Диссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова". PDF-файл из архива "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
112.107Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. – М.: Добросвет, 2008. – С.12.108Субботина Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним: к вопросу о содержаниипространственных понятий // Вестник Челябинского государственного университета, № 4,2011. – С. 112 – 113.67«топос». Термин «хронотоп» предполагает связь пространственного ивременного континуума, термин «топос» подразумевает обобщенное местодействия, например, «провинциальный городок», а термином «локус»обозначается реализация топоса в конкретном произведении, например,«провинциальный городок в рассказах А.П.
Чехова».При этом хронотоп современных произведений может и не включатькатегорию времени. Как указывает О.Г. Ревзина, анализируя романы «Лето вБадене» Леонида Цыпкина и «Взятие Измаила» Михаила Шишкина, «дваромана, о которых идет речь, предлагают совершенно иное видениехронотопической структуры. Здесь актуализован параметр пространства.Именно в пространстве сосуществуют времена, именно через пространстворазновременное предстает как одновременное; в пространстве вещь (не-знак)обретает свойство коннотативного знака, пространство «работает» какпамять, как последний и универсальный интертекст. Размыкание локальныххронотопов осуществляется через вневременность пространства, и сам текстсвоим устройством воплощает этот хронотоп без времени, в которомнеобратимое конкретное событие обретает иной временной статус благодарямнемическому – метонимическому следу, которым оно прикрепляется кпространству»109.По Ю.М.
Лотману, художественное пространство представляет собой«модель мира данного автора», состоящую из следующих основныхоппозиций:1. Замкнутое (дом) и открытое (город) пространство;2. Земное и космическое (описание неба, вселенной);3.Реальновидимоеивоображаемое(несуществующеевдействительности);109Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст какдинамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной80-летию В. П.
Григорьева. Отв. ред. Н. А. Фатеева. М.: Управление технологиями, 2006.– С. 265.684. Близкое и далекое110.В дополнение и развитие лотмановской классификации следует ввестиследующие оппозиции:4. Пространствостатичноеипространстводинамическое,меняющееся;5. Пространство вообще, в широком смысле, противопоставленноеконкретному, данному пространству;6.
Коллективное пространство (страна, планета) и пространство«малое» - семья, дом, двор;7. Логичное и алогичное пространство (в ряде пространств вхудожественнойлитературеможетотсутствоватьилипереиначиваться привычная бытовая логика развития – так, впространстве «Алисы в стране чудес» и «Алисы в зазеркалье»быстрый бег никуда не переносит героев, а постоянное увеличение /уменьшение Алисы вынуждает ее каждый раз заново выстраиватьвзаимоотношения с пространственными объектами);8.
Вертикально и горизонтально ориентированное пространство;9. Естественное (природа – лес, луг) в противовес искусственному(дом, город);10.Структурированное и хаотическое (пространство романа «Замок» Ф.Кафки, к примеру, либо пространство Макондо в произведениях Г.Г.Маркеса).Понимание художественного пространства как пучка оппозиций(которые не обязательно проявляются в каждом произведении) необходимовоспринимать во взаимодействии с временными оппозициями.
По аналогиисо сформулированными выше оппозициями в сфере пространства можнопредложить следующие корреляции:110Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. - Таллин,1992. - Т.1. С. 448.691. Циклическое и направленное время – координата, отражающаяпротивопоставлениетиповогодействиянекоемувнезапному,прерывающему привычный ход событий. Так, к примеру, в рассказеЛ. Андреева «Друг» циклическая жизнь писателя-неудачника,постоянно общающегося со своей собакой, внезапно прерываетсярядом факторов – писатель обретает успех, встречает даму, на времязабывает о своем лучшем друге – собаке. В целом, у Л.
Андреевачасто присутствует мотив прерывания повторяющегося циклакаким-либо экстраординарным событием. То же видим и в«исторических» новеллах Брюсова: к примеру, в новелле «Подстарым мостом» или «В подземной тюрьме» герои проживаютодинаковые события день за днем, пока внезапное происшествие непрерывает этот типичный ход событий.2. Противопоставление современности – истории и гипотетическомубудущему.
План действия произведения может быть погружен как вусловно «современное» время, так и в исторический контекст(Италия эпохи Возрождения в новеллах Брюсова, Иерусалим временИисуса Христа в рассказах Андреева), либо в футуристическое«будущее» (к примеру, в утопиях или антиутопиях – «Восстаниемашин» Брюсова).3.
Скорость течения времени, которая может подразумевать какпропуск целых событий и периодов, мало значимых для развитиясюжета, так и скрупулезное замедление времени в момент развитияважных событий. К примеру, в рассказе Л. Андреева «Губернатор»последние несколько дней жизни губернатора, когда весь город (исам губернатор в том числе) ожидает его смерти, описаны спрактически поминутными остановками, с упоминаниями всехмелких деталей и событий.704. Временны́есопоставленияипротивопоставления,когдапроисходящее в одном плане времени оказывается связанным илипротивопоставленным другому пласту времени – например, всобытияхсовременностиотражаетсяистория,либооникоррелируют с историческим планом действия (как в корреляции«московского» плана действия с «ершалаимским» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).5.
В субъективном восприятии героя часто «благополучное» времяпротивопоставляется «неблагополучному» - так, в рассказе Брюсова«В подземной тюрьме» счастливейшими годами в жизни простогорыбака становятся голы, проведенные им в тюрьме рядом с дочерьюзнатного человека, а в дальнейшем, после освобождения, междуними вновь вырастает стена отчуждения. У Л. Андреева герои такжечасто переключаются из режима «хорошего» времени в режим«плохого» - например, безносый герой рассказа «В Сабурове» живетдостаточно благополучно, пока у его подруги не подрастаетстарший сын, в пьяном виде оскорбивший и прогнавший своегоприемного отца.Врамкахрассматриваемойкорреляциитакжеследуетввестикатегорию времени жизни в широком смысле и оппозицию «пограничных»состояний(детства/старости/близостиксмерти)состояниям«статическим» (герой произведения находится в зрелом, стабильном,спокойном периоде жизни).
Следует отметить, что как Л.Н. Андреева, так иВ.Я. Брюсова больше привлекали именно пограничные состояния: болезнь,предчувствие смерти, желание совершить самоубийство позволяют создатьименно то интенсивное развитие конфликта, которое является характернойчертой новеллы как жанра.Многообразие оппозиций временны́х категорий, представленных вхудожественном произведении, тесно взаимосвязано с пространственными и71вещными категориями – хронотоп немыслим без вещного, предметногонаполнения времени и пространства. В.Н. Топоров утверждает, что «важнаяособенность,отличающаяархаичноепониманиепространства(илипространства-времени), заключается в том, что оно не предшествует вещам,его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Мифопоэтическоепространство всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует,и, следовательно, в определенном смысле категория пространства в этихусловиях не может быть признана вездесуще-универсальной.
Кромепространства,воплощениемсуществуеткоторогоещеявляетсяне-пространство,егоХаос,предшествующеесостояние,отсутствие,творению (речь идет, таким образом, об отсутствии пространствад осоздания Вселенной во времени), или одновременное ему, т. е. в условияхуже наличествующего творения с его пространством»111.Следует также отметить, что в пространственном и временно́м аспектечрезвычайно важен момент перехода, границы. В.Н. Топоров постулирует,что пространство создается и структурируется именно границей, так как безотграничения от других пространств нет того художественного пространства,в котором создается и существует текст: «само пространство возникает нетолько и, может быть, не столько) через от-деление его от чего-то, через выделение его из Хаоса (понятно, здесь не ставится под сомнение сама идея обактуальности отделенности пространства), но и через раз-вертывание егововне по отношению к некоему центру (т.
е. той точке, из которойсовершается или некогда совершилось это развертывание и через которуюкак бы проходит стрела развития, ось раз-ворота) или безотносительно кэтому центру»112.Граница представляет собой метод членения пространства и времени,разделения его на коррелирующие и противопоставленные друг другу111Топоров В.Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. – М., 1983.– С.234.112Там же. – С.239.72отрезки:«МифопоэтическаяразвертывающеесяВселеннаявовне, открытое,несвободноепросто(точнееширокое,—вольное)пространство. Это пространство к тому же организовано изнутри в томотношении (по меньшей мере), что оно расчленено, состоит из частей и,следовательно, предполагает две противоположных по смыслу операции<...>.Речь идет об операциях членения (анализ) и соединения (синтез),которые выступают не только как то, что обнаруживается в реконструкции,но и реально, вполне осознанно используются в основном годовом ритуалеархаичных традиций, на стыке Старого и Нового года»113.Типовыми пространственными локусами местонахождения героев впрозаических произведениях являются Город (в противопоставленииДеревне / открытому пространству) и Дом (в противопоставлениинезащищенному пространству улицы/леса/поля – чужой, необжитой инезащищенной местности).Н.П.
Анциферов, анализируя проблематику изображения города влитературе, очерчивает пять основных параметров отображения города втексте:1. Трактовка города как особой исторической индивидуальности.2. Отображение городских ландшафтов (широко развернутых панорамгорода, его улиц, его домов) как частей единого целого,определившего монументальный облик города.3. Методы ознакомления писателя с городом и его творческаялаборатория.4. Властьгороданадсознаниемипоступкамиперсонажейурбанической художественной литературы.5.