Диссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)), страница 11

PDF-файл Диссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)), страница 11 Филология (52472): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)) - PDF, страница 11 (52472)2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)". PDF-файл из архива "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

М.:Директ–Медиа, 2013. С. 66.97Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственныйгуманитарный университет. М., 1994. С. 27.52ГЛАВА 2. НАПОЛЕОНОВСКИЙ КОМПЛЕКС ВПРОСТРАНСТВЕ ПУШКИНСКИХ ТЕКСТОВ2.1. Наполеон в лицейской лирике А.С. ПушкинаИстория интерпретации А.С. Пушкиным мифологизированного образаНаполеона рассмотрена с разных позиций в трудах Н.К. Грунского98, Д.Сорокина99, Б.Г. Реизова100, Г.А. Гуковского101, Н.И. Михайловой102, О.С.Муравьевой103 Р.

Лейбова104, а также затрагивался зарубежными авторами –М.Яворником105, Н. Леклерк106, А.В. Тарараком107, А. Гнединой–Моретти108.Несмотря на большое количество исследований и материалов, говоритьо полноценном и окончательном решении данного вопроса не представляетсявозможным. Нашей задачей является установление причинно–следственныхсвязей зарождения, формирования и функционирования наполеоновского98Грунский Н. К. Наполеон I в русской художественной литературе // Русскийфилологический вестник. 1898. № 3–4.99SorokineD. Napoléondanslalittératurerusse.

Paris, 1974.100Реизов Б.Г. Пушкин и Наполеон // Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л.,1970. С. 51–66.101Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 356 с.102Михайлова Н. И. Творчество Пушкина и ораторская проза 1812 г. // Пушкин:Исследования и материалы / АН СССР. Ин–т рус. лит. (Пушкин.

Дом). Л.: Наука.Ленингр. отд–ние, 1986. Т. 12. С. 278–288.103Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон // Пушкин: Исследования и материалы. 1991. Т.XIV. С. 5–32.104Лейбов Р. 1812: Две метафоры // Труды по русской и славянской филологии.Литературоведение, II. (Новая серия) / Ред. Л.

Киселева. Тарту, 1996. C. 68–104.105ЯворникМ. Двумирность «Пиковойдамы» А.С. Пушкина //SlavicaTergestina–UniversitàdegliStudidiTrieste – ScuolaSuperiorediLingueModerneperInterpretieTraduttori, 2001. №9. С.93–129. – пер. Т. Комаровой.106Leclerc N. Pouchkine et Mérimée ou comment saisir le geste de défi et en dire la portéemétaphysique // Publije, revue de critique litteraire, 2015.107Тарарак А.В. Формирование, развитие и семантические границы наполеоновского«текста» русской литературы XIX – начала XX вв.: дис. ...

докт. филол. наук. Харьков,2014.108A. Gnedina–MorettiNapoléondanslalitteraturerusse, 2014. Цит. по: Электронный ресурс[Режимдоступа]:http://www.napoleon.org/fr/salle_lecture/articles/files/486333.asp(Датаобращения 29.02.2016)53комплекса у Пушкина. Таким образом, мы будем рассматривать одно изнаправлениймифологизацииисторическойличности,которыесформировались внутри особой сложной системы, где взаимодействуютразличные сферы общественного бытия – политика, религия, художественнаяи публицистическая литература.Анализ пушкинских текстов, содержащих наполеоновский «след»,невозможен без детального и целостного биографического сопоставленияимеющихся документов. Объектом нашего исследования будет не толькотворческое наследие А.С.

Пушкина, в котором проявляется Наполеон какобраз–индикатор современности на фоне ряда действующих лиц, но ипереписка классика, пушкинские комментарии к книгам из его библиотеки.При этом не только тексты привлекают исследователей в пушкинскомнаследии – так, И. Менье в статье «Франция в рисунках А.С. Пушкина»представляет анализ изображений, присутствующих в его черновиках,которые «свидетельствуют о его личных навязчивых идеях»109.

Авторотмечает, что «в 1823 году Наполеон встречается рядом с Данте и Мирабо. В1824 г. – среди пушкинских автопортретов напротив различных этаповФранцузской революции в черновиках “Зачем ты послан был и кто тебяпослал?” и в 1828г. – “Кто знает край, где небо блещет”»110.Р.Г.Жуйковаотмечаетнеоднозначныйисложныйхарактератрибуционного процесса. Согласно ее исследованию, именно стилеваяособенность пушкинских портретных рисунков – обобщенная профильнаялиния – допускает множественность личностной идентификации. Так, авторуказывает пару Александр I – Наполеон, а также триаду С.И.

Муравьев–Апостол – П.И. Пестель – Наполеон111, которая особенно любопытна в свете109Meynieux I. La France dans les dessins de Puškin // Revue des études slaves – под. ред.Е.Эткинда, 1987. V. 59. №1.Р. 66. пер. с франц. автора – И.А.110Meynieux I. La France dans les dessins de Puškin // Revue des études slaves – под.

ред. Е.Эткинда,1987. V. 59. № 1.p. 66.111Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки А.С. Пушкина: Каталог атрибуций (А–Б) //Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр.отд–ние, 1989. Вып. 23. С. 69–89.54ряда исторических трудов как прототип Германна в повести «Пиковаядама»112. Эта концепция вызвала научную дискуссию113. Однако данныесближения и уподобления, по мнению Р.Г. Жуйковой, несут в себепроявление«тончайшегоиточнейшеготипологическогочутья»,представляющего исключительное образное мышление автора114.

И. Меньена основании своего материала, в свою очередь, делает вывод о наличии уА.С. Пушкина константного концепта либеральной власти, что доказываетприсутствие в его рукописях французских философов и революционеров115.Как отмечают все без исключения исследователи нашего вопроса,первый период творчества А.С. Пушкина, лицейский (1813–1817гг.),отражает антибонапартистские настроения, царившие в передовых умах тоговремени. По мнению Г.А. Гуковского, на данном этапе складывается сложнаяпоэтическая система, впоследствии трансформировавшаяся в гражданско–патриотическое творчество, начинавшая свое становление во время веденияосвободительной войны с французами116.

«Грозная заря» и поток врагов нарусские земли, дымящиеся от крови, – картина военного времени, созданнаяА.С. Пушкиным, представляет нам традиционный архетип врага – орды, «всесвергающей в прах»; перед нами образы – в традиции «Певца во станерусских воинов» В.А. Жуковского. Стихотворение «Воспоминания вЦарском селе» (1814), носящее одически–элегический характер, такжедостаточно точно отражает литературные веяния военного времени:Страшись, о рать иноплеменных!112Эдельман О.В. Незнакомый Пестель // Новое литературное обозрение. 2011. № 111.

С.130–147.113См. Есипов В.М. Германн, Пестель и мнимые открытия // Вопросы литературы, 2014.№4. С. 392–397; Мильчина В.А. Письма к «лучшему другу» // Отечественные записки,2013. №5 (56). С. 364–367.114Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки А.С. Пушкина: Каталог атрибуций (А–Б) //Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр.отд–ние, 1989. Вып. 23. С. 71.115MeynieuxI.

LaFrancedanslesdessinsdePuškin // Revuedes étudesslaves – под. ред. Е.Эткинда, 1987. V. 59. №1. P. 66 Цит. по: электронный ресурс [режим доступа]:http://www.persee.fr/doc/slave_0080–2557_1987_num_59_1_5611(датаобращения08.08.2016). пер. с франц. автора – И.А.116Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. С. 212.55России двинулись сыны…117Ораторская проза 1812 года также оказала большое влияние натворчество А.С. Пушкина, в том числе в лицейские годы, что, по мнениюН.И.

Михайловой, нашло отражение в стилистике, поэтике, а также идейно–образной системе его произведений118. В дальнейшем поэт также обращаетсяк данным текстам, находя в них новые семантические значения,переосмысливая их.Ю.М. Лотман утверждает, что именно стихотворение «Воспоминания вЦарском Селе» является центральным произведением в творчестве тогопериода,синтезируя«художественныйопытисторическихэлегийБатюшкова с державинской одой». Стихотворение есть образец гражданскойпоэзии, выполненный в лирико–патриотической тональности, которойпримешаны личные эмоции119 и где появляется образ Наполеона, данный сявно негативными коннотациями.ВтворчествеюногоПушкинапрослеживаетсяупотреблениепублицистических и литературных клише, характерных для военноговремени.

Эти шаблонные образы некогда были созданы для формированияобщенационального самосознания, в них подчеркивается освободительныйхарактер войны. В это связи Пушкин не выходит за рамки общепризнаннойриторики в отношении Наполеона:Блеснул кровавый меч в неукротимой дланиКоварством, дерзостью венчанного царя;Восстал вселенной бич – и вскоре новой брани117Пушкин А.С. Воспоминания в Царском Селе: («Навис покров угрюмой нощи...») //Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т.

М.; Л.: Изд–во АН СССР, 1937–1959. Т.1. Лицейские стихотворения. 1937. С. 80.118Михайлова Н.И. Творчество Пушкина и ораторская проза 1812 г. // Пушкин:Исследования и материалы / АН СССР. Ин–т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука.Ленингр. отд–ние, 1986. Т. 12. С. 278–288.119Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. дляучителя. М.: Просвещение, 1988. С. 10.56Зарделась грозная заря120.Здесь мы можем обратить внимание на несколько моментов –формулировки«дерзостьювенчанногоцаря»и«вселеннойбич»заимствованы не только из российской публицистики (что достаточноподробно рассмотрено в работе М.Г. Лобачковой121). В первую очередьсоздателем этих патетических и мифологизированных образов был самНаполеон Бонапарт.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее