Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ". PDF-файл из архива "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Исследование ее телеологическойсоставляющейпозволитакцентироватьпрактическоеизмерениегенологического метода и его приложимость к христианскому вероучению.Степень разработанности проблемыФилософское наследие А.Ф. Лосева стало активно изучаться в начале 90-хгодов.Именнонаэтотпериодприходитсянаиболееинтенсивнаягерменевтическая работа, призванная освободить мысль русского философа отгегелевско-марксистских интерпретационных наслоений и во всей полнотераскрыть лингвофилософские, логико-диалектические и религиозные аспектыего творчества10. Отправной точкой для этого послужила публикация раннихтекстов автора, в которых отражено становление его философской мысли ипрограммные цели11. Исходя из этих работ, Лосев планировал создатьметодологическую базу мета-системного характера, которая носила быапологетический(сточкизрениявосточногохристианства)исистематизирующий (с точки зрения русской религиозной философии) вид.ЦентральныммотивомтворчестваА.Ф.ЛосевастановитсяпроблемаПервоначала и анализа способа его связи с миром во многих культурноинтеллектуальныхконтекстах(математика,музыковедение,лингвистика,Наибольшая работа в данном направлении была инициирована и реализована супругойА.Ф.
Лосева А.А. Тахо-Годи, наследницей его интеллектуальных трудов, в виде статей,интервью, общественно-просветительской и издательской деятельности.11Например, небольшая работа «Имяславие» из Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х –начала 1920-х годов. М.: Прогресс-Традиция, 2015. С. 593-604.610психология, история философии и собственно философская методология).Диалектические воззрения Лосева, конструирующие аспекты становлениякатегории Единого содержатся во многих произведениях мыслителя (например,«Дополнение к «Диалектике мифа», «Сáмое Самó», «Философия имени»,«Античный космос и современная наука», «Диалектика художественнойформы», «Николай Кузанский и диалектический Перво-принцип в античносредневековойфилософии»идр.).Сменьшейочевидностьюонапрослеживается в историко-антиковедческой эстетике Лосева («Историяантичной эстетики»), где диалектическая методология в определенной степениуступила место описательной феноменологии.
Работы Лосева «Музыка какпредметлогики»и«Диалектическиеосновыматематики»являютсяиллюстративным примером использования генологического метода для анализамеждисциплинарных связей внутри предполагаемой всеединой метасистемызнания.Тенденция возврата к генологии или учению о Едином в ХХ векесвойственна не только русским философам. Общие теоретические подходы кэтой теме предпринимались западноевропейскими антиковедами и русскимифилософами XX века. Среди западных ученых этими вопросами занималисьнорвежский исследователь античного и средневекового платонизма Э. Виллер12(основательевропейскойгенологическойтрадиции),Э.Жильсон13,Л.
Кулубарицис14, В. Бейервальтес15 и др. Следует отметить преимущественноописательнуюнаправленностьисследованийприведенныхученых,использовавших категорию единства и порождаемую ею генологию дляисторико-дескриптивногоиклассификационногоанализафилософскогоВиллер, Эгиль А. Учение о едином в античности и средневековье: Антология текстов.СПб.: Алетейя, 2002.
667 с.; Wyller E.A. Platonismus // Henologie in der Antike und imMittelalter. Doppelsprachiges Textbuch I–II. Königshausen & Neumann, Würzburg, 2014.13Жильсон Э. Избранное: христианская философия. М.: РОССПЭН, 2004. 704 c.14Кулубарицис Л. Как еще можно осваивать философию античности? // ИНТЕРЛОС, 2011,№. 4 (83). С. 45-62.15Beierwaltes W. Denken des Einen, Studien zur neuplatonischen // Philosophie und ihrerWirkungsgeschichte. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann verlag, 1985; Beierwaltes W. Hen(ἕν) // Reallexikon für Antike und Christentum.
Hiersemann, Stuttgart, 1988.712наследия европейской культуры, так или иначе связанного с традициейплатонизма,средневековойсхоластическойонтологиейинемецкимидеализмом.Среди отечественных философов, обращавшихся к генологическойпроблематике, необходимо назвать П.П. Гайденко (впервые в отечественнойнауке проводит строгое различение онтологии и генологии16), Г.Н.
Кузьменко(даеттипологическийитерминологическийанализгенологическойпроблематики17), В.И. Моисеева (является автором самобытной генологическойконцепции неовсеединства18), С.В. Месяц (проводит историко-философскуюреконструкцию неоплатонического учения о Едином19), Д.С. Бирюкова(анализируетфилософско-методологическуюсторонунеоплатоническойтриады и ее трансформации в христианской мысли20), И.И. Евлампиева(реализует подробную экспликацию идеи единого Абсолюта в рамках русскойрелигиозной философии21), С.В. Кузнецовой (исследует традицию развитияконцепции единого сущего в европейской и отечественной философскойтрадиции22),В.А.Георгиева(рассматриваетконцепциюапофатически-негативного абсолюта как небытия23). Среди критических работ, посвященныхгенологии, следует также отметить исследования А.М.
Гагинского, которыйподчеркивает первично бытийный статус платонической философии, отвергаянеоплатонические интерпретацииЕдиного, лежащие в основе творчестваГайденко П. П. Единое, единство // Новая философская энциклопедия. С. 14-18.Кузьменко Г.Н. О перспективах использования термина «генология» в историкофилософском исследовании. С.
213-216.18Моисеев В. И. Логика всеединства. Воронеж: Воронеж. гос. мед. академия, 1999. 247 с.19Месяц С.В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IVв. // Космос и Душа. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С.823-858.20Бирюков Д.С. Причастность и универсалии в восточно-христианской мысли: некоторыетемы и линии. СПб.: РХГА, 2016. 232 с.21Евлампиев И. И.
Русская философия в поисках Абсолюта: в 2-х т. СПб.: Алетейя, 2000. 415с.22Кузнецова С.В. Концепция единого сущего в европейской и отчественной философскойтрадиции: дисс. ... докт. филос. наук. М., 2009. 289 с.23Георгиев В.А. Хенология как наука о небытии // Young Scientist, 2015. №.12(27). Рart 3. P.23-27.81617А.Ф. Лосева24.Определенные подходы к анализу генологии Лосева в рамках егодиалектической системы намечены в трудах ряда исследователей еготворчества. Центральной (но, во многом, вводной) работой в этом направленииявляется статья А.Л. Доброхотова, где он, анализируя концепцию «Сáмое Самó»А.Ф. Лосева, показывает становление выразительных категорий Абсолюта изапофатической точки в символ25. Ключевыми в понимании лосевской генологиивыступают исследования В.П. Троицкого, заключающие системный анализлосевской диалектики26; В.В.
Бычкова, анализирующего категории единства иабсолюта Лосева с эстетических позиций27; Ю.Б. Тихеева, изучающеголосевскую философию в контексте философии всеединства28, М. Денн,производящей анализ абсолютной диалектики29 и др.Генологическая проблематика в философии Лосева заключается вразвертывании Первоединого с выявлением в нем ряда генеративных моментов– софийного (телесно-фактического), ономатического (выразительно-именного)и персоналистического (личностно-интеллигентного) в их синтезе, что делаетнеобходимым учет не затрагивающих напрямую данную тему исследованийхристианского персонализма, софиологии и имяславия.
Среди современныхспециалистов в области изучения софиологической проблематики следуетГагинский А.М. Бытие и единое у Платона // Платоновские исследования. Вып. 1. М.:РГГУ; РХГА, 2014. С. 89-107; Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал. М.:ИФ РАН, 2018. 193 с.25Доброхотов А.Л. Волны смысла или генология А.Ф. Лосева в трактате «Сáмое Самó» //Лосев А.
Ф. Вещь и имя. Сáмое Самó. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. C. 5-24.26Троицкий В.П. Введение в периодическую систему начал А.Ф. Лосева/ Научно-техническая информация. Сер.2. Информационные процессы и системы, 2000. № 1.С.1-11.27Бычков В.В. Лосев: Эстетика как вера в абсолют // Алексей Федорович Лосев. ФилософияРоссии второй половины ХХ в. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2009.С. 32-59.28Тихеев Ю.Б. Ранний Лосев в контексте философии всеединства: дис. ... канд. филос.
наук.М., 2002. 140 с.29Dennes M. La «mythologie absolue» chez Alexis Losev: Recherche d'un mythe fondateur etjustificateur de la spécificité culturelle et historique de la Russie. Mythe des origines. Eidolôn //Cahiers du Laboratoire Pluridisciplinaire de Recherches sur 1'Imaginaire appliquées à la Littérature(L.A.P.R.I.L.), 2002. № 61. P.203-221.924отметить Павла Роека, тонко связавшего проблематику Софии в русскойрелигиозной философии (Вл. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский) спроблематикой актуализации универсалий30; Хоружего С.С.31, В.В.