Диссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова". PDF-файл из архива "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Включение воспоминания в художественную структуру произведенияпозволяет сделать героя более«объемным»: он выходит за пределы типа,становится индивидуальностью, человеком, имеющим свои особенности.Краткий обзор классической русской литературы показывает, чтохронотоп как единство пространства и времени действия произведения нетолько сформирован, но и типизирован: можно выделить несколько типовыххронотоповклассическойрусскойлитературы.«Действительно,«провинциальный городок», а также «дворянская усадьба» или «купеческийдом» - наиболее привычное место действия большой русской прозы (романа),а также повестей, рассказов, пьес.
Это «Повести Белкина» и «Дубровский»,«Капитанская дочка», это «Мертвые души» и «Ревизор», это «Кто виноват?»и «Обрыв», это все романы Тургенева, кроме «Дыма», почти вся драматургияОстровского, почти весь Лесков, Глеб Успенский, «Бесы» и «БратьяКарамазовы», «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина» и т. д. Причемхронотопы всех перечисленных произведений имеют некоторые общиечерты, сближаются по некоторым признакам (при таком уровне обобщениясходство, естественно, может быть отмечено не как непреложный факт, а какочевидная, явственная, но все же тенденция). Отмеченное Бахтиным«циклическое бытовое время» «провинциального городка» (а также«дворянскойусадьбы»,«купеческогодома»)объясняется,какпредставляется, двумя общими свойствами указанных хронотопов, которыеможно назвать замкнутостью и однородностью»96.96Сухих И.Н. К проблеме чеховского хронотопаhttp://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st008.shtml//Эл.ресурс:62При этом критика XIX столетия не обращалась к понятию локализациидействия как к самостоятельному параметру оценки и восприятия текста.Понятие «хронотоп» было впервые сформулировано М.М.
Бахтиным,причем, как подчеркивает Н.Э. Фаликова, оно и не могло бытьсформулировано ранее 30-х годов ХХ века, так как для осмысления«времени-пространства» понадобились определенные достижения не тольколитературоведения, но и других наук: «становление понятия «хронотоп»было обусловлено, с одной стороны, достижениями естественных наук ифилософии, а с другой, изменением представлений о пространстве и временив искусстве рубежа веков. … именно в творчестве Бахтина был впервыепредложен«последовательнохронотопическийподход»кизучениюхудожественного произведения»97.Рассмотрим далее развитие и модификации понятия «хронотоп» в «постбахтинском» литературоведении.Термин «хронотоп» был впервые сформулирован в работах М.М.Бахтина.
Бахтин определял хронотоп следующим образом: «Хронотопопределяет художественное единство литературного произведения в егоотношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведениивсегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен изцелого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Всевременно-пространственныеопределениявискусствеилитературенеотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены.Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в ихраздельности и отвлекаться от их эмоционально-ценностного момента.
Ноживое художественное созерцание (оно, разумеется, также полно мысли, ноне абстрактной) ничего не разделяет и ни от чего не отвлекается. Оносхватывает хронотоп во всей его целостности и полноте. Искусство и97Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Эл. ресурс:http://philolog.petrsu.ru/filolog/konf/1992/04-falikova.htm63литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней иобъемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественногопроизведения является такой ценностью»98.Как отмечает А.Б.
Темирболат, «хронотоп – неотъемлемый компонентпостроения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяетособенностиметода,стиля,способствуетотражениюсвоеобразиянационального мышления художника слова. Время и пространство –«исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константысодержания и формы литературного произведения.Хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующуюфункции. Он укрепляет внутренние закономерности произведения»99.Д.С.
Лихачев отмечал важность художественного пространства какодной из основных категорий анализа текста: «в своем произведенииписатель создает определенное пространство, в котором происходитдействие. Это пространство может быть большим, но оно может такжесужаться до тесных границ одной комнаты. Может быть реальным (как влетописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке)»100.Понятие хронотопа «получает дальнейшую разработку в трудах такихизвестных ученых, как Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.К.
Гей, Г.М.Фридлендер, Б.А. Успенский, С.Ю. Нехлюдов и другие. Опираясь наобширный фактический и теоретический материал, исследователи выявляютсвойства художественного хронотопа, особенности его функционирования вструктуре литературного произведения. Ими затрагиваются проблемы98Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М.
Вопросылитературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 385.99Темирболат А. Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепцийлитературоведения [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалымеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. — С.6-9.100Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы.1968. № 3. С.76.64сюжета и композиции, автора и героя, которые рассматриваются сквозьпризму категории времени-пространства»101.Наряду с термином «хронотоп» начинает активно использоваться итермин «локус». Первым его начинает употреблять Ю.М. Лотман, длякоторого «локус» неразрывно связан с понятием семантического поля102.Семантическое поле представляет собой условную структуру лексики сцентральной и периферийной частью, разделяемыми как наиболее частотныеи наименее частотные способы выражения данного понятия.Локус как обобщенное место действия в литературоведении частосмешивается с термином «топос», пришедшим из античной риторики.«Термин локус в науку о Гоголе ввел, опираясь на труды фольклористов,Ю.
М. Лотман. Он понимал под ним приуроченность определенных ситуацийи событий к определенному месту. … Однако в работах, посвященныхпроблемампроисходилохудожественногосмешениепространстватерминов«локус»в литературе,и «топос»,чтозачастуювызвалоу исследователей потребность более четко их разграничить. В современнойфилологической литературе локус, как правило, соотносится с закрытым,конкретным пространственным образом, отсылающим к действительности,а топос — с открытым пространственным образом, местом разворачиваниясмыслов.
… Разграничение топоса и локуса соответствует разграничениюидеального и реального, архетипического и конкретного. …Таким образом, если топос – это обобщенное место разворачиванияопределенных смыслов, то локус представляет собой некое ограниченное101Темирболат А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. –Алматы: Ценные бумаги, 2009. – С. 8.102Прокофьева М.Ю. Категория пространство в художественном преломлении:локусы и топосы // Вестник Оренбургского Государственного Университета, № 11, 2005. –С. 87.65пространствохудожественноготекста,имеющеереферентнуюсоотнесенность с действительностью»103.Если рассматривать взаимоотношения топоса и локуса в категорияхсемиотики, то топос является символом, а локус – референтом данного знака.Выражение смысла с помощью чего-то, что не равно ему самому, являетсяпервымусловиемсуществованиязнака.Основательтеориизнакашвейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр основным свойством знаканазывает наличие у него двух сторон: означаемого (понятия) и означающего(средстввыраженияэтогопонятия,например,определеннойпоследовательности звуков или букв), связь между которыми произвольна104.Означаемое не тождественно означающему: например, если кто-то хочетостановить человека и с этой целью встанет у него на пути, то это действиене будет представлять из себя знак, но если он скажет «Стой!», то уже будетупотреблен знак, поскольку в этих четырех звуках изначально нет смысла«остановись, перестань», он возник только по договору людей.Противопоставление означаемого и означающего предопределяетналичие двух планов семиотической системы: плана выражения и планасодержания.Впоследствии эта система была усложнена, и двуединая сущностьзнака – означаемое и означающее – была преобразована в триединую(треугольник Огдена и Ричардса):референциясимволреферент105103Гольденберг А.Х.
Локус дома в мифопоэтике Гоголя // Эл. ресурс:http://domgogolya.ru/science/researches/1400/104Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. – М.: Едиториал УРСС, 2012. – С. 109.105Proskurin S.G. Essays in Contemporary Semiotics. – Новосибирск: НГУ, 2010. – С.65.66Американские ученые Огден и Ричардс рассматривали знак кактройственную сущность: референтом называется тот конкретный предмет,который можно обозначить с помощью данного символа: так, любая собакабудет референтом слова «собака».
Референцией называется процесссоотнесенияданногосимволасданнымреферентом:тотнабордифференциальных признаков, благодаря которому человек отличает, кпримеру, собаку от кошки или коровы.Локус понимается как частный случай реализации топоса: «Неотказывая топосу в лингвокультурологической содержательности локуса, мыпонимаем топос как более широкое понятие, состоящее из отдельныхнагруженных ментальной энергией частных локусов»106.Такое понимание топосакоррелирует с исходным смыслом этоготермина: «Топы (топосы, общие места) – древнейший инструмент, со временАристотеля использующийся для порождения текста речи. Это наборкатегорий, число которых варьируется у разных авторов от четырех досорока. Они помогают оратору найти те идеи, которые нужно вложить вречь.
Использование топики для создания текста основывается на том, чтооратору приходится иметь дело с различными аудиториями, и убеждатькаждую аудиторию нужно по-своему»107.Также в различных литературоведческих концепциях возникаюттермины, оканчивающиеся на -оним, созданные для обозначения разныхвидов типовых локусов108.Таким образом, современное литературоведение использует дляобозначения места действия произведения термины «хронотоп», «локус»,106Субботина Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним: к вопросу о содержаниипространственных понятий // Вестник Челябинского государственного университета, № 4,2011. – С.