Диссертация (Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века". PDF-файл из архива "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение«Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»На правах рукописиЗаяц Сергей МихайловичМифотворчество и религиозно-философские исканияМаксимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века10.01.01. – русская литератураДиссертация на соискание ученой степени докторафилологических наукНаучный консультант: доктор филологических наук,профессор Пинаев Сергей МихайловичТирасполь2016ОГЛАВЛЕНИЕВведение ………………………………………………………………….
4Глава I. «Миф, мифопоэтика и библейские аллюзии в творчествеМаксимилиана Волошина»…………………………..…….…….……….……21§1.Понятие о мифе, мифотворчестве и библейском образе, их влияние наформирование творческого пути Максимилиана Волошина………………..21§2. Мифотворчество Максимилиана Волошина на «вещих перепутьях»Серебряного века …………………………………………….............................35Глава II. Мифотворчество Максимилиана Волошина как путь постижения мира и человека ……………………………………………….......55§1.Начало пути: «Быть заключённым в темнице мгновенья»………….55§2.Миф о жертвенной любви в её зеркальном отражении. Поэт и эдиповмиф …………….………………………………………………………………62§3.«Звезда полынь».
Своеобразие эзотирической поэтики …………… 73§4. Стихотворения «Руанского собора» как ступени крестного пути. …83§5. Максимилиан Волошин и Киммерийский миф…………………….. 91§6. CORONA ASTRALIS как «свое отношение к миру»………………100Глава III. Selva Oscura. Мифопоэтические блуждания МаксимилианаВолошина на перекрестках мироздания …………………………………113§1.Блуждания поэта в Дантовом лесу …………………………………113§2. «Киммерийская весна» как глава единого Текста…………………122§3.Мифотворчество Максимилиана Волошина как «великий анонимнарода, мифы творящего»……………………………………………………136§4. Лунный миф. Пути преодоления теософского мифа……………....154§5. «Подмастерье» «как поэтический символ веры»…………………170Глава IV.
Ликотворчество Максимилиана Волошина как путь духовного становления художника в мироздании……………………………..176§1. Ликотворчество Максимилиана Волошина как образ стояния творского человека в мироздании ..………………………………….…………...176§2. Мифопоэтический и философский путь Максимилиана Волошина втаинственный мир искусства………………………………………………….189Глава V. Библейский образ «Неопалимой купины» как воплощениерусского пути в мифотворчестве Максимилиана Волошина…………..208§1.
Великая Война в понимании Поэта………………………………....208§2. Максимилиан Волошин о своеобразии русского пути в контексте Великой французской революции ……… ……………………………..............241§3.Поиск истоков русской смуты. Лики и личины России…………….284§4.Русская усобица и судьба русских поэтов в осмыслении Максимилиана Волошина …………………………………………………………………..299§5.«Возношения». Поэт и Сеятель…………………………………….....309Глава VI Путями Каина. Литургика Максимилиана Волошина. ДомПоэта………………...........................................................................................330§1.
Путями Каина. «Переоценка материальной культуры»………… 3302§2. Литургика Максимилиана Волошина. Дом Поэта как средоточие иперекрёсток мироздания ………………............................................................366Заключение……………………………………………………………....384Библиография……………………..…………………………………….3893ВведениеСовременная культура немыслима вне процессов мифологизации духовного бытия человечества и его демифологизации.Именно в таком аспекте целесообразно рассматривать творчествоМаксимилиана Волошина как мыслителя и художника слова, творившего ижившего на переломе и изломе эпох, принятых сегодня называть Серебряным веком.Творчество русского мыслителя и поэта Максимилиана Волошинанаконец-то начинает пробивать себе дорогу через глубинные пласты русскойкультуры Серебряного века.
Казалось, что в результате трагических событийначала ХХ века мы потеряли возможность свободного литературного, философского и культурологического поиска, был навсегда утрачен духовный феномен русской цивилизации. «В то же время нельзя говорить, что русская религиозно-философская мысль в ХХ веке не смогла выполнить своей задачипоосмыслениюмногообразных,социально-политических,духовно-нравственных и художественно-эстетических сюжетов. Напротив, оказавшись на цивилизационном разломе старого и нового миропорядка, в идейноконцептуальном плане она достигла, своего рода, «акме»» [127:6].Максимилиан Волошин оказался тем человеком, который вписал свойрусский лик во вселенскую мозаику культуры рубежа веков. Можно сказать,что художественное наследие поэта становится классикой, потому что «достаточно развита метафорическая составляющая, нечто вневременное и невыразимое, имеющее отношение к вечному» [224:23].Исследование творческой индивидуальности, ее философские искания,духовное становление в контексте историко-литературного процесса концаХIХ – начала ХХ в.
явление многоаспектное, предполагающее совокупностьлитературоведческого и философского осмысления, тем более если это относится к личностям, творящих в переломную эпоху, каковой является эпохарубежа веков. Показательно в этом смысле утверждение известного литературоведа Л. Долгополова: «Интерес и исследователей, и читателей к искус4ству конца XIX и начала ХХ века в последние годы резко возрос.
Мы извлекаем из незаслуженного забвения имена и литературные группировки; восстанавливаем в правах эпизоды литературной жизни, еще в недавнем прошлом не слишком привлекавшие наше внимание. Искусство рубежа XIX иХХ века столетий обрисовывается перед нами во всей непростой и неоднозначной совокупности своей проблематики и творческих исканий. Мы начинаем понимать, что именно совокупность проблем, фактов личной и литературной жизни, перипетий и литературной борьбы, и создает то неповторимосложное своеобразие, которое выявила и продемонстрировала перед всеммиром русская литература в эти два ответственные и бурные десятилетия.Явившись завершением большого литературного периода, истоки которогоуходят в пушкинскую эпоху, она вместе с тем заложило основы нового этапав истории русской литературы» [116:5].
Эти слова в полной мере могут бытьотнесены к творческой личности М.А. Волошина, которая явилась ярчайшимотражением культуры рубежа веков. В то же время «интересующий нас период ознаменовал собой не просто важнейший этап перестройки аксиологической шкалы в искусстве, сопряженной с кризисом канона и базовых предпосылок классической эстетики. Он сопровождал собой крушение целой цивилизационной модели («исторической России») и ее полную замену моделью принципиально иной» [260:10].Именно сейчас на рубеже веков и тысячелетий творчество поэта становится предметом пристального внимания исследователей литературы, о чемсвидетельствует ряд литературоведческих работ, вышедших в России и за еепределами в течение последних 35 лет.
Так, начиная с 1981 года, прошло девятнадцать международных научно-практических конференций «Волошинские чтения», результатом которых являются сборники научных статей, где сразных сторон рассматривается творческое наследие Максимилиана Волошина в контексте переломной эпохи рубежа веков, наполненной богословскими и философскими поисками, ставившей поэта в пограничную ситуациюсакрального выбора пути.5Несмотря на то, что мифотворчество является знаковым для поэтического сознания М.А.
Волошина и привлекает внимание многих волошиноведов, нет специальных исследований, посвященных мифотворчеству, философским исканиям и духовному становлению поэта на перепутьях Серебряного века, что определяет актуальность работы, которая связана с потребностью современной науки в типологических исследованиях, где выстраивается парадигма художественных реализаций, высказанных в форме метаязыка, который «позволяет рассмотреть варианты одной и той же структурнойфункции и определить типологические закономерности» [267:6]; в поискеновых подходов к тексту как смыслообразующему устройству, в обнаружении интертекстуальных связей, «вечных» мифобиблейских ценностей, расширении уровней познания, выявлении различных сюжетных и метасюжетных модификаций в волошинском хронотопе. Сюжетно воплощенное событие мифобиблейского текста и его значение – это его смысловые уровни.Мифобиблейский текст с его первичной формой образного моделированияреальности и глубоким содержательным потенциалом осмысляется индивидуально-авторским сознанием, создающим новые тексты, и различно функционирует во времени.