Диссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)". PDF-файл из архива "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
С. 12.В годы Первой Империи (1804–1815 гг.) периодическое издание, которое выпускалосьофициальным правящим органом, копии же рассылались по местам и расклеивались дляознакомления граждан на стенах общественных зданий.7342единения «в вольнолюбивом порыве»74.Несколько иное, но близкое по смыслу изложение легенды предлагаетФ. Гоннар75(4 основополагающие линии):1.Наполеон представлял собой сторонника убеждений образца1789 года;2.Будучи либералом, он использовал диктат исключительно понеобходимости;3.Будучи сторонником мира, он был вынужден находиться всостоянии войны с европейскими державами;4.Он поддерживал и провозглашал принцип национальногосамоопределения.И была, вместе с тем, легенда черная – она родилась во время Империи,и ее звездный час наступил в период 1814–1821 гг.Она родилась изполитических памфлетов, пасквиле, атак различного рода на «корсиканскоечудовище» и развивалась благодаря произведениям таких знаменитостей, какШатобриан, Бенжамин Констан и Жермен де Сталь.
Однако касательно Б.Констана есть некоторая оговорка: согласно исследованию С. Хазарисингха,обычно предпочтение отдается именно его антибонапартиским работам,тогда как его более поздние труды, в которых можно наблюдать открытостьи благожелательность в отношении Наполеона, остаются в большинствесвоем без внимания76. Алексис де Токвиль порицал Наполеона за создание«рациональной и научной» системы политического господства, не имеющего74Гончар С.В. Адам Мицкевич и миф Наполеона в польской литературе XIX века //Творчество Адама Мицкевича и современная мировая культура: сб.
научн. работ / под ред.С.Ф. Мусиенко. Гродно: ЧПУП «Издательство «Ламарк», 2010. С. 99–107.75Пер. с франц. – Gonnard P. Les origins de la légende napoléonienne: l’œuvre historique deNapoléon à Saint–Hélène. Paris :Calmann–Lévy, 1906. Электронный ресурс [Режимдоступа]:http://www.napoleon.org/fr/magazine/plaisirs_napoleoniens/litterature_poesie/files/470013.asp?onglet=0 (Дата обращения 17.11.2015)76Пер. сангл. – Hazareesingh S. Napoleonic Memory in Nineteenth–Century France: TheMaking of a Liberal Legend/MLNVolume 120, Number 4, September 2005 (French Issue) pp.747–773.Электронныйресурс[Режимдоступа]:https://muse.jhu.edu/login?auth=0&type=summary&url=/journals/mln/v120/120.4hazareesingh.pdf(Дата обращения 14.11.2015)43себе равного в современной истории.
Поколение спустя, Превост–Парадольпозволялсебеязвительныенападкинаимператора:«Правильноенаправление, разум и даже философия остаются безмолвными после егоцарствования»77.Со временем, отмечает С. Паже, «историческая фигура и поэтическоетворение слились воедино, и сегодня уже достаточно сложно отделитьличность в истории и легендарную фигуру, сотканную поэтическимвоображением»78. Исследователь рассматривает путь от истории к легенде, иот легенды к мифу как феномен трансформации исторической фигуры вфигуру мифическую, объединяя таким образом понятия «миф» и «легенда» вединую систему.Однако невозможно рассматривать феномен наполеоновского мифаисключительно во французском контексте.
В России начала XIX века егообраз имел несколько другие черты, он трансформировался в связи смеждународной ситуацией. Н.С. Баранова в своей работе «Художественноевоплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчествеН.С. Лескова»79 представляет градацию «наполеоновского» мифа в русскойлитературе начала XIX века. Выделяется 4 периода развития данногоявления. Рассмотрим эти этапы подробнее.Имя Бонапарта становится известным в широких кругах русскогообщества в так называемый 1 период (1804–1812 гг.), для которогохарактерно восприятие его личности через призму романтизма. В 1806 г.77Пер.
сангл. – Hazareesingh S. Napoleonic Memory in Nineteenth–Century France: TheMaking of a Liberal Legend/MLNVolume 120, Number 4, September 2005 (French Issue) pp.747–773.Цит.по:Электронныйресурс[Режимдоступа]:https://muse.jhu.edu/login?auth=0&type=summary&url=/journals/mln/v120/120.4hazareesingh.pdf(Дата обращения 14.11.2015)78Пер.сфранц. Pagé S. Le mythe napoléonien: de Las Cases à Victor Hugo. P.: CNRS Editions,2013. р. 13.79Баранова Н.С.
Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIXвека в творчестве Н.С. Лескова: автореф. дис. канд. … филол. наук. Киров, 2012.Электронный ресурс [Режим доступа]: http://cheloveknauka.com/hudozhestvennoe–voploschenie–istoricheskih–realiy–pervoy–poloviny–xix–veka–v–tvorchestve–n–s–leskova(Дата обращения 23.10.2015)44В.А.Жуковскийпишет свое откровение на политическую тему «Песнь барданад гробом славян–победителей: («Ударь во звонкий щит! стекитесь,ополченны!...»). При анализе черновиков данного произведения видно,насколько сложным был путь становления стилистической и жанровойформы, где традиционная ода заменена новым для автора «военным плачем»,повернувшимтворчествоВ.А.Жуковскогокзначимымтемамобщественногохарактера80.В то же время на формирование образа Наполеона активно влияларусская Православная Церковь, жестко критиковавшая французскогоимператора, итакую позицию определил целый ряд факторов. Так, вовремена французской революции был введен республиканский календарь,культ Разума выступил альтернативой религии, активным гонениямподвергались представители духовенства и церковь в целом, то естьНаполеоном велась довольно жесткая антицерковная политика, что сталопричинойегомногочисленныхстолкновенийспапойПиемVII,завершившихся в итоге отлучением от церкви.
Как мы видим, всевышеуказанное при помощи умелой церковной и светской пропагандысоздавало в сознании современников образ Бонапарта–мятежника, борца схристианством.В 1807–1812 годах на политическом горизонте отмечалось некотороезатишье, и, как отмечает Н.Я. Эйдельман, «по адресу вчерашнего врагадерзить не рекомендуется, ибо тем задевается дружба императоров»81.Следующий этап, выделяемый Н.С. Барановой, это время господстванесколько иных настроений – с 1812 по 1820–е гг. XIX века. Практически всевидные литераторы того времени не оставались равнодушными к даннойтеме, о чем может свидетельствовать далеко не полный переченьпатриотических произведений данного периода: В.А. Жуковский («Певец во80Иезуитова Р.В. В.А. Жуковский// История русской литературы: В 4 т.
Т. 2. Л.: Наука.Ленингр. отд–ние,1981. С. 104–134.81Эйдельман Н. Я. Мгновенье славы настает… Год 1789–й. Серия: Историческая б–каПетербург–Петроград–Ленинград: Хроника трех столетий. Л.: Лениздат, 1989. С. 167.45стане русских воинов»),Н.М. Карамзин («Освобождение Европы и славаАлександра I) и К.Н. Батюшков («Послание к Дашкову»), А.Ф. Воейков («Котечеству») и И.А.
Крылов («Волк на псарне», «Волк и курица»), оды такихавторов, как В.В. Капнист, Н. Шатров, П. Голенищев–Кутузов.Освободительная война против французского захватчика имеет, сточкизренияФ.Глинки(«ОчеркиБородинскогосражения»,1816),многонациональный характер. Наиболее рекуррентной является картинагорящей Москвы в поэтических произведениях, созданных в 1812–1814 гг.литературными деятелями начала XIX века, в них главенствуют гимны иоды, и, конечно,ключевой фигурой выступает Наполеон, в описаниикоторогопреобладают негативные оттенки, подчас демонические82.В 1812 году, продолжается борьба с антихристом, причем в это времяона достигает своего апогея. Патриотизм, защита родных земель отиноземного захватчика заметно усиливают идиосинкразию к французскомуимператору, демифологизируя его политические, военные и стратегическиеспособности: «…все пагубные пути его славы омыты кровью человеческою,<…> Правдивое потомство откроет яснее нечестивые дела и пагубныеумыслы Корсиканца <…> – нарушителя прав человеческих, презрителяСвятыни, Божества, виновника гибели миллионов смертных»83.
Что стоитотметить, русская православная церковь не называла Наполеона напрямуюантихристом, а лишь задавала вектор для дальнейшего развития мыслиобществаприпомощирелигиозныхстереотипов(ассоциациинаполеоновских войн с Откровением Иоанна Богослова).82Пер. сфранц. – Gnedina–Moretti A. Napoléon dans la littérature russe. Электронный ресурс[Режимдоступа]:http://www.napoleon.org/fr/salle_lecture/articles/files/486333.asp(Датаобращения 21.09.2015)83Наполеон с причетом своим, или характеристическое и биографическое описаниевластителя Франции и пресловутых его братьев, гражданских и военных чиновников,герцогов, маршалов и генералов, имевших участие и действие при вторжении Наполеона вРоссию 1812 года. М.,1813.
36с.46«Двадцать покоренных племен»84 в составе французской армии тожесыграли свою роль в формировании народного восприятия – мотив«бусурманства» (то есть врага нехристианского, язычника и варвара)присутствуетпрактическивовсехфольклорныхилитературныхпроизведениях: у В.А. Жуковского «Уже погнал, как гений–истребитель, //Кичливыеразбойниковорды»85(«Вождюпобедителей»,1812–стихотворение представляет собой комплекс живых впечатлений автора,вступившего в ополчение в чине поручика), у Г.Р.