Диссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)". PDF-файл из архива "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Образовательное частное учреждение высшего образования«Институт международного права и экономикиимени А.С. Грибоедова»На правах рукописиАртамонова Ирина Валерьевна«НАПОЛЕОНОВСКИЙ КОМПЛЕКС» В РУССКОЙКЛАССИКЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА(А.С. ПУШКИН, М.Ю. ЛЕРМОНТОВ, Н.В. ГОГОЛЬ)Специальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКИХНЕЙ Любовь ГеннадьевнаМосква – 2018ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3ГЛАВА 1. «К ПОНЯТИЮ МИФА В ЛИТЕРАТУРЕ: ПРОБЛЕМАТРАНСФОРМАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫЙСЕМИОТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» ...................................................................
161.2. К теории литературного мифа ...................................................................... 26ГЛАВА 2. НАПОЛЕОНОВСКИЙ КОМПЛЕКС В ПРОСТРАНСТВЕПУШКИНСКИХ ТЕКСТОВ ................................................................................ 532.2. Наполеоновский миф в постлицейском и «южном» периоде ................... 592.3. «Мы все глядим в Наполеоны»: наполеоновский миф в романе «ЕвгенийОнегин» .................................................................................................................. 732.4. «Борис Годунов»: самозванство и антагонизм «джентльмен–разбойник»................................................................................................................................. 882.5.
Реализация наполеоновского комплекса в поэме «Медный всадник» и вповести «Пиковая дама» ....................................................................................... 95ГЛАВА 3. «НАПОЛЕОНОВСКИЙ» КОМПЛЕКС В ЛЕРМОНТОВСКОМТЕКСТЕ ................................................................................................................ 1113.1. Бонапартический комплекс в несобранном наполеоновском циклеЛермонтова ..........................................................................................................
1113.3. Реализация наполеоновского комплекса в поздней лирике Лермонтова............................................................................................................................... 1353.4. Реализация наполеоновского комплекса в крупных жанровых формахЛермонтова («Маскарад», «Демон», «Герой нашего времени»).................... 142ГЛАВА 4. НАПОЛЕОН В ОЦЕНКЕ Н.В. ГОГОЛЯ: РАЗОБЛАЧЕНИЕГЕРОИЧЕСКОГО МИФА ..................................................................................
1524.1. 1812 год в «Миргороде» Н.В. Гоголя: наполеоновский хронотоп ......... 1524.2. Чичиков и Наполеон: от антагонизма – к двойничеству ......................... 1574.3. «Антинаполеоновская» модель помещичьего существования в «Мертвыхдушах» ..................................................................................................................
170ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 174ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................... 181ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 2082ВВЕДЕНИЕОтражение выдающейся исторической личности в литературе –явление достаточно распространенное, но литературный образ героянетождествен исторической личности, поскольку проходит сквозь призмуавторского восприятия. Кроме того, автор зачастую опирается не только нареальные биографические и исторические данные, но и на некийобобщенный (как правило, мифологизированный и фольклоризированный)образ, который сложился в коллективном сознании эпохи.
Таким образом,воплощениеисторическойличностинастраницаххудожественногопроизведения всегда связано с явлением символизации, мифологизации,архипизации реальной личности.«Наполеоновская» тема в русской литературе относительно хорошоизученаиявляетсялитературоведения.Так,внекоторомобразродефранцузскогохрестоматийнойимператорадляподробнорассматривали в своих трудах классики дореволюционной и советскойнауки– Н.К. Грунский, Б.В. Томашевский1, Б.Г. Реизов, Г.А. Гуковский,А.Ш. Шагалов, Н.И.
Михайлова, а также современные ученые В.А. Воропаев,В.Е. Багно2,С.Б. Калашников3,А.В. Тарарак,О.С. Муравьева,С.М. Шварцбанд4, А.Г. Готовцева5, В.А. Гавриков.В частности, проблема интерпретации А.С. Пушкиным мифологенного1Томашевский Б.В. Историзм Пушкина // Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет.М.: Книга, 1990. 672 с.2Багно В.Е. Хвала или хула (к спорам о стихотворении А.С. Пушкина «Наполеон»)// БагноВ.Е. Миф–образ–мотив (Русская литература в контексте мировой).
СПб.: Изд–воПушкинского Дома, изд–во «Вита Нова», 2014.С.376–380.3Калашников С.Б. Модель тождества двух самозванцев: Наполеон и Александр I втворчестве А.С. Пушкина // Пушкинские чтения–2017. Художественные стратегииклассической и новой словесности: жанр, автор, текст материалы XXII международнойнаучной конференции. 2017. С. 9–23.4Шварцбанд С.М. Стихотворный опыт А.С. Пушкина. // Toronto Slavic Quarterly, 2010. №32. С.
419–488.5Готовцева А.Г. Встреча с Наполеоном как биографический конструкт в русской культуре// Отечественные записки, 2014. №4.С. 200–216.3образа Наполеона была поставлена в трудах Н.К. Грунского6, Д. Сорокина7,Б.Г. Реизова8, Г.А. Гуковского9, Н.И. Михайловой10, О.С. Муравьевой11Р. Лейбова12, а также затрагивался зарубежными авторами – М. Яворником13,Н. Леклерк14, А.В. Тарараком15, А. Гнединой–Моретти16.Наиболее обстоятельными трудами по наполеоновской теме у А.С.Пушкина нам представляется статья О.С. Муравьевой «Пушкин иНаполеон», а также глава монографии А.В. Тарарака, посвященнаятворчеству поэта.
О.С. Муравьевой проделана колоссальная аналитическаяработа по обозначению «наполеоновской» темы в творчестве А.С. Пушкинакак магистральной, поскольку ей рассматриваются практически всепрозаическиеипоэтическиепроизведения,указываютсяисторико–биографические предпосылки и особенности развития образа Наполеона впроизведениях.
А.В. Тарарак говорит об особой роли «наполеоновских»произведенийА.С.Пушкина,котораязаключаетсявпоявлении6Грунский Н.К. Наполеон I в русской художественной литературе // Русскийфилологический вестник. 1898. № 3–4.7Sorokine D. Napoléon dans la litterature russe. Paris, 1974. 388c.8Реизов Б.Г. Пушкин и Наполеон // Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л.,1970.
С. 51–66.9Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 356 с.10Михайлова Н.И. Творчество Пушкина и ораторская проза 1812 г. // Пушкин:Исследования и материалы / АН СССР. Ин–т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука.Ленингр. отд–ние, 1986. Т. 12. С. 278–288.11Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон // Пушкин: Исследования и материалы. 1991. Т.XIV.
С. 5–32. Цит. по: ФЭБ Русская литература и фольклор Электронный ресурс [режимдоступа]: http://feb–web.ru/feb/pushkin/serial/ise/ise–0053.htm?cmd=i!&tree_path=undefined(дата обращения 08.04.2016)12Лейбов Р. 1812: Две метафоры // Труды по русской и славянской филологии.Литературоведение, II. (Новая серия) / Ред. Л. Киселева. Тарту, 1996. C. 68–104.13Яворник М. Двумирность «Пиковой дамы» А.С.Пушкина // Slavica Tergestina. Universitàdegli Studi di Trieste – Scuola Superiore di Lingue Moderneper Interpretie Traduttori, 2001. №9С. 93–129.14Leclerc N. Pouchkine et Mérimée ou comment saisir le geste de défi et en dire la portéemétaphysique // Publije, revue de critique litteraire,2015.15Тарарак А.В. Формирование, развитие и семантические границы наполеоновского«текста» русской литературы XIX – начала XX вв.: дис. ….
докт. филол. наук. Харьков,2014.16Gnedina–Moretti A. Napoléon dans la litterature russe,2014. Цит. по: Электронный ресурс[Режим доступа]: http://www.napoleon.org/fr/salle_lecture/articles/files/486333.asp (Датаобращения 29.02.2016)4многоплановой оценки Наполеона. Миф о французском императорестановится катализатором в поисках ответов на вопросы об отношении кЕвропе и патриотизме, о возвышенности над толпой и самозванстве, обиндивидуализме и соборности, о путеводной звезде и удаче.Отсылки М.Ю. Лермонтова к наполеоновской теме также не обойденывниманиемисследователей.Так,С.И.Кормиловрассматриваетвсестихотворения несобранного цикла, а также «Панораму Москвы» каккомплекс лермонтовского творчества о войне 1812 года, и тем самым,затрагивает наиболее важный для нас вопрос об отношении поэта кНаполеону.Л.И.
Вольперт рассматривает наполеоновский миф с точки зрениявлияния французской литературы, в том числе Стендаля на творчество А.СПушкина и М.Ю. Лермонтова («Красное и черное», «Дневники» и «ЖизньНаполеона», – последние два произведения не были знакомы русскимпоэтам, но они являются знаковыми в формировании мифа о Наполеоне),указываянеобходимостьсовместногокомпаративистскогоисопоставительного рассмотрения их произведений17.ИнтересМ.Ю.ЛермонтовакфигуреНаполеона,согласноисследованиям А.Ш. Шагалова18 и П.Р. Заборова19, зародившийся еще вовремя его пребывания в московском университетском Благородном пансионе(сентябрь 1828 – апрель 1830) благодаря лекциям Д.Е.