Диссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова), страница 11

PDF-файл Диссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова), страница 11 Филология (52320): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова) - PDF, страница 11 (52320) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова". PDF-файл из архива "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

«правое дело», «на правом плече ангел,на левом – черт» и пр.) и «левого» как отрицательного (ср. «ходить налево»).В прозаических и поэтических произведениях место было одним изосновных параметров амплификации текста. В классической риторике83Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. Часть II.

С.359-360.Там же.85Там же.8455параметр места упоминался в качестве одного из основных. Писатели XVIII,XIX и начала ХХ столетия в большинстве своем получили классическоеобразование, включавшее в себя теорию построения текста. Эта теорияпредусматривала амплификацию идеи с использованием определенныхпараметров, включавших в себя место действия.В XIX веке всем авторам прозаических произведений предлагалосьучитывать параметр места действия как источник плодотворного написаниятекста. Так, учитель А.С.

Пушкина Н.Ф. Кошанский писал: «М е с т о(Locus) может указать вам прекрасныя живописныя мысли! ибо все, что нислучается, происходит в какое-нибудь время, в каком-нибудь месте»86. Егосовременник А. Галич, автор руководства «Теория красноречия для всехродов прозаических сочинений», также упоминал о том, что развитие текстаможет отталкиваться «От места, коего естественное положение на суше илина воде, на крутой горе или на ровнине, отдаленность и близость – весьмамногозначат»87.Вразличныхучебникахсловесностиупоминаетсяамплификация идей текста с использованием параметра места действия: «Неменеетакжезнатнейшихслужитчастей,кразумножениюсвойств,сочиненияокрестностей,иисчислениеважнейшихпроисшествий того места, на котором всегда находится или по которомупроходит бывающая содержанием нашего слова вещь»88.В традиционной картине мира носителя русского языка XIX векапространство представлялось как обжитое или необжитое.

Автор и читательклассической русской литературы был вписан в контекст «расширяющихсякругов»: для него была характерна «структуризация мира «по горизонтали»,то есть вписывание человека в последовательно расширяющиеся общности:семья – дом – двор – деревня – общество – государство – космос. Это86Кошанский Н.Ф. Общая реторика. – СПб, 1854. – С. 14.Галич А.

Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений. – СПб,1830. – С. 87.88Рижский И.С. Опыт риторики. – Харьков, 1822. – С. 36.8756позволяет понять, как человек того времени понимал не только мир, но исебя, свое место в нем»89.Первые опыты русских писателей по локализации художественногомиравопределенномпространствесвязаныспрозаическимипроизведениями XVIII века. Если ранее хронотоп произведения былусловным и подразумевал, что действие может разворачиваться в какомугодно пространстве – принципиальны сами события, но не место ихреализации, - то в первых опытах А.Н.

Радищева и Н.М. Карамзина сталиформироваться образы определенного места.Далее, в классической литературе XIX века стало формироватьсяотношение к месту действия как к определяющему параметру восприятияпроизведения. Так, у А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» выделены тричетких места действия: Петербург, деревня и Москва, и каждое снабженосвоими характеристиками90.В прозе А.С. Пушкина место действия уже становится неотъемлемымучастникомсюжета:«Пушкин,расширяяроманныевозможностициклической структуры «Повестей Белкина», учитывая опыт работы надроманом в стихах «Евгений Онегин», создает новый тип занимательного илаконичного романа о важнейших событиях русской истории.

Историческийроман обретает форму семейных записок. Главный герой — участникописываемых событий. Такой способ связи между материалом и егоотображением создает иллюзию безыскусности, простоты изложения,89Шуйская Ю.В. «Пословицы русского народа» В.И. Даля как отражениеструктуры сознания общества середины XIX века // «Пословицы русского народа» В.И.Даля как отражение структуры сознания общества середины XIX века. – СПб: Златоуст,2002. – С. 68.90Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: Московский рабочий, 1956.

– С. 43.57неотразимой убедительности. Время и пространство становятся субъектом иобъектом повествования, выполняя таким образом и сюжетную функцию»91.Особую окраску приобретает место действия у М.Ю. Лермонтова, вчастности, в «Герое нашего времени»: «Для воплощения мыслей писателячрезвычайно важно, что художественное пространство романа - это несредняя полоса России, а место необычное - Кавказ. На Кавказе, где идетвойна, где офицера подстерегает множество опасностей, где сама природадикая, суровая и величественная, в полной мере может развернуться характергероя. … События романа происходят на фоне гор.

Слово горы, как и словодорога, не только обозначает конкретный предмет, но содержит более общийоценочный смысл. В этом образе мы видим как пространство, так и время вих эстетическом значении: горы - это прекрасное, высокое, величественное,чистое, вечное, это сама природа в ее первозданном состоянии, этот образпротивостоит мелочной суете мирских дел, низменным и грязным людскимпобуждениям, краткости человеческой жизни»92.Далее, у Н.В. Гоголя в «Ревизоре», «Мертвых душах» и другихпроизведенияхместодействиястановитсянеотъемлемойчастьюпроизведения.

Комбинация сюжета с лирическими отступлениями делает из«Евгения Онегина» роман, в «Мертвых душах» - наоборот, то же самоеделает из романа поэму. Для Гоголя и для его поэма современниковассоциируется с эпопеей, сравнивают с «Илиадой», «Одиссеей». Белинскийговорил, что этот эпос подходит для всех времен и народов. В то же времяотличие «Мертвых душ» от гомеровского эпоса – в том, что представить ихна другой почве невозможно, это чисто русские типы.91Белькинд В.С.

Время и пространство в романе А.С. Пушкина «Капитанскаядочка»//Электронныйресурсhttp://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=Fd0CG8AK1Vg%3D&tabid=1035892Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство вроманеЛермонтова"Геройнашеговремени"//Эл.ресурс:http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713754&archive=120532425458Эпическое в поэме – это правдивая широкая картина жизни России –представлены и помещики, и чиновники. Эпическая струя окрашенасатирическим светом.Лирическое в поэме напрямую связано с мыслью о Руси. Лирическое иэпическоевпоэмесвязаныпоконтрасту.Лирическаятемапротивопоставлена царству мертвых душ, которое сатирически обличается впроизведении. Лирика еще резче оттеняет мертвенность этого царства.Лирическиеотступлениявключаютсявглавноеруслоэпическогоповествования.

Если их убрать, поэмы не станет. Гоголь создает новый типпрозы, в котором неразрывно слились противоположные стихии – смех ислезы, сатира и лирика. Не случайно он сам говорил о «Ревизоре» - «сборныйгород», а о «Мертвых душах» - «сборная страна»93. У Гоголя такжеактуализируется противопоставление статического и динамического: так, врамках его замысла некоторые герои «Мертвых душ» должны былипреобразиться и «воскреснуть» (в частности, сам Чичиков, которыйдействовал не только в первом, но и во втором томе поэмы), некоторые же –остаться статическими, то есть мертвыми.

В художественном мире Гоголяподвижность приравнивается к эволюции, развитию, жизни, а неподвижность– к статичности и смерти, что, в частности, и стало основой знаменитойфинальной сцены «Ревизора», когда отрицательные герои застывают, словноизваяния, в тех позах, в которых их застала неприятная новость, и позамыслу автора, не двигаются достаточно долго время.

Противопоставлениестатики смерти динамике жизни позволяет связать пространственновременны́е категории с аксиологическими.Писатели начала XIX века помещали действие своих произведений какв реальные, так и в вымышленные пространства. Общим для них было одно:ни для одного из писателей место действия не было малозначимой93См. Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка //Материалы и исследования по истории русского литературного языка.

– М.: Наука, 1953.– Т. 3. – С. 5.59категорией текста. Эта тенденция продолжилась и во второй половине XIXвека. Так, И.А. Гончаров погружает действие «Обломова» в чередупространственных оппозиций. Из дома в Петербурге (противопоставленного,с одной стороны, внешнему, «холодному» пространству, откуда к Обломовуприходят гости в первой части романа) герой во сне мысленно переносится в«родное», обжитое и знакомое пространство деревни Обломовки.

ДвижениеОбломова из городской квартиры на загородную дачу, а затем возвращениеего в Петербург уже в другой дом, на Выборгскую сторону, такжесимволизирует определенные изменения в его жизни (возрождение иугасание, любовь к Ольге и отказ от этой любви в пользу Агафьи). Напространственные отношения накладываются и временны́е оппозиции: внастоящем имение Обломова разрушено, как может судить читатель изписем управляющего, а в его сне он видит свой родной дом как райскоеместо, которым этот дом являлся в далеком прошлом.Подробноисследованыкатегориивремениипространствавпроизведениях И.С. Тургенева.

«Особый интерес вызывает «усадебныйхронотоп», в котором воплотилась поэзия и красота уходящего в прошлоемира русской дворянской культуры.«Тургеневскаяусадьба-этоидиллия,нанашихглазахперерождающаяся в элегию», - замечает В.Щукин в своей работе «О двухкультурныхмоделяхрусскойдворянскойусадьбы»,посвященнойсравнительному анализу «усадебного хронотопа» романов И.А.Гончарова иИ.С.Тургенева.Пространственно-временной континуум романа «Дворянское гнездо»В. Щукин характеризует как параевропейский вариант «усадебногохронотопа», в котором находит отражение европеизация русской культурной60элиты XVIII-XIX вв., сформировавшая определенный комплекс этических иэстетических норм»94.Впроизведенияхписателейпространственно-временнойвторойконтинуумсталполовинывекаXIXважнейшейчастьюпроизведения.

Так, само понятие «хронотоп» возникло именно в связи спроизведениями Ф.М. Достоевского: М.М. Бахтин в работе «Формы времении хронотопа в романе» писал о связи места действия романов Достоевского спространствомкарнвальныхплощадейсредневековойЕвропы:«УДостоевского, например, порог и смежные с ним хронотопы лестницы,передней и коридора, а также и продолжающие их хронотопы улицы иплощади являются главными местами действия в его произведениях,местами, где совершаются события кризисов, падений, воскресений,обновлений, прозрений, решений, определяющих всю жизнь человека.

Времяв этом хронотопе, в сущности, является мгновением, как бы не имеющимдлительности и выпадающим из нормального течения биографическоговремени. Эти решающие мгновения входят у Достоевского в большиеобъемлющие хронотопы мистерийного и карнавального времени. Временаэти своеобразно соседствуют, пересекаются и переплетаются в творчествеДостоевского, подобно тому, как они на протяжении долгих вековсоседствовали на народных площадях средневековья и Возрождения (посуществу же, но в несколько иных формах — и на античных площадяхГреции и Рима). У Достоевского на улицах и в массовых сценах внутридомов (преимущественно в гостиных) как бы оживает и просвечиваетдревняя карнавально-мистерийная площадь»95.Связь локализации действия с характером героя и расширениехронотопа за счет включения в него цитирования, прецедентных феноменов94Логутова Н.В.

Поэтика пространства и времени романов И.С. Тургенева. – Дисс.… к.ф.н. – Кострома, 2002. – С. 12.95Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросылитературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 390.61и описания реалий отчетливо прослеживается в произведениях Л.Н.Толстого. Так, в романе «Анна Каренина» каждый из ключевых героев имеетсвое «обжитое» пространство. Реалии воплощают себя в виде упоминанияконкретных предметов, используемых героями в их быту.Изменяется жизнь героя – изменяется и состав вещей, окружающихего.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее