Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 32
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ". PDF-файл из архива "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 32 страницы из PDF
Ситников православную персонологию411. Лосев же дает ееразвернутоеизмерение,показываетальтернативныйспособпониманиякультуры как отголоска Божественного бытия, показывает генеративные связи409410Бибихин В.В. А.Ф. Лосев. С.С. Аверинцев. С. 72.Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. С.84.Ситников А.В. Возвращение к Единому и христианский путь спасения (о различияхмежду религией Плотина и патристикой).
С. 135-145.141411любого феномена с изначальной умной парадигмой.Несмотря на первично онтологический характер, персонология Лосевараскрывается в богочеловеческой и сотериологической перспективе и тесносвязывается с человеком в рамках учения об имени и тварной софии.Абсолютная диалектика в целом может считаться оригинальным углублениемавтора в рамках христианской религиозной философии с целью детализациитроичного догмата. Так из системы гуссерлианских и гегелевских терминов иоборотовпроступаетнеожиданнаякартинаправославноймолитвы412:«Допустите только, что Абсолют есть Личность, и вы с необходимостьювыведете отсюда, что беседа с Ним возможна только в молитве»413. Такойдиалог предполагается Лосевым и с культурой, социумом, поскольку в светеперсонализма задачей христианина становится воцерковление мира во всеммногообразии его проявлений и всеми возможными способами.
Для Лосева этоеще и интеллектуальная работа. Если мир и культура становятся в светеличного сознания, то и преображаются они в свете его аскетическихтрансформаций и видения.Герменевтикой лосевской философии как православной активно начали заниматься толькона рубеже 1990-х гг., но во многом благодаря таким именам, как В.И Постовалова, А.И.Резниченко, А.Л. Доброхотов, В.П. Троицкий, Л.А. Гоготишвили, Е.А. Тахо-Годи, А.А.
ТахоГоди и мн. др. удалось раскрыть «эзотерический» смысл данной работы.413Лосев А.Ф. Дополнение к «Диалектике мифа». С. 362.142412ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный в диссертационном исследовании анализ генологии А.Ф.Лосева позволяет сделать ряд итоговых выводов.Во-первых, показано, что большой интерес у Лосева вызывает проблемапервоединогоантичноймыслииеетрансформациивхристианскомнеоплатонизме. Лосев трактует античность, во многом опираясь не насовременныеемутенденции,ананеоплатоническиекомментарии.Генологическую проблематику Лосев прослеживает начиная с философиидосократиков, делая своеобразные экскурсы в дорефлективно-мифологическуютрадицию архаичной Греции, до платоно-аристотелевых построений и синтезовнеоплатоников,показываякактрансформироваласьиусложняласьихгенология.
Единое в данном случае всегда выступало центром системы,базовым до-предметным началом смысла, обретающим в результате своеговыражения фактическое смысловое начало как телесно оформившаяся идея.Лосевым совершается переоценка античного наследия вне модернистскиидеалистических(дуалистических)трактовоквпользумонистически-символических. В то же время, в своей антиковедческой работе он широкоиспользует подходы и методы гуманитарного знания ХХ века, включаяэйдетическую феноменологию, трансцендентализм неокантианства, теориюсимвола немецкого идеализма и аритмологию или философию числа(математическую теорию множеств), показывая, тем самым, полноту иактуальность античных интуиций и систем в настоящее время.Проблема платонической генологии раскрывается у Лосева такимиконтекстами как: 1) монизм или монодуализм (идея и материя тождественны вразличии); 2) соматизм (идея всегда выражена – отсюда статуарный, каквыражается Лосев, характер эстетики), античный космос – это совершенноетело как предел эстетики; 3) беспредпосылочность (высшей точкой ее эстетикиявляется безыпостесное начало (первопринцип), к которому стремится космоскак к наивысшему благу); 4) символизм (трансцендентное неразрывно связано сконечным, телесным, выраженным); 5) эманативный иерархизм уровней143времен, пространств, тел, душ и т.д., существующий согласно парадигмеисхождение – пребывание – возвращение.Во-вторых, выявлено, что отношение Лосева к интеллектуальнымпостроениям античности сугубо функциональное.
Античность служит своегорода универсально-служебным языком для его религиозно-философскойсистемы. Наибольший интерес у него вызывает метод диалектическогоконструирования сущности в философии Платона и неоплатоников, а такжеконцепция энергии Аристотеля, которые фактически порождают идеюэйдетической диалектики как системы самообосновывающихся эйдосов, а также теорию динамического становления смысловых структур или эманацию вфактическойпредметности.Античнаяэстетикавсветесоматическихсимволических толкований Лосева становится полноценной философской онтогносеологией.
Зависимость лосевской системы от неоплатонизма не приводитее к космоцентризму и имперсонализму, что, согласно его подчеркнутойкритике, было чуждо мыслителю, стоящему на позициях персонализма.В-третьих, как мы уже отметили, Лосев уделял особое значениеметодологии, считая, что она являетсяпринципиальным фактором вформировании лика философских систем.
В этой связи можно выделить в еготворчестве два взаимообусловленных уровня: 1. структурный анализ историкофилософскогоматериалаантичногоисредневековогонаследиясиспользованием максимального количества актуальной методологии и 2.диалектически установленная генологическая доминанта философских штудийкакбазовыйтриадныйонтологическойсмысл,парадигмыносящийхарактергноеологическойдинамически-коммуникативногоихарактера.Выразительная диалектика Лосева предполагает двунаправленное становлениесмысла, где важнейшим объектом мыслителя оказывается чистая структурабытия эйдоса в его взаимоотношении не просто с иным ему (как предзаданныйсознанию смысловой заряд), но и с самим собой и другими эйдосами, чтометодологическиобеспечиваетсясинтезомфеноменологииитрансцендентализма в диалектическом символизме. Актуализируя своей144генологией или учением о триадной сущности западно-средневековуюпроблематикууниверсалий,Лосевневоспроизводитеепозиций,новоспроизводит иной тип реализма – энергийно-символический или энергийнокоммуникативный.В-четвертых,генологическийметод,акцентированныйнами,предполагает развертывание системы так называемой абсолютной диалектики –логической структуры триадного Абсолюта, который обретает ряд уточняющихмодусов философского характера – софийность (фактичность) и имя.
Лосевпоказывает какв процессе своего выражениясамоотнесенным и поименованнымсущностьстановитсяФактом, у которого есть имя исамосознание. Следовательно, абсолютная диалектика представляет собойтриадно-пентадное развертывание сущности из апофатической точки ввыраженный и поименованный символ, каждая из категорий которойрассматривается в свете самой себя пентадным же образом, благодаря чемудостигается полнота представлений об Абсолюте как живой становящейсяЛичности в онтологическом смысле. Самым важным аспектом данной системыявляется выведение из абсолютной диалектики понятия об относительнойдиалектике, поскольку данная структура смысла парадигматическим образомсвойственна не просто Абсолюту, но и любой предметной действительности, нов модусе непрямого тождества.Данная попытка, оригинальная для европейской мысли с точки зренияпоиска новых путей выражения феноменолого-диалектических взглядов наприроду смысловой предметности, исторически традиционна собственнойимплицитностью логике восточнохристианского платонизма.
Актуализуя иразвивая ранее методологически непроговоренные его аспекты (ввидуотсутствия проблематизации), Лосев прокладывает связь между системамифилософии ХХ века и глубинными механизмами духовного опыта восточногохристианства.В-пятых, важнейшими характеристиками генологии Лосева являютсясофиология и имяславие. Под софией Лосев, в отличие от отечественных145предшественников (Булгаков, Флоренский), которые выдвигали ее скорее какпосредничающую между Богом и миром субстанцию, понимает смысловуюзавершенность триады, оформившуюся как самостоятельное целое, четкоразграничивая софию образа и первообраза.
Связующую же функцию играет вего генологии-триадологии пятое начало – энергийно-ономатическое. Такимобразом, Лосев показывает, что вопреки вульгарно-материалистическимтрактовкам телесности диалектическая логика требует утверждения иного типателесности – умно-ноуменального или софийного. При этом, софийная сфера незамыкается на себя, но выражается. Выразительность софии – ее энергии илидействия в ином. В актуализованном для-себя виде они отсылают к сущности вее незамутненной самоданности, а в актуализованном для-иного проявляютсяименами-смыслами. Претерпевая ноэтически-ноэматические трансформации всознании, имя приобретает релятивизм и размывается, но, тем не менее,остается связанным с Перво-именем как базовым предзаданным смыслом.Такая система смыслов-наименований Лосева справедливо названа А.Л.Доброхотовым мир как имя, где мир оказывается явлен своими именами и всясистема Лосева, отсюда, демонстрирует доминирующий лингвофилософскийхарактер.Такимобразом,генологияЛосеваактуализируетпроблематикуинтерсубъективного механизма мистического опыта через коммуникацию совсякойсущностипосредствомвыразительногоимени.Софиологияконкретизирует аскетический опыт как опыт всецелого (в том числе телесного)преображения, а в научно-философской перспективе открывает возможностидля реалистических, и при этом не абстрактно-идеалистических толкованийвсякого (в том числе, духовного) опыта.