Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 70

PDF-файл Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 70 Филология (52306): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты) - PDF, страница 70 (52306) - СтудИз2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 70 страницы из PDF

Значимая для общества"повестка дня" немыслима без кропотливой и системной работы журналистовпо пробуждению, содействию и развитию общественного диалога. Безсоблюдения этого условия любая "повестка дня" будет смещена в сторонуинтересов власти, бизнеса или иного влиятельного субъекта, как это в рядеслучаев наблюдается в российском контексте.ВартановаЕ.Л.Смертьhttp://www.journ.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/472профессии?19.04.2011–366ЗаключениеВ России в последние 20 лет религиозные институты стремятся выбратьсяв публичную сферу (некоторые из них, в частности, РПЦ – весьма успешно),причем не только для того, чтобы обозначить там свое присутствие, но и длятого, чтобы активно влиять на социальные процессы, используя в числеглавных инструментов такого воздействия СМИ.В данной работе внимание было сосредоточено главным образом напредставлении религии в текстах массовой коммуникации, через которые онаглавным образом становится публичной.

История взаимоотношений религии иСМИ, рассмотренная в главе 4 диссертации преимущественно на примерахзападного и восточного христианства (прежде всего – в силу доступностиисточников и разнообразия документированных сюжетов) показывает, чторелигиозные объединения во время бурного развития новых информационныхтехнологий стремятся (а если не стремятся – то просто вынуждены) искатьоптимальные способы взаимодействия в публичной сферой, причем ихактивность в этой области нарастает.ПомимособственнофундаментальныхбогословскогооснованийдляихосмысленияоценкисприродыпозицииСМИивероучения,религиозные организации ведут целенаправленные поиски методологииоптимизации контактов и пытаются выстраивать отношения в более"технологическом" ключе, используя опыт других социальных институтов икорпораций (подробнее об этом рассказано в главах 3 и 4).Помощь в диалоге религии и СМИ могли бы оказать медиаисследователи содной стороны и религиоведы – с другой.

Однако результаты проведенных запоследние 20 лет исследований – иногда действительно очень важные –оказывают, как выяснилось в диссертационном исследовании, минимальноевоздействие на информационную политику и структурные изменения в системеСМИ. Диссертация показывает, что слабая операционализация христианских367моделей социальной коммуникации, недостаточно развитый диалог богослововв области коммуникации и ее светских исследователей приводят к "конфликтуформатов" христианской и светской коммуникации, преодолеть который насегодняшнем этапе стороны стремятся не поиском "общего знаменателя", апостроением "стыковочных узлов" и "шлюзов" для общения.Светские СМИ, преодолевая трудности общения с религиями, которыедолгое время были закрытыми, "герметичными", постепенно приобретаютнеобходимыенавыкивдиалогеснимиивдобычеинформации,соответствующей интересам и потребностям аудитории.

Однако этот процессдо сих пор идет нелегко, поскольку остается большим "зазор" между тем, чтохотят СМИ узнать и рассказать о религиях аудитории, и тем, как религии хотятсебя позиционировать и что пытаются внести в общенациональную илокальную медийную "повестку дня".Оценка эффектов журналистской деятельности предполагает рассмотрениеее в телеологической перспективе, с точки зрения целеполагания ее различныхсубъектов.Телеологический подход к журналистике должен быть основан на анализетранспарентности и упорядоченности процесса формирования целей, уровня ихсистемности и иерархичности, а также соответствия социальной миссииданного вида деятельности. Автор считает полезным междисциплинарноесотрудничество в области телеологических исследований журналистики и СМИна методологическом и методическом уровне с социологами, лингвистами ипсихологами.Противоречивость отношений к СМИ российского общества – средикоторого становится все больше носителей религиозного сознания - и обилиесюжетов, порождаемых в публичной сфере именно этими отношениями, на нашвзгляд, позволяют исследовать их как своеобразный индикатор, "лакмусовуюбумажку" зрелости общества.Попытки общественности воздействовать на СМИ (главным образом - на368телевидение) в соответствии с распространенными в социуме представлениямио направленности и формах возможного воздействия, а также проблемыгражданского общества, которые затрудняют нравственный контроль надтелевидением.

«В условиях, когда ни руководители масс-медиа, ни государствоне хотят брать на себя функции введения таких ограничений, люди готовыотдать их другим акторам, будь то Русская Православная Церковь,общественные советы при телеканалах или кто-то еще. И когда людейспрашивают о цензуре со стороны Церкви, они, скорее всего, ожидают именнотакой «цензуры», а не выборочного освещения политической, экономической исоциальной жизни в стране», – отметил журналист А.А. Золотов.Религия не попадает «в формат СМИ» не только потому, что не умеет себяэксплицитно и непротиворечиво выразить, перевести доступные пониманиюбогословские смыслы и оценки на секулярный язык, но еще и потому, чтоконфликт форматов актуализируется в нескольких аспектах, которые нампредставляется необходимым рассмотреть подробнее.Первый из них – временной, «темпоральный аспект».

Актуальностьсообщения информационного агентства измеряется минутами, газеты – часами,журнала – неделями, а перед религией распахнута вечность, и поэтому ееинституции объективно ориентированы на «длинные дистанции», работаютосновательно, но неторопливо. Что, разумеется, не вписывается в «дедлайны»масс-медиапоформатувремени,ивинитьпринимающихрешениямедиаменеджеров в «асинхронности» отношений было бы несправедливо, ибопроблема лежит глубже. Выход обнаруживается в том, что религиозныеинституции между собой и масс-медиа образуют «стыковочный узел»,синхронизирующую время структуру (пресс-службу, отдел по связям собщественностью и т.п.)Второй аспект – локализационный, социально-пространственный аспект.В условиях «глокализации» (английский социолог Роланд Робертсон так назвал369процесс взаимодействия глобальных и локальных тенденций) 473 религиявытесняется масс-медиа из глобального пространства, на которое онапретендует, в локальное, причем как географически (из центра на периферию),так и социально (из публичной сферы в приватную), и даже медийно – из«больших» масс-медиа в маргинальные и в способное вместить все и всяИнтернет-пространство.Третийаспект«конфликтаформатов»носитсодержательно-тематический характер.

Религия склонна высказываться по фундаментальнымвопросам бытия, а масс-медиа готовы ее «канализировать» ее дискурс толькопо тем руслам и в тех форматах, которые они считают адекватными. «Длясовременных масс-медиа какой-либо интерес представляют лишь две формыприсутствия религиозного в публичном пространстве. С одной стороны, это«удобный язык» для передачи моральных убеждений, тогда как религиозныеорганизации интересны лишь как «социальные службы»; с другой – интересвызываютразличныеформырадикализма,экзотикарелигиозногоантисоциального «подполья», - отметил публицист Алесандр Морозов, которыйработал как в светских, так и в государственных СМИ.

474 По его наблюдениям,«для медийного мейнстрима собственное ядро религиозной жизни – обращениек трансцендентному – находится в «мертвой зоне».475СМИ как социальный институт реализуют свою субъектность прежде всегов процессе медиатизации ценностно-нормативных моделей других социальныхинститутов как субъектов общественного диалога, играя в этом диалогеключевую регулятивную роль ("gate-keeping" и "agenda-setting"). СубъектностьСМИ не отнологична, а процессуальна, она иная, нежели субъектность религии(и473христианствавчастности),котораясразвитиемопосредованнойRobertson R.

Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity. Global Modernities /Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. L., 1995.474Морозов А. Вера в мире коммуникаций // Православие и мир, 10 ноября 2009. URL:http://www.pravmir.ru/vera-v-mire-kommunikacij/475Там же.370коммуникации все больше нуждается в СМИ. Воздействие религии можетмногократноусилитьсяили ослабитьсяв зависимостиот того, какмедиатизируются ее смыслы, ценности и нормы.Проведенные исследования убеждают нас в том, что в России у религийгораздо меньше возможностей воздействовать на систему СМИ, нежели встранах развитой демократии, поскольку воздействие через институтыгражданского общества, которые находятся в неразвитом состоянии, а такжечерез самих граждан (и как избирателей, и как аудиторию) крайнезатруднительно.

Поэтому наиболее распространенным способом разрешениянапряженностей и конфликтов остается обращение к властями в явной илизакулисной форме. Однако с развитием новых информационных технологий иинтернет-коммуникации у христиан появляется шанс выправить дисбаланс,снизить уровень зависимости от больших медиа, используя канал прямогодоступа к аудитории, и эту возможность российские христиане используют всеактивнее.С другой стороны, светские СМИ, связь которых с аудиторией ослабевает,поскольку они все меньше от нее зависят в экономическом плане (а от власти ибизнеса - все больше), не испытывают обусловленной рынком потребности втрансляции религиозных ценностно-нормативных моделей и, соответственно,обращаются к религиозным сюжетам в России спорадически и бессистемно,что, естественно, приводит к описанным в данной работе дисфункциям иконфликтам, усугубляемым закрытостью и герметичностью религий."Конфликт форматов", таким образом, остается важной характеристикойсовременного состояния отношений религии и масс-медиа.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее