Диссертация (Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века". PDF-файл из архива "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В работе использованы воспоминания современников, составившие мемуарнуюкнигу «Воспоминания о Максимилиане Волошине», дневниковые записи самого поэта.Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что вней представлена типология мифопоэтических образов в творчестве Максимилиана Волошина в контексте эпохи Серебряного века, выявлена взаимосвязь духовного пути поэта с мифотворчеством как одним из способов постижения и преображения мира и человека, рассмотрено творчество поэта врелигиозно-мифологическом аспекте, показаны смыслопорождающие модели в художественном наследии Максимилиана Волошина, способствующиепонять истинное предназначение человека в нравственно-философском и богословском аспекте.Практическая значимость работы заключается в том, что она можетбыть использовано при изучении курса истории русской литературы концаХIХ - начала ХХ века, эпохи Серебряного века, при написании студентамидипломных и курсовых работ и для ознакомления с творчеством поэта вшколе и ВУЗе, окажет помощь исследователям художественного наследияМаксимилиана Волошина.Научная новизна работы заключается в том, что автор диссертацииобращается к проблеме, изучение которой находится в начале пути.
Системно-аналитически осмыслено поэтическое мифотворчество М.А. Волошина вконтексте его идейно-философских исканий, мировоззренческой эволюцииот античного мифа к библейскому тексту в контексте эпохи Серебряного века, учитывая творческие взаимоотношения поэта с представителями русскойкультуры рубежа веков. На материале творчества М.
Волошина впервые описаны формы и пути реализации мифобиблейского сознания на перепутьяхСеребряного века; впервые предпринята попытка рассмотреть на обширномматериале творческого наследия Максимилиана Волошина типологию конкретных мифобиблейских образов в большом временном охвате, в хроноло16гической последовательности. Исследуя литературное творчество в типологическом освещении, анализируя интертекстуальные связи в контексте волошинского хронотопа, наши изыскания движутся от структурного анализаинварианта, выявления разных уровней понимания мифобиблейских текстовк парадигме их репрезентативных вариаций и описанию соотношения традиционных и индивидуально-авторских контекстов и смыслов этих вариаций.
Врассмотренных произведениях прослежена трансформация мифологическихи библейских образов и мотивов, сюжетов и метасюжетов на духовное становление М.А. Волошина. Предлагается репрезентация мифопоэтическихмоделей в различных видах литературного творчества: лирике, эпосе, критических эссе, теоретическое осмысление и представление механизма отражения, преломления и преображения мифобиблейских сюжетов и образовкак процесса сложного, глубинного, сознательного и бессознательного, отражающего результаты работы индивидуально-авторского сознания в понимании всевременной проблемы «вечности» и «мгновения».Предложена оригинальная концепция духовной эволюции Максимилиана Волошина, в свете которой осуществлено принципиально новое прочтениепрограммных произведений поэта («Неопалимая Купина», «Паралипоменон»). Выявлена волошинская концепция особого русского пути, котораязиждется на христианской сотериологии и эсхатологии.Продолжается изучение произведений, написанных М.А.
Волошиным,в контексте взаимодействия поэта с представителями культуры Серебряноговека, что позволило установить: многоаспектный анализ и синтез поэтического пути являются значимой художественной чертой стиля эпохи, нашедшей свое специфическое преломление в русской литературе рассматриваемого периода в целом и в индивидуальном стиле писателей, находящихся с Волошиным в интертекстуальном диалоге.Выявлены внутриструктурные взаимодействия элементов, многообразиелитературных типов и ликов творчества в различных социокультурных контекстах, свойственных эпохи рубежа веков (конец ХIХ - начало ХХ в.).
Вы17явлен волошинский метасюжет, который строится на семантических комплексах христианской сотериологии и эсхатологии. Автором решена научнаяпроблема взаимообусловленности и иерархичности жанрового, внутрилитературного и художественного анализа и синтеза, имеющих важное значениедля литературоведения.Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на Международных Волошинских Чтениях в 2009-м,(«Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…») 2011-м («Совопросник века сего…»), 2013-м («Вселенная свободы и любви»), 2015-м («Пойми великоепредназначенье….») годах. Основные положения и идеи диссертации изложены в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.Значимым для апробации результатов исследования стало сотрудничество с Домом-музеем М.А. Волошина в Коктебеле (Крым, Россия), выступления с докладами перед сотрудниками Дома-музея, учеными и любителямитворчества М.
Волошина; на научных семинарах в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко, перед учеными Башкирскогогосударственного университета (Стерлитамакский филиал), перед ученымикафедры русской и зарубежной литературы РУДН.Основные положения исследования, выносимые на защиту:1. Поэтическая система Максимилиана Волошина строится на смысловойинтенции, благодаря которой возможен процесс мифотворчества и уникального жизнестроительства, что особенно свойственно духовным исканиям представителей русского символизма, влияние которого Максимилиан Волошин испытал на раннем этапе творчества. Для произведений Максимилиана Волошина такой смысловой интенцией являетсяпоиск идеала, создание своей мифологической модели мироздания, в которой жизнь есть текст, а текст – жизнь, где мифобиблейские образы иметасюжеты сливаются с литературными сюжетами в универсальномсинтезе бытия. Процесс создания мифа мы условно разделяем на четыреэтапа: а) узнавание себя, «заключенным в темнице мгновенья»; б) поиск18идеала, который позволяет увидеть самую суть вещи, явления, человека;в) переживание апокалипсического трагизма бытия; г) слияния своегопоэтического «я» с множеством исторических, библейских, мифологических персонажей, с реальными людьми, вступающими с художником впроцесс взаимодействия и жизнестроительства, «вечное возвращение» впрошлое, чтобы устремиться в будущее.
Выявленная закономерностьуниверсальна для созданных мифопоэтических моделей МаксимилианаВолошина.2. Программно-теоретической дефиницией религиозно-философских исканий поэта явились библейские образы Христа и Неопалимой купины,сквозь призму которых происходило узнавание русского пути, в которомсозидались лики, ставшие сущностными для мифотворчества Максимилиана Волошина.3. Мифопоэтические модели, созданные Максимилианом Волошиным,например, миф о Поэте и Киммерии, его теософские осмысления, атакже постижение русского Пути являются смысловой доминантой,парадигмой, определяющей сюжетную, образную и мотивную структуру его художественного мира, составляют суть его поэтической индивидуальности, его личностного восприятия действительности, егоособого мифотворческого взгляда на мироздание. Созданные Волошиным мифы выступают в качестве языка, затрагивая извечную проблему самоопределения личности в мироздании, имплицитно илиэксплицитно присутствуя в текстах, составляют онтологическое полеи являются результатом онтологического сознания.4.
Поэтический мир и религиозно-философские искания М.А. Волошинаопределяются такими мифологемами, как Дом, Огонь и Солнце, Лунаи «Звезда полынь», библейскими образами Сеятеля и Неопалимой купины, фольклорным образом древнерусского Китежа, осмысленные сбогословских позиций концепты Лик и личина, а также киммерийскиммифом, в основе которого античный мифологический код; являются19вариантным значением мифа о Поэте. Пытаясь слиться с Вселенной,поэт идентифицирует себя с образом Христа и библейских пророков,Одиссеем и Подмастерьем святого ремесла, вестником ирреальногомира, что подчеркивает уникальность творческой личности Максимилиана Волошина.5.В механизме порождения мифологических моделей участвуют: а)смысловые координаты инвариантной структуры мифобиблейскихметасюжетов, потенциально предполагающие вариативность; б) индивидуально-авторское сознание, моделирующее новый художественный вариант ситуации, вобравший в себя конкретное жизненноесобытие и особенности исторической эпохи и культурного развитияобщества; в) память личностная (авторская) и сверхличностная (память культуры)), которая ретроспективно отсылает читателя к архетипу.6.
Мировосприятие поэта в пространственно-временных координатахявляется антиномичным, он в маргинальном пространстве, он скиталец и путник, ожидающий встречу со Светлым или темным ликом, нои нерв эпохи, ее летописец, поэтому так актуальны для творчества ирелигиозно-философских исканий Максимилиана Волошина дихотомии: Лик и личина, Мгновение и Вечность, Луна и Солнце и т.д.
В основе его мифотворчества мистические противоположности, вне которых невозможен путь к всеединству.7. Типология текстов с единой структурной единицей (коллективныйметаисторический сюжет), выявляющая сходства / различия, проецирует горизонтальные и вертикальные межтекстовые связи, подразумевает многочисленные многоуровневые межтекстовые и внутритекстовые диалоги (диалог авторского сознания с сознаниями героев; диалогтворческой личности (автора) с жизнью; диалог с мифом; диалог времени и вечности; диалог с культурой).20Глава I.Миф, мифопоэтика и библейские аллюзии в творчестве Максимилиана Волошина§1.