТехно-Центру – как источник информации, исходящей из всплеска озаренийумирающего мозга. Но крестоформ так же является и устройством контроля,управления, ведь именно с его помощью в мире после падения порталов ТехноЦентр диктует человечеству свою волю. Крестоформ стал метафорой стасиса ирабства.
Подарив людям возможность физического бессмертия, он низвёл смертьдо уровня фикции. Смерть перестала быть «настоящей», утратила своё глубокосакральное значение. Более того, с возведением смерти в статус условногосостояния,некоегосимулякра,распалосьпониманиедуховности,самавозможность бессмертной человеческой души. Цифровой бог неизменности влице Техно-Центра, обладающий знаниями многажды умерших бессмертных,носящих крестоформ, противопоставлен в пространстве тетралогии живойСвязующей Бездне, содержащей в себе сознания всех когда-либо жившихсуществ. Холодный статичный расчет – против чувств и знания, стремящихся кдостижению совершенства.
В тетралогии дана отчётливо негативная оценкафизическому бессмертию в противовес идее космической эволюции, приводящейко всеобщему слиянию и, следовательно, предполагающей возможностьдуховного бессмертия, провозвестником которого выступает Энея и еёпоследователи.На фоне всего сказанного очень ярким приёмом, иллюстрирующим180отношение Симмонса к суррогату бессмертия, является само противопоставление«временной» смерти людей, носящих крестоформ, и «настоящей» смерти тех, ктоего отринул. Федерико де Сойя, будучи глубоко верующим человеком, своёпервое воскрешение воспринимает как религиозный экстаз, в дальнейшем он,являясь капитаном боевого корабля, отмечает, что устал «умирать»: «Они усталиумирать.
Восемь звездных систем за шестьдесят три дня, восемь ужасных смертейи мучительных воскрешений для каждого. Капитан де Сойя, сержант Грегориус,капрал Ки и стрелок Реттиг устали умирать и воскресать»319. Всё чаще во снах деСойи появляется Энея, девочка, которую ему поручено захватить и доставитьОрдену, девочка, которая разговаривает с ним о душе, об эволюции ивозможности духовного бессмертия в слиянии с эволюционирующим ВысшимРазумом − Вселенной. Симмонс в тетралогии опирается на идею извечнойэволюции человеческого рода, наличия кровнородственных связей между каждымсубъектом в этой бесконечной цепи развития, идею о том, что вместе с человекомэволюционирует и его бог. И для того, чтобы человечество могло двигаться внескончаемом процессе метаморфоз к слиянию с космическим трансцендентным,оно должно отринуть идею ложного телесного бессмертия, отринуть крестоформ.Фигура де Сойи олицетворяет всё человечество, прошедшее путь от симуляциижизни, дарованной богами Техно-Центра, до причастия Энеи, которая не обещаласвоим последователям вечного блаженства, но только настоящую жизнь инастоящую смерть.